|
Зависимость у ребенка: как могло случиться?Автор статьи: Титова Мария Юрьевна
Что делать, если ребенок в семье стал зависимым? «Никогда не думали, что в моей семье может случиться такая беда! Попал в плохую компанию? Или от нечего делать? С детства проблемный? Стал неуправляемый?» Давайте разбираться, - откуда же может взяться эта зараза?! Первая проба психоактивных веществ (ПАВ) обычно происходит в подростковом возрасте, это время экспериментов, подростка обуревают протест, стремление отделения, любопытство. В это время подростки начинают экспериментировать с разными веществами, при этом не все становятся зависимыми. Так как же «воспитать наркомана или алкоголика»? От чего зависит, станет ли подросток употреблять ПАВ и станет ли зависимым от них? А дело в том, на какую почву упадет «зерно зависимости». Важной особенностью будущего зависимого является его эмоциональный фон, эмоциональное отношение к себе. Это отношение формируется задолго до начала употребления, в семье, как указывают специалисты, еще до 5 лет. С рождения и до 5 лет ребенок является эгоцентристом. Представьте себе, малыш родился и мама, папа, другие родственники естественно постоянно находятся рядом, реагируют на каждое минимальное проявление малыша – улыбнулся, сделал новое движение, произнес новый звук – и это вызывает улыбку, смех или умиление родителей. Ребенок привыкает к тому, что все вертится вокруг него и все происходящее начинает принимать на свой счет. Если в семье часто скандалят, ругаются мама и папа, или папа пьет, а мама плачет, если родители разводятся, отец уходит из семьи, то маленький ребенок чувствует за это свою вину: «Это я плохой, это из-за меня». Так формируются первые неопределенные ощущения вины, непринятия себя. У ребенка на бессознательном уровне записывается неосознаваемая информация в виде эмоционального отношения к себе как к недостойному любви, жизни, «недостаточно хорошему». В процессе жизни это приводит к аутоагрессивному, саморазрушающему поведению, которое проявляется в виде злоупотребления ПАВ, «случайных» травм, нарушения техники безопасности, увлечения экстремальными видами спорта, а в крайнем случае, попытках суицида. В каждом зависимом действует так называемая «суицидальная программа», злоупотребление ПАВ – это проявление агрессивного, непринимающего отношения к себе. В каждом зависимом живет «внутренний критик» - это внутренняя неосознаваемая часть личности, которая критикует, отвергает. Это основа низкой самооценки, которая может маскироваться демонстрацией завышенной самооценки – чувством собственной грандиозности, самовозвеличиванием, критичностью к другим. Так откуда же берется «критик»? Мудрость гласит: «Будьте осторожны с тем, как вы разговариваете со своими детьми. Однажды это станет их внутренним голосом». Как говорят, «у маленьких детей есть четыре глаза». Это означает, что дети воспринимают мир глазами своих «первых богов» - мамы и папы. Они еще не знают, что хорошо, а что плохо, не имеют отношение к себе. И они заглядывают в глаза родителей, чтобы узнать – это хорошо? А это плохо? Я какой? Я хороший? И если ребенок видит в глазах мамы и папы принятие, поддержку, внимание к потребностям малыша, то и к себе начинает относиться с принятием, формируется «Внутренний принимающий Родитель», так и будет впоследствии относится к себе, своим ошибкам, успехам, будет знать, что его любят несмотря ни на что, что он достойный любви, «хороший». Такой человек не станет убивать себя наркотиками, алкоголем и другим самоповреждающим поведением. Если ребенок в детстве видит к себе раздражение, отвержение, нарушение границ, когда ребенку не дают самостоятельно ступить шага, формируется «Внутренний критикующий Родитель», ребенок начинает неосознанно ощущать чувство вины, страх, обиду и гнев, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к деятельности – учебе, а потом и работе, неуверенность в отношениях, стремление постоянно искать любовь, принятие, «выслуживаться» или отвергать любовь, протестовать, чувствуя себя недостойным любви. И, придя однажды в компанию, где употребляют алкоголь и наркотики, подросток чувствует себя принятым, приобщенным к группе, а психоактивное вещество обезболивает, снимает неприятные чувства, уходит тревога, обида, вина, появляется чувство облегчения, суррогат уверенности, радости, любви. Если в семье ребенок заболел зависимостью – это всегда следствие дисфункции, неблагополучия в семейной системе. Это значит, что семья не исполняет свою основную функцию – удовлетворение потребностей ее членов, при этом речь идет не о материальных потребностях и возможностях семьи. Зависимость ребенка – это только вершина айсберга, а в глубине всегда кроется нарушение семейных взаимоотношений. «От осины не родятся апельсины» - гласит народная мудрость, наркомана еще нужно «воспитать». Конечно, никто из родителей специально не учит ребенка принимать наркотики и алкоголь, и действуют в основном по незнанию, исходя из собственных убеждений, страхов, семейных традиций. Если ребенок злоупотребляет алкоголем или наркотиками, проводит время в Интернете или за компьютерными играми в ущерб основной деятельности, играет на деньги или часто берет деньги в долг – это сигнал, что нужно что-то менять, что в семье что-то идет не так. А начать можно с себя. Закон семейной системы гласит – изменение одного элемента системы обязательно приведет к изменению остальных! Храни Бог Вас и Ваших детей! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|