Что такое стресс? Психоаналитический подход.

 
Для начала, предлагаю рассмотреть понятие стресс, как естественное напряжение, возникающее при нарушении гомеостаза. Теперь о гомеостазе. В данном психологическом контексте мы будем рассматривать понятие гомеостаза как ощущение комфорта и целостного образа себя, включая субъективную картину мира, убеждения, установки. То есть это нормальное наше спокойное состояние. При возникновении конфликта, нашему представлению о себе  грозит разрушение. Например, собеседник может своей критикой поддавать сомнению наши убеждения. Я не привожу здесь пример физического воздействия, рассматриваем психологический аспект. (Хочу напомнить, что наш организм на биохимическом уровне практически одинаково реагирует на физическую и психическую опасность).
Если личности не удается сохранить образ себя, то есть то как он себя представляет, то мы будем иметь дело с психической травмой. Травма происходит, когда все психические защиты рациональные и иррациональные разрушены, и человек ощущает безысходность.
Итак, при нарушении гомеостаза, мы ощущаем дискомфорт. Психологическое состояние некомфортное, физически может быть жарко или холодно. Усиливается потоотделение, может возникнуть физическая слабость, сжимающие ощущения в солнечном сплетении, трудно  усидеть на  месте. Это и есть симптомы стресса. Возникает дефицит, который приводит к напряженному состоянию.
Наша психика устроена так, что любым образом будет восполнять этот дефицит.
Симптом - бессознательная компенсация дефицита. В данном случае дефицита безопасности. (Хотя, по моему мнению, любой дефицит: заботы, внимания, покоя, уровня контроля и т.д. будет связан с безопасностью, то, как психика будет воспринимать на глубинном уровне любую недостаточность. Все, что бы мы не делали, имеет бессознательный мотив обрести безопасность и комфорт. Но это мое субъективное мнение, может оно и поменяется когда - нибудь).
Симптом может  проявляться в виде:
- зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
- тревожных расстройств;
- обсессивно - компульсивных расстройств (навязчивые действия, движения);
- гиперопеки;
- психосоматических заболеваний.
На внешнем уровне мы можем иметь дело с реальной конфликтной ситуацией между двумя взрослыми людьми. На втором, научном уровне, имея необходимые знания, мы рационализируем, объясняем себе что происходит с нами сейчас. На третьем, душевном уровне мы имеем дело с конфликтом между нашим суперэго ( контролирующий, морализирующий внутренний объект психики) и  тем, что З. Фрейд назвал «Ид», областью бессознательного, наполненного желаниями, инстинктами, чистыми эмоциями. Этот конфликт можно сравнить с конфликтом между строгим родителем и бесшабашным ребенком. Ребенок зависит от родителя и поэтому ему придется подчиниться его требованиям, но он все равно найдет путь, втайне от родителя, съесть  желанную запрещенную конфету. Даже во вред своему здоровью.
Любому действию предшествует желание. При возникновении желания возникает напряжение, которое требует разрядки. Желание может проявляться как на простом уровне, например,  что-либо съесть, так и  на уровне миссии, смысла жизни – состояться в той или иной социальной роли.
Если желание не удается удовлетворить сразу, мы испытывает фрустрацию. Очень дискомфортное состояние, которое сопровождается раздражением, переходящим в гнев, даже ярость. При длительном напряжении, т.е. стрессе, мы чувствуем тревогу, страх. Напряжение нуждается в разрядке. Разрядка – это своего рода реакция на стресс. Реакция на стресс может принять форму симптома или выражаться прямо. Кто-то может проявлять гнев во внешнюю среду, кто-то направляет его  вовнутрь себя, ведя разрушительный для своей личности образ жизни.  Кто-то впадает в панику, убегает от напряжения. Иногда в прямом смысле  убегает, уходит с места или уходит от общения. Или впадает в ступор, когда в голове ни одной мысли – невозможно сосредоточиться, что-то вспомнить, ответить, отреагировать. Все это является реакцией психики на стресс.
Задача психотерапевтической работы как в групповой, так и в индивидуальной терапии состоит в том, чтобы :
- научиться управлять своей естественной агрессией, направляя ее на достижение целей (т.е. удовлетворение желаний);
- укрепить свое Эго, которое в структуре личности в психоаналитической теории представляется между Суперэго (контроль, критика) и Ид (желания, эмоции);
- сильное Эго позволит выдерживать естественное напряжение, которое возникает и будет возникать, пока мы живем, общаемся, растем. Другими словами - вас не смогут «продавить».
- как следствие  - вы сможете удовлетворять свои желания, напрямую, не используя симптом и дисфункциональные паттерны поведения.
В группе эти процессы происходят быстрее, но иногда человеку необходимо начать с индивидуальной терапии, а потом идти в группу. Поэтому перед работой в психотерапевтической группе мы проводим собеседование, на котором обсуждаем возможности и задачи, которые хотим решить в сотрудничестве.
В психодинамической  терапии мы рассматриваем личность как динамическую, постоянно меняющуюся структуру. Гомеостаз постоянно нарушается и воссоздается заново. И это будет уже другая «норма». Это будет уже  немного другой человек.
Вспоминается притча о костюме.
Один прекрасный господин, очень красивый и респектабельный решил пошить себе костюм. Он пошел к портному и тот, измерив его, пообещал, что через неделю костюм будет готов. Господин пришел через неделю, одел готовый костюм  и посмотрел на себя в зеркало. В зеркале он увидел, что одно плече на костюме было выше другого, одна штанина была короче другой, да и длина рукавов, тоже была разной. Портной сказал, что ничего страшного, я вам помогу. И он предложил господину опустить одно плечо, зажать подбородком один лацкан и немного поджать одну ногу. Вот, смотрите, теперь костюм ровный и правильный. Весь скореженный господин не мог с этим не согласиться. Глядя на отражение в зеркале он видел симметричный костюм. Он расплатился с портным и вышел на улицу, стараясь вывернуть свое тело так, чтобы сохранить симметричность костюма. Прохожие оборачивались, и он мог слышать как они шушукались друг с другом: «Какой прекрасный костюм на таком искалеченном господине!»
Эта притча, на мой взгляд, наиболее точно отображает то, что делает с человеком симптом.
Когнитивно-поведенческая терапия применяется на наших занятиях в качестве конкретных, реальных инструкций для  решения возникших  затруднений. Это своеобразная, такая желанная для многих пациентов, таблетка, которая помогает помочь  справиться со стрессом здесь и сейчас. Но ее тоже нужно принимать регулярно:).
Например, что нужно делать при стрессе:
- признать дискомфорт в душе и теле;
- назвать для себя то чувство, эмоцию, которую испытываете и просканировать свое тело на предмет зажатости, напряжения, дискомфорта;
- определить желание, которое нуждается в удовлетворении, задав себе вопрос: Что я сейчас хочу? Это может быть желание попить, согреться, поесть, выйти на улицу и т.д.
- сделать для себя то, что хочется, руководствуясь принципом реальности, конечно. Т.е. что я могу сейчас для себя сделать. Что я могу сделать сейчас с этой ситуацией.
Если это желание кого-то стукнуть, то, лучше об этом  проговорить:  «Я злюсь . Я раздражена». Будет чуть легче, знаю по себе:).
Если это сильная тревога, то хорошо помогают глубокое дыхание животом, при котором выдох в два раза длиннее, чем вдох. При помощи дыхания, мы регулируем действия симпатической и парасимпатической нервной системы. Угнетая действие симпатической, усиливаем действие парасимпатической. ( Как в машине педали газ и тормоз. Две педали сразу не работают). Меняется биохимический состав крови и, таким образом, мы можем влиять на свой эмоциональный фон.
В психотерапевтической группе по «Эффективному управлению стрессом» http://ty-est.dp.ua/products/psihoterapevticheskaya-gruppa-po-effektivnomu-upravleniyu-stressom, участники сначала испытывают привычное напряжение в контакте с другими. И кто раньше, кто позже, в реальном времени группового пространства меняют свои дисфункциональные паттерны на конструктивное общение. Этому процессу способствует ведущий группы и безопасная  обратная связь от других участников.
 
Иллюстрация к взята  с сайта http://artpo.ru/gallery/paintings/1161_artist/p47719?comments&
 


Просмотров: 407
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Самопознание - что это для Вас?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • «Теория дворника» или «до каких пор все это будет продолжаться»!?…
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Матрица человеческой группы. Как предсказать, что будет дальше?
  • Как выходить на выступление – то, что все мы знаем на свидании, но забываем при выступлении
  • «Психосоматика» - это не то, что вы сейчас подумали! О масках «психосоматики», норме и патологии
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • Дай мне то, что я хочу - и будет хорошо
  • Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • Путь к здоровому эгоизму - что это такое и как не перейти черту
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Как понимать свои эмоции? Для чего это нужно?
  • Безоценочное восприятие: что нем хорошего и почему это так трудно
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • "Ничего там хорошего не будет!" Или как помочь себе выйти из зоны комфорта
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь