Тематический досуг «В гостях у зимы»
Цели:
- закреплять у детей знания о зиме
- развивать и активизировать словарь и лексико-грамматический строй речи по теме «Зима»
- упражнять детей в подборе имен прилагательных к именам существительным и учить согласовывать их в роде, числе, падеже
- упражнять в сравнении предметов с выделением различных и сходных качеств
- совершенствовать у детей диалогические формы речи
- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи
- развивать логическое мышление, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук
- воспитывать у детей культурные навыки общения и литературно-художественный вкус.
Материалы:
Аудиозапись «Звуки зимы»; иллюстрации животных (заяц, лиса, белка, волк); иллюстрации зимних пейзажей; искусственная елка; изображения снеговиков; бумажные снежинки (по количеству детей).
Ход досуга:
(вход детей под музыку)
(На экране – картинка зимнего пейзажа)
Вос-ль: Здравствуйте, дорогие гости, здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Посмотрю на ваши лица, я хочу с вами подружиться. Вы меня знаете? Как меня зовут? А теперь я хочу услышать, как вас зовут. Назови свое имя четко и ясно.
Дети: Вика, Саша …
Вос-ль: Нашу встречу начну с пожелания. Вот послушайте:
Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко говорим, И, конечно, не спешим!
Вос-ль: Как мы будем сегодня говорить, а также всегда и везде?
Дети: Ясно, четко, не спешить.
Вос-ль: А вот о чем мы будем говорить, вы узнаете из стихотворения «Зимнее утро», которое написал известный русский поэт Александр Сергеевич Пушкин.
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Вос-ль: Какому времени года посвящено это стихотворение?
Дети: Зиме.
Вос-ль: Сегодня мы с вами поговорим о зиме.
Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, я угадала? А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу вам попасть в одну чудесную зимнюю сказку? Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы будете внимательно смотреть, и слушать мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку зимы. Готовы? Слушаем:
(На экране показ слайдов зимнего пейзажа, звучит музыка)
Вос-ль: Слышите? «Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Теперь она зовет нас в свою сказку, обещая чудо, и мы спешим ей навстречу и замираем от радости! Зима – кружевница, весь лес нарядила!»
(Музыка затихает)
Вос-ль: А теперь скажите, вы сумели увидеть зимнюю сказку? Какую зиму вы представили?
Дети: Холодную, морозную, снежную, суровую, лютую, студеную.
Вос-ль: А про что можно сказать «морозный»?
Дети: День, вечер, узор.
Вос-ль: «Снежная»?
Дети: Погода, зима, горка, буря.
Вос-ль: «Холодное»?
Дети: Утро, мороженое.
Вос-ль: «Ледяные»?
Дети: Горки, реки, сосульки, фигуры.
Вос-ль: Ой! Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало! Покажите, как вам холодно!
Давайте встанем в круг и погреемся:
(Воспитатель вместе с детьми встают в круг, проводится физкультминутка)
Руки в кулачки сожмем И немножко подождем. На ладошки мы подуем, Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем, Сильно на него нажмем. Мы ладошки растираем И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже, Теплым стать ему поможем. Губки надуваются, щечки улыбаются.
Вос-ль: Согрелись? Присаживайтесь. А сейчас скажите, зима – красивое время года? Чем она красива? Давайте посмотрим, какая бывает зима.
(Показ слайдов с зимними пейзажами)
Вос-ль: Вот какой разной и красивой бывает зима.
Теперь я хочу пригласить вас в зимнюю сказку. А как мы туда попадем, вы узнаете, отгадав загадку:
Белые звездочки с неба упали,
Мне на ладошку легли и пропали.
(Снежинки)
Мы сейчас с вами тоже превратимся в снежинки, сказав волшебные слова:
Вокруг себя повернись
И в снежинку превратись.
(Воспитатель вместе с детьми встают в круг и выполняют физкультминутку под музыку):
С неба падают снежинки Как на сказочной картинке. Будем их ловить руками И покажем дома маме.
А вокруг лежат сугробы, Снегом замело дороги. Не завязнуть в поле чтобы, Поднимаем выше ноги.
И идем, идем, идем, И к себе приходим в дом!
Вос-ль: Вот мы с вами и очутились в зимней сказке, а вон там, в дали я вижу волшебную полянку. А на этой полянке – елочка, а рядом с ней… (воспитатель открывает спрятанных снеговиков). Ребята, кто это?
Дети: Снеговики.
Вос-ль: Давайте внимательно посмотрим и скажем, одинаковые они или разные?
Дети: Разные.
Вос-ль: Чем они отличаются?
Дети: У снеговиков разные шапочки, …
Вос-ль: Наверное, другие ребята тоже приходили в зимнюю сказку и слепили этих снеговиков. А из чего они их слепили?
Дети: Из снега.
(Под музыку входит «Зима»)
Вос-ль: Ой, ребята, посмотрите, кто это идет?
Зима: Здравствуйте, ребята. Вы узнали меня? Я – Зима. Давайте с вами поиграем в снежки? Хотите?
Дети: Да.
Вос-ль: Снег мы заменим белой бумагой и «слепим» снежки. Повторяйте за мной:
(Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми «лепит» снежки):
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок слепили – Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем, совсем не сладкий. Раз – подбросим, два – поймаем. И зиме их все подарим!
Вос-ль: Лови, Зима, снежки!
(Дети бросают снежки в Зиму)
Зима: Ох, устала я, много у меня работы в лесу. Присяду, отдохну.
(Показ слайдов с изображением «Снегопада»)
Вос-ль: Ребята! Посмотрите, какая красота, снежинки падают.
Как называется это явление?
Дети: Снегопад.
Вос-ль: А как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут?
Дети: Они укрыты снегом.
Вос-ль: Давайте и мы елочку укроем снегом, чтобы она не замерзла. Я буду вам загадывать загадки, а вы добавлять слова – отгадки, связанные со словом снег и укрывать елочку снежинками, и Зима нам будет помогать:
(Воспитатель загадывает загадки, одновременно раздавая детям снежинки; дети подходят к елочке и укрывают ее).
- Тихо, тихо, как во сне падает на землю … (снег)
- С неба все скользят пушинки – серебристые … (снежинки)
- На поселки, на лужок выпал беленький … (снежок)
- Вот веселье для ребят, все сильнее … (снегопад)
- Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)
- Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)
Вос-ль: Вот мы и укрыли елочку снегом. Теперь она не замерзнет.
А сейчас давайте вспомним, каких животных можно встретить зимой в лесу:
Посмотрите-ка, какая, Вся горит, как золотая. Ходит в шубке дорогой, Хвост пушистый и большой.
Дети: Лиса.
(На экране появляется изображение лисы).
Вос-ль: А чей хвост виднеется за елкой, если там лиса?
Дети: Лисий.
Вос-ль: Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой, голодный?
Дети: Волк.
(На экране появляется изображение волка)
Вос-ль: Волк пробежал и оставил свои следы. Чьи это следы?
Дети: Волчьи.
Вос-ль: Что за зверь лесной встал,
Как столбик под сосной.
И стоит среди сугробов –
Уши больше головы?
Дети: Заяц.
(На экране появляется изображение зайца)
Вос-ль: Если заяц спрячется за елку, чьи уши будут торчать?
Дети: Заячьи.
Вос-ль: Хвост пушист, а глазки зорки.
Прыгает по веткам елки.
Шишку на земле найдет
И в дупло на елке – скок!
Дети: Белка.
Вос-ль: Белка проскакала и оставила следы. Чьи они?
Дети: Беличьи.
(На экране появляется картинка зимы)
Вос-ль: Нравится вам ребята в зимней сказке? И мне тоже очень нравится. А вот Камила хочет нам рассказать стихотворение «Зима», которое написал Иван Суриков.
Белый снег пушистый В воздухе кружится, И на землю тихо Падает, ложится.
И под утро снегом Поле забелело Точно пеленою Все его одело.
Темный лес, что шапкой Принакрылся чудной. И заснул под нею Крепко, непробудно…
Вос-ль: Вот видите, ребята, какой замечательной бывает зима. Чудесное время года! Недаром ее еще называют волшебницей, царицей.
А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем и произнесем волшебные слова:
Вокруг себя повернись,
В детском саду очутись!
(На экране картинки зимнего пейзажа, звучит музыка).
Вос-ль, дети: До свидания, Зима!
(Дети под музыку выходят из зала).
|