|
Что такое стресс? Психоаналитический подход.Для начала, предлагаю рассмотреть понятие стресс, как естественное напряжение, возникающее при нарушении гомеостаза. Теперь о гомеостазе. В данном психологическом контексте мы будем рассматривать понятие гомеостаза как ощущение комфорта и целостного образа себя, включая субъективную картину мира, убеждения, установки. То есть это нормальное наше спокойное состояние. При возникновении конфликта, нашему представлению о себе грозит разрушение. Например, собеседник может своей критикой поддавать сомнению наши убеждения. Я не привожу здесь пример физического воздействия, рассматриваем психологический аспект. (Хочу напомнить, что наш организм на биохимическом уровне практически одинаково реагирует на физическую и психическую опасность).
Если личности не удается сохранить образ себя, то есть то как он себя представляет, то мы будем иметь дело с психической травмой. Травма происходит, когда все психические защиты рациональные и иррациональные разрушены, и человек ощущает безысходность.
Итак, при нарушении гомеостаза, мы ощущаем дискомфорт. Психологическое состояние некомфортное, физически может быть жарко или холодно. Усиливается потоотделение, может возникнуть физическая слабость, сжимающие ощущения в солнечном сплетении, трудно усидеть на месте. Это и есть симптомы стресса. Возникает дефицит, который приводит к напряженному состоянию.
Наша психика устроена так, что любым образом будет восполнять этот дефицит.
Симптом - бессознательная компенсация дефицита. В данном случае дефицита безопасности. (Хотя, по моему мнению, любой дефицит: заботы, внимания, покоя, уровня контроля и т.д. будет связан с безопасностью, то, как психика будет воспринимать на глубинном уровне любую недостаточность. Все, что бы мы не делали, имеет бессознательный мотив обрести безопасность и комфорт. Но это мое субъективное мнение, может оно и поменяется когда - нибудь).
Симптом может проявляться в виде:
- зависимости (алкогольной, наркотической, игровой);
- тревожных расстройств;
- обсессивно - компульсивных расстройств (навязчивые действия, движения);
- гиперопеки;
- психосоматических заболеваний.
На внешнем уровне мы можем иметь дело с реальной конфликтной ситуацией между двумя взрослыми людьми. На втором, научном уровне, имея необходимые знания, мы рационализируем, объясняем себе что происходит с нами сейчас. На третьем, душевном уровне мы имеем дело с конфликтом между нашим суперэго ( контролирующий, морализирующий внутренний объект психики) и тем, что З. Фрейд назвал «Ид», областью бессознательного, наполненного желаниями, инстинктами, чистыми эмоциями. Этот конфликт можно сравнить с конфликтом между строгим родителем и бесшабашным ребенком. Ребенок зависит от родителя и поэтому ему придется подчиниться его требованиям, но он все равно найдет путь, втайне от родителя, съесть желанную запрещенную конфету. Даже во вред своему здоровью.
Любому действию предшествует желание. При возникновении желания возникает напряжение, которое требует разрядки. Желание может проявляться как на простом уровне, например, что-либо съесть, так и на уровне миссии, смысла жизни – состояться в той или иной социальной роли.
Если желание не удается удовлетворить сразу, мы испытывает фрустрацию. Очень дискомфортное состояние, которое сопровождается раздражением, переходящим в гнев, даже ярость. При длительном напряжении, т.е. стрессе, мы чувствуем тревогу, страх. Напряжение нуждается в разрядке. Разрядка – это своего рода реакция на стресс. Реакция на стресс может принять форму симптома или выражаться прямо. Кто-то может проявлять гнев во внешнюю среду, кто-то направляет его вовнутрь себя, ведя разрушительный для своей личности образ жизни. Кто-то впадает в панику, убегает от напряжения. Иногда в прямом смысле убегает, уходит с места или уходит от общения. Или впадает в ступор, когда в голове ни одной мысли – невозможно сосредоточиться, что-то вспомнить, ответить, отреагировать. Все это является реакцией психики на стресс.
Задача психотерапевтической работы как в групповой, так и в индивидуальной терапии состоит в том, чтобы :
- научиться управлять своей естественной агрессией, направляя ее на достижение целей (т.е. удовлетворение желаний);
- укрепить свое Эго, которое в структуре личности в психоаналитической теории представляется между Суперэго (контроль, критика) и Ид (желания, эмоции);
- сильное Эго позволит выдерживать естественное напряжение, которое возникает и будет возникать, пока мы живем, общаемся, растем. Другими словами - вас не смогут «продавить».
- как следствие - вы сможете удовлетворять свои желания, напрямую, не используя симптом и дисфункциональные паттерны поведения.
В группе эти процессы происходят быстрее, но иногда человеку необходимо начать с индивидуальной терапии, а потом идти в группу. Поэтому перед работой в психотерапевтической группе мы проводим собеседование, на котором обсуждаем возможности и задачи, которые хотим решить в сотрудничестве.
В психодинамической терапии мы рассматриваем личность как динамическую, постоянно меняющуюся структуру. Гомеостаз постоянно нарушается и воссоздается заново. И это будет уже другая «норма». Это будет уже немного другой человек.
Вспоминается притча о костюме.
Один прекрасный господин, очень красивый и респектабельный решил пошить себе костюм. Он пошел к портному и тот, измерив его, пообещал, что через неделю костюм будет готов. Господин пришел через неделю, одел готовый костюм и посмотрел на себя в зеркало. В зеркале он увидел, что одно плече на костюме было выше другого, одна штанина была короче другой, да и длина рукавов, тоже была разной. Портной сказал, что ничего страшного, я вам помогу. И он предложил господину опустить одно плечо, зажать подбородком один лацкан и немного поджать одну ногу. Вот, смотрите, теперь костюм ровный и правильный. Весь скореженный господин не мог с этим не согласиться. Глядя на отражение в зеркале он видел симметричный костюм. Он расплатился с портным и вышел на улицу, стараясь вывернуть свое тело так, чтобы сохранить симметричность костюма. Прохожие оборачивались, и он мог слышать как они шушукались друг с другом: «Какой прекрасный костюм на таком искалеченном господине!»
Эта притча, на мой взгляд, наиболее точно отображает то, что делает с человеком симптом.
Когнитивно-поведенческая терапия применяется на наших занятиях в качестве конкретных, реальных инструкций для решения возникших затруднений. Это своеобразная, такая желанная для многих пациентов, таблетка, которая помогает помочь справиться со стрессом здесь и сейчас. Но ее тоже нужно принимать регулярно:).
Например, что нужно делать при стрессе:
- признать дискомфорт в душе и теле;
- назвать для себя то чувство, эмоцию, которую испытываете и просканировать свое тело на предмет зажатости, напряжения, дискомфорта;
- определить желание, которое нуждается в удовлетворении, задав себе вопрос: Что я сейчас хочу? Это может быть желание попить, согреться, поесть, выйти на улицу и т.д.
- сделать для себя то, что хочется, руководствуясь принципом реальности, конечно. Т.е. что я могу сейчас для себя сделать. Что я могу сделать сейчас с этой ситуацией.
Если это желание кого-то стукнуть, то, лучше об этом проговорить: «Я злюсь . Я раздражена». Будет чуть легче, знаю по себе:).
Если это сильная тревога, то хорошо помогают глубокое дыхание животом, при котором выдох в два раза длиннее, чем вдох. При помощи дыхания, мы регулируем действия симпатической и парасимпатической нервной системы. Угнетая действие симпатической, усиливаем действие парасимпатической. ( Как в машине педали газ и тормоз. Две педали сразу не работают). Меняется биохимический состав крови и, таким образом, мы можем влиять на свой эмоциональный фон.
В психотерапевтической группе по «Эффективному управлению стрессом» http://ty-est.dp.ua/products/psihoterapevticheskaya-gruppa-po-effektivnomu-upravleniyu-stressom, участники сначала испытывают привычное напряжение в контакте с другими. И кто раньше, кто позже, в реальном времени группового пространства меняют свои дисфункциональные паттерны на конструктивное общение. Этому процессу способствует ведущий группы и безопасная обратная связь от других участников.
Иллюстрация к взята с сайта http://artpo.ru/gallery/paintings/1161_artist/p47719?comments&
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|