«Прогулка в осенний лес»
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
Учить детей экспериментировать, обобщать результаты экспериментов словами. Уточнить и систематизировать знания детей о свойствах воды (вода жидкая, растекается, бесцветная, прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, отражает предметы). Воспитывать бережное отношение к воде, учить беречь ее.
Закрепить знания детей об осени, изменениях, которые происходят в лесу в этот период времени.
Воспитывать любовь к природе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: Слова, обозначающие свойства воды: бесцветная, прозрачная, безвкусная, отражает предметы, растекается.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы с детьми о свойствах воды, зачем она нам нужна. Рассматривание воды во время умывания, поливы растений, на улице во время и после дождя, растекание луж, рассматривание воды в аквариуме.
ОБОРУДОВАНИЕ: ручей из бумаги, сосуд с рыбой, «кочки», письмо от Осени, болото.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети входят в зал, оформленный под осенний лес. Звучит спокойная музыка.
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите: к нам пришло письмо!
(читает) Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости, в осенний лес!
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной.
Листья солнцем наливались, Листья солнцем пропитались. Налились, отяжелели, потекли и полетели, Поскакали по сучкам.
Ветер золото кружит, Золотым дождем шумит.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, от кого это письмо, кто нас в гости к себе приглашает?
Ответы детей.
Воспитатель. Здесь стоит подпись «Осень». Пойдемте в гости к осени в лес!
Песня «Про осень».
Воспитатель. Смотрите, ребята, какое большое дупло. Здесь кто-то живет, давайте подойдем поближе и узнаем, кто здесь живет. А чтобы вам узнать, даю вам загадку-подсказку:
Угадайте, что за птица Света яркого боится, Клюв крючком, Глаза пятачком, Большая голова…
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель. Здесь сидит мудрая бабушка сова. Она охраняет вход в волшебное осеннее царство. Давайте вежливо поздороваемся с ней, и она проснется.
Дети здороваются, и сова открывает глаза.
Сова. Здравствуйте! Я не сплю, осенний лес сторожу! С чем вы ко мне пожаловали?
Воспитатель. Бабушка сова, пропусти нас, пожалуйста, в волшебный осенний лес.
Сова. Я пропущу вас в осеннее царство, когда узнаю, что вы действительно любите нашу землю, природу, много о ней знаете. Что вы можете рассказать об осени?
Дети рассказывают пословицы, поговорки об осени, что происходит в природе осенью.
Хороводная песня «Калинушка».
Сова. Молодцы, ребята. А вот послушайте мою загадку. Отгадаете – пропущу в свое царство.
Прозрачная, чистая, Струйкою льется, Плещется в море, Мерцает в колодце.
Зверей и людей, И растения напоит. И дождиком чистым Всю землю умоет.
В реке, в океане Прохладой ласкает, Под душем и в ванне Теплом согревает.
Нужна она всем на земле и всегда,
Прозрачная, чистая. Это — …
Сова. Молодцы. Это вода. А что это за волшебница – вода? Вы знакомы с ней? Хорошо, но сегодня вы узнаете о воде еще больше, если не нарушите три правила, которые надо знать тем, кто приходит к нам в гости.
1. Не сори! 2. Не шуми! 3. Не губи!
Сова. В лесу нет ничего лишнего, ребятушки. Не рви цветы, не ломай
ветки, не бросай камни в ручеек, не дави муравьев. Все живое связано между собой. Хорошо запомните это. А без волшебницы водицы ничего не будет!
Сова. Посмотрите, ребятушки, что у меня есть. Это волшебная капелька, не простая. Хотите, расскажу, как я с ней познакомилась?
Это было зимой, ребятки. Облетала я свои владения лесные, и упала на мое крыло большая красивая снежинка. Упала, ребятки, и вдруг – превратилась в капельку. Скажите, ребята, почему снежинка превратилась в капельку.
Ответы детей.
Сова. Молодцы, ребятки. Она пришла в гости рассказать нам много интересного о воде. Давайте ее послушаем.
Капелька. Сначала я, ребята, расскажу вам, как жила я летом. В самом начале я попала в тучку с другими капельками, день ото дня капелек становилось все больше и больше; затем мы падали на землю звонким, веселым дождем. Напоив растения, деревья, цветы, травку, мы сливались в быстрые маленькие ручейки и стекались в речки, озера и большие лужи. Потом дождик прекращался, и снова солнце начинало светить. И чем жарче оно грело, тем меньше становилось воды в речках, лужах, ручейках. Отгадайте, ребята, куда девалась вода? Ответы детей.
Правильно, она испарялась. Вода невидимыми струйками в виде пара улетала снова в тучку, тучка становилась все больше и больше, капельки в ней накапливались, и снова лил дождик. Понравился, ребята, мой рассказ? А сейчас давайте поиграем. Встанем в круг.
Игра «Дождик».
Песня про дождик.
Воспитатель. Давайте попрощаемся с совой и капелькой. Пойдемте дальше, в осенний волшебный лес. Ребята, болото. Давайте попрыгаем через кочки, осторожно только, не пугайте лесных обитателей.
Танец «Лягушки».
Воспитатель. Ребята, смотрите – домик лесничих. А кто это лесничий? Надо загадку отгадать.
Чтобы сосны, липы, ели Не болели, зеленели, Чтобы новые леса Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий Охраняет – кто?
Ответы детей.
Воспитатель. А зовут его Лука.
Лесничий. Здравствуйте, ребятки, я рад видеть вас в моем лесу, рад, что ребятушки в гости ко мне пожаловали. Располагайтесь поудобнее. Вы заметили, что около моего домика протекает ручей? Ну-ка, наклонитесь над моим ручейком. Что вы видите там? Вы видите свое лицо. Как это объяснить, я вам рассажу. Раньше, давным-давно, не было зеркал, и люди смотрелись в воду, как в зеркало, а чистая прозрачная вода отражала их лица. Красавица, когда шла на гулянье, сначала глядела в воду, любовалась собой, своей длинной косой, своим телом. Запомнили, ребятки? Вода отражает предметы.
Ребята, а чем пахнет вода? Давайте понюхаем. Вода не пахнет, у чистой водицы, ребятушки, нет запаха. Ребята, почему вода не пахнет? Она чистая.
Опыт с водой. В стакан бросить предмет.
Что мы видим? Видно ли предмет? Давайте проверим. Как вы думаете, почему видно предмет? Ответы детей. Правильно, ребята, вода прозрачная. А в речке вода прозрачная? Ответы детей. Это хорошо или плохо? А если вода мутная, темная, о чем это говорит? Ответы детей. Ребятушки, много воды на земле? Нужно ли беречь воду? Почему? Ответы детей. А если исчезнет наша волшебная водица, что произойдет? Ответы детей. Молодцы, ребятушки, давайте вместе с вами беречь нашу водицу, будем закрывать покрепче краны, не будем бросать в ручейки камни, мусор в речку, а будем любоваться чистой речкой. Ребята, а где живет наша водица? Она в речке чистая, ее можно пить? Нет. Значит, сначала ее очищают, а уж потом она попадает к нам в кран. Молодцы! Ребятушки, сегодня я вас хочу угостить этой волшебной чистой водицей (кувшин с водой).
А какой вкус у водицы? Сама она горькая, кислая, сладкая? Ответы детей. У воды, ребятки, нет вкуса. Вода – безвкусная. Запомнили, ребятушки? А сейчас с вами поиграем в игру «Ручеек», да мне нужно идти. Меня ждут лесные обитатели.
Воспитатель. Спасибо, дедушка Лука, ребятки многое сегодня узнали о нашей волшебной водице. Нужно беречь нашу родную природу, все у нас взаимосвязано. Не будет водицы – все живое погибнет. Ребята это хорошо запомнили. Для Вас, дедушка Лука, дети хотят спеть и сплясать.
Частушки. Песня «От улыбки». Дети прощаются с дедушкой Лукой и уходят в группу.
|