Идеалы глазами психоаналитика

Почему один человек идет по жизни уверенно, спокойно, чувствует себя сильным – а другой вечно охвачен тревогой, ожиданием неудачи?

Почему один человек ставит перед собой цели и достигает их, а другой тратит годы на то, чтобы понять, что же он хочет?

Почему у одного человека много друзей, а у другого много болезней?

Идеалы глазами психоаналитика



Почему один человек идет по жизни уверенно, спокойно, чувствует себя сильным – а другой вечно охвачен тревогой, ожиданием неудачи?

Почему один человек ставит перед собой цели и достигает их, а другой тратит годы на то, чтобы понять, что же он хочет?

Почему у одного человека много друзей, а у другого много болезней?

Эти и многие другие вопросы нам может прояснить знакомство с понятиями  Я-реальное и Я-идеальное.

Я – реальное – это то, что из себя представляет человек в данный момент времени – с точки зрения него самого.

Я-идеальное  — представление о себе как об идеале, о том, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это Я, которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-идеал – один из важнейших инструментов развития личности. Он одновременно является и мотивацией к движению, и эталоном, компасом для определения своего положения в пространстве развития, и основой самоуважения, поддержания чувства собственной значимости.



Я-идеал появляется у человека не сразу. Новорожденный считает себя совершенством,  он видит отражение своей исключительности в глазах матери, его могущество неоспоримо – ведь мать принадлежит ему целиком. Потом в его жизнь входит отец, и входит он с целом сводом правил и ограничений, присущих реальному миру, в который пришел ребенок. И у малыша начинает формироваться СуперЭго, в которое на первых порах встроен и Я-идеал.

 

 Супер-Эго  — это одна из частей личности (по Фрейду), которая отвечает за нравственные, религиозные, мировоззренческие установки человека и формируется в процессе воспитания. Задачи СуперЭго - это совесть, формирование идеало и взгляд на себя со стороны. 

Источником СуперЭго являются значимые для малыша взрослые, однако формируется, «делается» СуперЭго из отца, точнее, из мужской, отцовской части детской психики. Проще говоря, какое-то время и у совести, и у самонаблюдения, и у Я-Идеала в психике малыша одно лицо – папино. В процессе взросления растущее Эго ребенка, его Я постепенно присваивает эти функции себе. Так формируются наблюдающее Эго и Я-идеал – уже как части Эго. А СуперЭго остается роль совести.



Итак, источником Я-реального можно считать материнскую часть личности, ведь именно мама помогает малышу понять какой он, как бы «раскрывает» его.  А Я-идеальное вырастает из мужской части, потому что это отец показывает ребенку, чего от него ждет социум.

Огромную роль в восприятии человеком себя самого, в его самоощущении играет расстояние от Я-реального до Я-идеального, их качество и топография в психике.

Давайте рассмотрим основные патологии Я-Идеала.

Если дистанция между Реальным и Идеальным предельно мала или предельно велика (ощущается, как недостижимая)– человек лишается мотивации к развитию, не может почувствовать собственной силы и значимости за счет личных достижений.  Ведь достижение – это по сути, акт совпадения Я-реального с Я-идеальным или, по крайней мере, резкое сокращение дистанции между ними.



Расстояние между Я реальным и идеальным эквивалентно беспомощности.

И чем больше расстояние между реальностью и идеалом, тем сильнее и болезненней беспомощность ощущается. Так же нужно отметить, что сама природа формирования Я-реального и Я-идеального (из мамы и папы) связывает в бессознательном достижение Я-идеала с возможностью согласия в родительской паре. Если родители способны действовать слаженно – Идеал представляется достижимым, если же родители бесконечно далеки друг от друга – так же далеки будут Я-реальное и Я-идеальное. И тем сильнее будет пожизненная беспомощность у их ребенка.





Как же защититься от беспомощности? Она прячется под виной. Вина - чувство, конечно, очень неприятное, но она делает ситуацию управляемой. Ведь то, в чем мы виноваты, мы же можем и исправить.  И сама эта мысль уничтожает беспомощность. На свете много людей, которые берут на себя вину всегда и за все. За все отвечают, во всем виноваты. Есть такое выражение - «в каждой бочке затычка».  Если вины недостаточно, они создадут ситуации, в которых муки совести будут неизбежны. Повод всегда найдется.… А в основе всего – фантазия о недостижимости собственных идеалов.

Другим вариантом патологии Я-Идеала можно считать его отсутствие в психике. Это может случиться с нами, если отца в детстве не было совсем и даже образ его отсутствует или предельно обесценен. В этих обстоятельствах очень велика вероятность того,  что ни Я-Идеал, ни способность к самонаблюдению формироваться не будут. Что же касается совести, она может сформироваться в рамках идентификации с матерью, но ее (совести) функционирование будет окрашено непредсказуемостью и коварством, вызывая постоянную тревогу у ее обладателя.

Отсутствие же Я-Идеала будет держать человека в состоянии постоянной ничтожности, ведь отсутствие шкалы, с помощью которой можно оценить сои заслуги, этапы развития – вызывает иллюзию отсутствия достижений, как таковых. Психика устроена так, что мы признаем существование чего-либо, только если способны это что-либо воспринять. То, что мы не воспринимаем – не существует.

         Есть еще вариант нарушения Я-идеала – он может остаться встроенным в Супер-Эго даже у взрослого человека. Это одна из отличительных особенностей нарциссической патологии, когда мнение других людей (отражение в зеркале ) оказывается единственным источником самооценки.

Здесь мы можем, видимо, говорить об отсутствии Я-реального, которое подтверждается типичным для нарциссов ощущением внутренней пустоты. И, говоря об отсутствии Я-реального, будем предполагать отсутствие матери, по крайней мере психологическое.



Не стоит забывать, что Я-реальное очень телесно, а Я-идеальное – скорее ментально, воображаемо, хотя и может касаться образа тела (как при анорексии). Таким образом, дефициты Я-реального могут восполняться психосоматически, «штопая» дыры в Самости с помощью заболеваний различной тяжести. И в этом случае основным направлением терапии психосоматического заболевания будет не поиск бессознательной фантазии, символизированной заболеванием, а «ремонт» диады Реальное-Идеальное, являющийся, по сути, реставрацией одного из основных внутренних объектов – родительской пары.



 



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развиваем эмоциональный интеллект. Процесс персонального развития - Реальное и Идеальное «Я»
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Тело: идеальное vs реальное
  • Может ли вместо одного человека умереть другой?
  • «Я-реальное» и «Я-идеальное»: пропасть или перспектива?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Всего один вопрос, который поможет понять, а действительно ли вам нужен ваш любимый человек
  • Этапы развития личности. Соотношение внутреннего возраста и реального
  • Почему человек не может исцелиться в 1 миг?
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Что делать если человек лишился части своей души?
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • Почему мужчина может переписываться с вами, но не звать на реальное свидание
  • Один случай может поменять наш взгляд на себя!
  • Глава 2. Как себя чувствует человек, который заболел
  • Упражнение "Реальное «Я» и "Идеальное «Я»
  • Почему человек не принимает себя?
  • Почему человек себя не любит.
  • Идеальное время, идеальное место.
  • Всего одно чувство, которое подскажет - Ваш это человек или нет
  • Человеку нужен человек, но если скрытые выгоды почему-то на стороне одиночества
  • Почему здоровый человек разрушает сам себя
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Если человек говорит, что не хочет больше жить...
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Почему человек запрещает себе иметь больше?
  • Зависимость и самообман как и почему человек обманывает сам себя
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Если ребенок не может себя заставить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь