|
«Стресс: инструкция к применению» Виды стресса
Причиной любого стресса является какой-либо стимул (стрессор). В зависимости от стрессора выделяют физиологический и психоэмоциональный виды стресса. Стресс так же разделяется на эустресс и дистресс. Эустресс помогает нам мобилизовать свои возможности для решения текущего задания. Это полезный, нужный стресс, поднимающий жизненный тонус. Но если действие стрессора слишком длительное и превосходит возможности организма, психики, то развивается дистресс. Его действие на организм вредоносное, истощающее, ведущее к психосоматическим заболеваниям.
Понятие физиологического стресса ввел Г.Селье, о котором писалось выше. Физиологический стресс вызван реакцией на физическую боль. Психический стресс вызван болезненными эмоциями, переживаемыми вследствие размышлений о неприятных событиях. К ним относятся: развод, участие в боевых действиях, смерть близкого человека, тяжелые заболевания и др.
Важно отметить, что негативные события могут иметь место в жизни человека, а могут только предполагаться. Но реакции организма и глубина переживаний в обоих случаях будут практически одинаковой интенсивности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТРЕСС, ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИЙ СТРЕСС, ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТРЕСС
Любой психологический стресс носит информационный характер. В.А.Бодров вводит теорию информационного стресса. Информационный стресс включает информацию о неблагоприятных событиях, а так же избыток информации. Информационному стрессу подвержены операторы в колл центрах (профессиональный стресс). По моему мнению , современный мир мега стрессогенный. Избыток противоречивой информации (амбивалентная информация по поводу продуктов питания, лечения, образа жизни, различные мировоззрения, новости), распространяющийся средствами массовой информации с которой невозможно разобраться, приводит к информационному стрессу.
Для дальнейшего понимания информационного стресса имеют значение такие понятия как алгоритмизация и эвристичность.
Алгоритмизация предполагает следование четким инструкциям, отклонения от которых может привести к тяжелым последствиям (рабочие профессии, работники МЧС, работники на конвейерах и т.д.). Такие профессии имеют высокий уровень стрессогенности. Профессии с низким уровнем алгоритмизации - врачи, психологи, специалисты в области рекламы и маркетинга, любые творческие профессии предполагают высокий уровень эврестичности (креативности) и низкий уровень алгоритмизации и они тоже относятся к профессиям с высоким уровнем стресса. Эти профессии предполагают выбор из многообразного спектра решений, придумывание новых нестандартных способов решения задач.
На сегодняшний день профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10).
Сегодня актуальным является исследование психологами особенностей поведения людей в ситуациях военных действий, в столкновении с экстремальными происшествиями. Понятие психологической травмы, как следствие травматического стресса, на сегодняшний день, известно, мне кажется, каждому интересующемуся психологическим здоровьем. Посттравматический стресс сопровождается такими ключевыми психологическими проблемами как тревога, депрессия, чувство вины.
Любая стрессовая ситуация вызвана стрессорами. Выделяют повседневные стрессоры и хронические стрессоры.
К повседневным стрессорам относятся микрострессоры (ссоры с родственниками и соседями, конфликты на работе, незначительные повышения цен, вообщем, трудности с которыми мы сталкиваемся каждый день) и макрострессоры (развод, кризисы на работе и в личной жизни). Адаптация к повседневным стрессорам происходит от нескольких минут до нескольких дней или недель. Они не имеют значительного влияния на наше физическое и психическое здоровье, но они имеют свойство усиливать действие хронического стресса, который ведет к психосоматическим заболеваниям и истощению нервной системы. К хроническому стрессу приводят повторяющиеся тяжелые жизненные испытания (рецидивы хронических заболеваний, патологическое переживание последствий развода, смерти близких, борьба с зависимостями близких). Адаптация к этим видам стресса может длиться годы.
Из двух параметров - длительность и интенсивность, длительность воздействия стрессора носит наиболее вредоносный характер для здоровья человека. Нужно обратить внимание на то, что каждый человек будет по своему переживать воздействие стресса, в зависимости от индивидуальных особенностей личности и личной истории.
Основными личностными факторами являются
• эмоциональная стабильность личности;
• локус контроля личности; • опыт преодоления подобных стрессовых ситуаций в прошлом; • особенности мышления, влияющие на восприятие стрессовой ситуации; • готовность человека обратиться за социальной поддержкой и др.
ФРУСТРАЦИЯ КАК ФОРМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА
Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи [Психология. Словарь, 1990, с. 434]. Таким образом, фрустрация — это острое переживание неудовлетворенной потребности. Острота переживания фрустрации зависит от степени внезапности. Эффект неожиданности усиливает силу негативных эмоций при фрустрации.
Причины фрустрации можно разделить на 4 группы:
1. Физические причины - ограничение свободы передвижения стенами тюрьмы, поломка машины на безлюдном шоссе, приобретенная инвалидность. 2. Биологические причины — болезнь, плохое самочувствие, сильная усталость, старение. Часто спортсмены, артисты переживают профессиональный стресс, в связи с биологическими причинами, ограничивающими возрастным барьером их пребывание в профессии.
3. Психологические причины— страхи и фобии, неуверенность в собственных силах. Чаще всего, эти причины обусловлены предполагаемыми неудачами, связанными с личным негативным прошлым опытом, либо приобретенными страхами в процессе воспитания (родительские страхи).
4. Социокультурные причины — нормы, правила, запреты, существующие в обществе. В профессиональной деятельности любая корпоративная культура имеет свод гласных и негласных правил. Иерархия на предприятии, особые способы общения с руководством, соблюдение внутрифирменных ритуалов - все это является ограничениями проявления индивидуальности.
При фрустрации мы переживаем агрессивные эмоции: гнев, раздражение, чувство вины.
Сильное переживание этих чувств может привести к дезадаптивным формам поведения:
• агрессивные реакции, направленные на другого человека или на самого себя (аутоагрессия, выражающаяся в зависимостях, чувстве вины, самобичевании). Но, в некоторых случаях, проявление агрессии может быть эффективным способом эмоциональной разрядки, необходимой для стабилизации состояния. • уход из ситуации, отказ от любой деятельности, апатия; • регрессия, когда взрослые начинают вести себя как дети — отказываются от еды после ссоры, не разговаривают, обижаются, не решают проблему, а ждут, что ситуация магическим образом разрешится сама; • перевозбуждение, когда человек не может контролировать свое внешнее поведение и совершает бесцельные и неупорядоченные действия. Например: продолжает дергать ручку двери, зная, что дверь закрыта, и он не сможет попасть в помещение; • включение механизмов психологической защиты, которые в данном случае помогают пережить остроту фрустрации («Все к лучшему» , «Значит так тому и быть!»)
Дезадаптивные формы поведения при фрустрации не решают проблему, но способствуют снятию нервного напряжения.
К адаптивным формам поведения относятся способы разрешения самой ситуации, что в результате приводит к снятию напряжения. Это:
• преодоление препятствия, используя другие методы, иную стратегию поведения, новые пути достижения; • компенсация (сублимация) - поиск другой сферы для удовлетворения своей потребности;
• отказ от намеченной цели, выбор новой цели, переоценка ценностей.
На то какой способ реакции на фрустрацию выбирает человек, влияет родительский сценарий. То есть, в стрессовой ситуации человек реагирует так, как в подобной ситуации вел бы себя его отец или мать. Фрустрация рассматривается современными психологами как острый стресс. Специалисты предлагают следующие способы для формирования психологической устойчивости в ситуации острого стресса:
- "правило остановки". При переживании острого стресса мы теряем возможность мыслить адекватно и продуктивно, поэтому следует представить красный сигнал светофора и сказать себе "Стоп".
- использовать методы саморегуляции. (активизация парасимпатической нервной системы при помощи особого глубокого дыхания, проговаривания кратких форм самовнушения на выдохе "Я справлюсь!" "У меня все получится!" " Все будет хорошо!".
- поиск любых решений, даже самых невероятных, лучше, чем пребывание в состоянии безысходности.
ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ Представители коммуникативных профессий часто испытывают сильное волнение перед значимыми событиями - решающими сделками, презентациями и т.д. Психологи называют такие состояния - предстартовыми. Предстартовое волнение обычно считается негативным состоянием, но это не совсем так. Есть оптимальный уровень "положительного стресса", способствующий мобилизации личных усилий, без которых невозможно справится со сложной задачей. Полное отсутствие волнения может свидетельствовать об эмоциональном выгорании специалиста, о неадекватной завышенной самооценке или о низком уровне ответственности. В то же время слишком сильный психологический стресс перед событием может привести к "тоннельному» восприятию, мешающему объективной оценке ситуации, или даже к полному провалу мероприятия. К методам регуляции предстартового состояния 1. Метод «Зеркало», основанный на механизме биологической обратной связи (БОС), существующей между внешним проявлением эмоций и нашей эмоциональной памятью. Попробуйте придать своему телу позу уверенного в себе человека, создать на лице мимику спокойствия и доброжелательности. 2. Метод полной рационализации предстоящего события. Представьте в своем воображении в мельчайших деталях предстоящее событие. Для этого вы должны хорошо владеть вопросом, изучить место где будет происходить событие. Неосознаваемое беспокойство, связанное с неизвестностью, значительно снизится. 3. Метод избирательной позитивной ретроспекции. Вспомните события в которых вы были на высоте, где вам удалось эффективно справится с поставленными задачами.
4. Метод «Опыт». Проанализируйте свой негативный опыт и сделайте выводы: как вам точно не стоит реагировать, вести себя.
5. Взгляните в глаза своему страху. Представьте, что самое плохое может произойти и проживите это. Придумайте, что вы будете делать при самом пессимистичном исходе событий. Освоение перечисленных методов и их использование в «трудных» ситуациях может помочь избежать предстартового волнения в ответственный момент.
Эти и другие методы мы изучаем в программе «Эффективные способы управления стрессом». Предлагается программа как групповая, так и индивидуальная. Более детально с групповой программой можете ознакомиться по ссылке:
Список использованной литературы:
Г.Б. Монина, Н.В. Раннала тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости»
А.О. Прохоров – «Практикум по психологии состояния»
Е. М. Черепанова «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку»
Р. Сапольски «Психология стресса»
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|