Конспект-сценарий «Путешествие в осенний в лес»
- Программа: «От рождения до школы»
- Возраст: Подготовительная к школе группа.
- Направление: Познавательно-речевое.
- Основная образовательная область: Познание.
- Интегрированные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, труд, безопасность, художественное слово, художественное творчество.
Цель: обобщение знаний детей о некоторых признаках осени
Задачи:
воспитательные: воспитывать в детях социальные чувства, умение вступать в контакт со взрослыми, со сверстниками, воспитывать уважение к себе, к природе.
развивающие: развивать умение устанавливать причин- следственные зависимости и делать простейшие выводы, развивать мышление, воображение и интерес к занятию, звуковой культуре речи.
образовательные: углубить знание детей об осени, активизировать знание детей об образе жизни диких животных, зимующих и перелетных птицах.
Предварительная работа: заучивание загадок, стихов, пословиц.
Материал: полумаски, грибы — муляжи, игра «Посади дерево», «Что лишнее», «Кому улететь, кому остаться», разрезные картинки волка, лисы, запись на магнитофоне.
Оформление зала: осенний лес, деревья с желтыми листьями, грибы.
Заходят дети в зеленых галстуках, здороваются с гостями.
1. Психогимнастика.
Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся. Мы пожмем друг другу руку, Побежит тепло по кругу.
Мы – защитники природы И природе мы нужны. Чтоб вокруг леса шумели, В небесах, чтоб птицы пели.
Чтоб в лесах водились звери, Защитим тебя всегда Наша матушка – Земля!
2. Голос матушки – Земли. Я – матушка- Земля, загадаю вам загадку:
- Пришли без красок И без кисти, И перекрасила все листья». Воспитатель. Про какое время года загадала загадку матушка – Земля? (Про Осень) Молодцы! (Включается музыка) Может кто-нибудь вспомнит стихи про осень? (Рассказ стихотворение) Ребята, чтобы определить осеннюю погоду, давайте поиграем в игру. Нужно убрать те знаки, которые не обозначают осеннюю погоду.
Игра «Что лишнее»
Лесовик. (Входит задумчиво) Что делать?...
Воспитатель. Здравствуйте! Кто вы такой? О чем вы задумались?
Лесовик. А…, здравствуйте! Я – Лесовик, прошел по лесу и увидел, что мои друзья – лесные жители не совсем готовы к зиме. Я за них беспокоюсь. Мне нужны помощники, а одному мне не справиться. Я наслышался, что в нашем саду есть такие ребята, которые любят природу и защищают ее.
Воспитатель. Вы правильно попали, не беспокойтесь, мы вам поможем.
Лесовик. Спасибо, я буду вам благодарен, если вы сможете мне помочь (уходит)
Воспитатель. Мои юные защитники природы, поможем лесным жителям?
(Ответы детей) К лесным жителям отправляемся на необычном транспорте. На чем можно отправляться в лес? (На ковре – самолете, воздушном шаре, на летающей тарелке, на ступе- метле Бабы Яги и т. д.) (Под музыку дети «летают») Какие чувства у вас появилось? (Волнение, сердце уходит в пятки, сердце замирает, дух захватывает, здорово). (Музыка останавливается, дети «приземляются»).
Воспитатель. Дети, мы в осеннем лесу. Какие изменения произошли в лесу? (Прохладно, опадают листья, птицы, звери, деревья готовятся к зиме) Вспомним, как нужно вести себя в лесу (ответы детей). Представьте себе, что случилось бы, если бы после лета сразу наступила зима? (Все бы в природе замерло, погибло, никто не успел бы — подготовится к зиме). Ребята, почему так тихо в лесу? (Певчие птицы улетели на юг)
Голос скворца. «Я – скворец, не знаю улетать мне или остаться в родном лесу, подскажите, пожалуйста.»
Воспитатель. Ребята, поможем скворцу? Давайте поиграем в игру. Выбираем перелетных птиц.
Игра «Кому улететь, кому остаться»
Воспитатель. Ой, птичка присела на пальчик. Давайте поиграем с ней.
Гимнастика для глаз «Маленькая птичка»
Воспитатель. А где же звери? Эй, где вы? (Громко зовет) Ой, ребята, я какую ошибку допустила? (Нельзя шуметь в лесу) Давайте, немного отдохнем на травке, а потом и может, кого-нибудь из зверей встретим. Это чей след? А вот и он сам.
Театрализованное представление
(Выходит заяц в серой шубе с сотовым телефоном, приплясывает)
Белка. Заяц, что же ты гуляешь? Свою шубку не меняешь? Все готовятся к зимовке. Заяц. Это дело не по мне.
Собирайте урожай, Мой девиз: «Пляши- гуляй!» Еж. Что за шум здесь? Что за праздник?
Заяц, это ты проказник. Почему ты без работы, Не готовишься к зиме? Заяц. Эй, колючие ежи!
Чем грибочки собирать, Лучше в салочки играть. Еж. Нет уж, заяц, сам играй! Нам работать не мешай.
Заяц. Ну, пошел лесной народ, Поле, грядки, огород. Все в заботе да в работе. Так гляди и жизнь пройдет.
(Появляется волк)
Волк. Ох, и умные слова, От работы лишь беда. Что ж, давай теперь играть. Заяц. В догонялки?
Волк. Лучше в жмурки, Чтоб не пачкать серой шубки. Воспитатель. Глазки мы тебе завяжем, Раз, два, три тихонько скажем,
Чуть повертим…
Дети. (шепотом) Заяц, меняй шубку. (Заяц меняет серую шубу в белый цвет)
Воспитатель. Ну, иди…
Волк. Где же серый заяц? Неужели он свою, серую шубку поменял на белый цвет? Теперь я его не найду (уходит)
Заяц. Вы меня извините, зайца глупого простите. (Дети снимают полумаски)
Воспитатель. Почему зайцу зимой нужна белая шуба? (Чтобы не быть заметным на снегу). А как вы думаете, зайчик готов теперь к зиме? Вспомним загадку про зайца.
1. Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко Любит морковку.
2. В гору бегом, С горы кувырком.
Воспитатель. Молодцы ребята! Вы не заметили, в какой стороне гуляют лиса и волк. А может они спрятались вот в этих конвертах? (Ребята собирают разрезные картинки волка и лисы, нарисованные на ватмане). Молодцы, нашли волка и лису. А как они готовятся к зиме? (Линяют) Изменяют свой цвет? (Нет, им некого бояться, они хищники) Где спит лиса и волк? (Лиса в норе, а волк в логове). Вспомним загадку про лису.
1. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур ворует.
2. Хитрая плутовка, Рыжая головка. Хвост пушистый- красота, Кто же это?
Воспитатель. Молодцы! Ладно, лиса и волк, идите по своим делам (дети убирают их в конверт). Ребята, отдохнем, разомнем пальцы:
* Мы рога лося покажем И клыки кабана тоже. Мы про зайца не забудем, Чтобы четко говорить
Надо с пальцами дружить!
А где же у нас медведь? (Спит в берлоге) Ну ладно, пусть он спит, а мы поиграем в игру.
Подвижная игра» У медведя во бору»
Дети. (поют) У медведя во бору, Грибы, ягоды беру. А медведюшка спит, И в берлоге лежит.
Медведь. Кто в лесу гуляет? Кто в лесу поет? Я еще не сплю, Я еще гуляю! (Оглядывается)
(Дети поют еще раз)
Медведь. (Берет того, кто двигается) Вот кто в лесу поет, Вот кто в лесу гуляет. Дети. Медведюшка, не тащи,
Медведюшка, отпусти, Медведюшка ты поспи, Медведюшка, до весны! Медведь. Так и быть, не потащу,
Так и быть, я отпущу, Пойду, посплю до весны. (Уходит)
Воспитатель. Медведь, оказывается, еще не спал. Мы помогли ему, пусть поспит до весны. А чем он будет питаться? (под кожей накапливается жир, он осенью хорошо наедается) А еще кто впадает в спячку? (Еж, барсук). Посмотрите, кто это спит? (Барсук) Он был укрыт листьями, но они ветра улетели. Давайте, укроем его. (Дети собирают листья и укрывают барсука). Ой, кто-то кинул мне мишку.
Голос белки. Хожу в пушистой шубе, Сижу на старом дубе. На деревьях живу, И шишки грызу.
Воспитатель. Ребята, узнали? Ой, высоко сидит. А какого цвета у нее шуба? (Серого цвета) Почему? (Чтобы быть незаметной на деревьях) Где живет?
(в дупле) Может у белки запасов мало на зиму? Давайте, поможем белке, соберем грибов, шишек.
Вместе. Собрали для белочки Белые грибочки, Крепкие груздочки, Подосиновички.
Мы — ребята из детского сада, Мы — друзья природы. До свидания, белочка!
Воспитатель. Вот мы и вышли к опушке леса. Ребята, чтобы лесные жители о нас помнили, давайте посадим деревья. Какая почва нужна, чтобы они хорошо росли (рыхлая) Сейчас мы проведем опыт: в одной баночке почва, а в другой – вода, воду нальем в баночку с почвой и посмотрим, что происходи. Появляются пузырьки (кислород) значит, почва, какая?
(Рыхлая, можно посадить деревья) (Дети на ковролине, на полу собирают деревья по частям. Выясняется части дерева: ствол, крона ветки)
Воспитатель. Вспомним народные изречения:
- Растение — земли украшение.
- Сломать дерево недолго – вырастить годы.
- Одно дерево погубил — посади сорок.
- Срубил кусты – прощай птицы.
- Много леса – не губи, мало – береги, нет леса – посади.
Молодцы!
Лесовик. (заходит) Спасибо вам, ребята, за помощь. Вы достойны называться юными защитниками природы (награждает медалями) Вот вам подарок от матушки Земли (дает корзину с яблоками. Уходит).
Вместе: спасибо, лесовик. Давайте, будем беречь планету, Другой, такой ведь на свете нету. Разведем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Воспитатель. Ребята, нам пора домой. Сядем на необычный наш транспорт поудобнее. (Включается музыка) Вот и прилетели. С какими трудностями вы встречались? А что было самым легким во время путешествия? Что было интересного? Отдыхайте.
Использованная литература:
- Н.В. Коломина. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва. 2003
- Л.П. Молодова. «Игровые экологические занятия с детьми». Москва. 1996.
МБДОУ № 82 «Подсолнушек» Составила: Хайруллина Лейсан Миннехановна 2015 г
|