Мустафина Сирина Наилевна. Чтение как способ развития воображения

Чтение как способ развития воображенияЧтение как способ развития воображения

Автор:

Мустафина Сирина Наилевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14»

Всем родителям хочется, чтобы их чадо выросло умным, разносторонним и любопытным. Одним из средств развития является книга и поэтому с раннего детства нужно прививать любовь к книге, т.к. упустив момент ребенок теряет интерес к данному виду деятельности.

Издавна чтение книг считалось одним из любимых предметов интереса у детей. На сегодняшний день это занятие также остается любимым у них. Некоторые сами читают, а некоторые предпочитают их слушать в семейной обстановке перед сном. Порой взрослые родители даже не подозревают какую пользу они приносят читая своему чаду, который не моргнув глазом глотает буквально каждое слово. Он словно оказывается в этой сказочной стране и пробует себя в роли каждого героя книги. Во время чтения или прослушивания сказки у него развивается воображение, фантазия. Он представляет себя в роли жадного и злого Карабаса-Барабаса или Маши, которая случайно потерявшись в темном лесу, оказалась в доме медведя, который так и не хотел ее отпускать.

 

При помощи сказок возможно радостно и увлекательно формировать детское воображение. Книга расширяет представление ребенка о мире, знакомит со всем, что окружает ребенка: природой, предметами, и т.п. Также книга развивает мышление — как логическое, так и образное. Расширяет словарный запас, память, воображение и фантазию. Прочитайте ребенку сказку до конкретного эпизода, а потом попросите его самого выдумать, чем завершились приключения героев. Это возможно проделать уже с прочтенной любимой книжкой. Пусть малыш попытается вообразить, что случится с книжными героями в будущем, уже за пределами самой сказки. Сперва это будут только лишь предположения и домыслы. Со временем они преобразятся в большие и интересные истории, с разными приключениями и новыми выдуманными персонажами. Можно задать разные наводящие вопросы о том, как пахнет эта местность или какие звуки слышит ребенок. Например, ребёнок читая колобок может представить как в доме пахнет хлебом или пирожками. В то же время при чтении сказки «Теремок» он может услышать звуки дождя и ветра. Естественно, все это берется в его голове не просто так, это некий приобретенный опыт. Ведь он уже знает, что при выпекании чего-либо в печке, дома приятно пахнет, а во время дождя часто дует ветер.

Дети любят книги с картинками, т.к. обычная картина дает возможность фантазировать. Например, глядя на картину, где изображена женщина, готовящая что-то на кухне, ребенок может воображать о содержимом в кастрюле и аромате, который исходит от него. Дети любят рассуждать глядя на картинки. Просто взрослому нужно задавать наводящие вопросы. Больше читайте и анализируйте действия персонажей книг, попросите детей представить себя в их роли и обдумать, как бы поступили они в той или иной ситуации.

Существуют определенные задания, побуждающие ребенка к созданию собственного рассказа о каком-нибудь герое. Попросите ребенка понаблюдать: как выглядит, какие издает звуки, куда и как двигается, что делает и почему. Попросите вообразить: что чувствует, о чем думает попросите рассказать об этом, а потом нарисовать. После чтения какого-нибудь произведения, нужно остановиться и попросить ребенка завершить его. Если это проделать с одной группой детей, можно заметить, что у каждого будет своя версия. Также можно какую-нибудь сказку изменить по-своему, добавив каких-либо героев или сюжет сделать немного другим. Если ребенку прочитать совершенно новый рассказ, то можно дать ему возможность назвать его по-своему. Также с помощью чтения можно проверить память ребенка. Во время чтения любимого произведения можно опустить некоторые известные слова, а ребенок должен в свою очередь догадаться.

Общение с ребенком также приносит свою пользу. Во время беседы он учится строить предложения, логически мыслить и строить логическую цепь мыслей. В будущем этот навык ему пригодится. Дети, которым родители часто читают вслух, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, где наступает конец). Благодаря чтению ребенок учится слушать. Знакомясь с книгами, ребенок лучше знакомится с родным языком.

Дети, которым родители регулярно читали, растут уравновешенными и уверенными в себе. Герои книг попадают в разные ситуации, принимают решения, читая и представляя это всё, у ребенка формируется понимание добра и зла, дружбы и предательства. Во время совместного чтения, ребенок чувствует себя комфортно и спокойно. Слушая литературные произведения, ребенок наследует разнообразные модели поведения через книгу. Он учится быть хорошим другом, воспитанным ребенком, прилежным учеником, заботливым братом или сестрой. Книга открывает для ребенка новый мир и столько важной информации, поэтому важно не упустить тот момент, когда у них столько любопытства к окружающему миру. Книга развивает в детях душевные качества: сострадание, милосердие, радость успехам других, доброту. Речь у ребенка также развивается и обогащается, ведь он с каждым разом воспринимает новые слова, выражения, синонимы, антонимы.

Читая книги вслух взрослому надо правильно ставить интонацию и менять голоса при смене героев, таким образом, у детей развивается артистизм. Можно попросить ребенка показать какой-нибудь отрывок сказки, используя жесты и мимику. Пересказывать можно как с первого, так и с третьего лица. Таким образом, ребенок учится правильно использовать окончания.

Сказки часто бывают о животных. После чтения сказки «Маша и медведь» спросите ребенка, какие сказки он еще знает об этом животном. Таким образом, у него срабатывает память, а еще он учится анализировать и сравнивать одного и того же животного в разных сказках. Очень часто во всех сказках лиса выходит хитрой, волк голодным и злым, сова мудрой, заяц трусишкой, а собака верной.

Также можно спросить у ребенка какое еще можно найти применение топору и придумать с этим другую сказку.

А известная метла Бабы-яги что еще умеет делать, кроме как летать? А Баба-яга всегда бывает только злой и не любит людей, а может нам просто никто не рассказал о ее хороших качествах.

Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение — это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать «по законам» трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать — в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети «изобретают свои велосипеды». Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.

Просмотров: 663
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Редактор. Ребенок учится считать
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект НОД в средней группе «Кого можно назвать другом».
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Коростелева Татьяна Ивановна. 'Ребенок и книга'
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Татьяна Старченко, Наида Гебекова. Книга в жизни ребенка
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь