Специфика формирования стресса: факторы возникновения, виды и симптомы. Психотерапевтические методики лечения последствий стресса

В эру активного информационного и личностно-потребностного развития явление стрессоустойчивости рассматривается уже не в качестве стандартного деструктивного фактора, а в рамках анализа широко распространенной проблемы. Необходимость адаптации к постоянно возрастающей динамике жизненного ритма обуславливает вынужденное расширение рамок индивидуального пространства.

В этом материале мы рассмотрим специфику формирования стресса, а также изучим базовые методики психотерапии при его лечении, профилактике.

Что такое стресс?

Под стрессом принято понимать естественную реакцию человека на те обстоятельства, ситуации, которые вынуждают его покинуть привычную зону комфорта с целью решения возникших проблем.

Стрессовое состояние является неотъемлемым компонентом эволюции современного социума. Благодаря ему осуществляется органичное (в большинстве случаев) формирование эффективных защитных механизмов. Однако различные внутренние конфликты, противоречия замедляют процесс создания личностной системы установок и приоритетов. В результате любой последующий стресс может привести к возникновению хронической формы неврастении, депрессии, психопатии.

Симптомы

Для того чтобы вы четко понимали, о чем идет речь, предлагаем проанализировать следующий перечень симптомов:

 - чувство усталости на протяжении всего дня (даже после ночного сна);
 - существенное снижение работоспособности, продуктивности, сопровождаемое ухудшением памяти, невозможностью концентрирования на выполняемых действиях, частым совершением ошибок;
 - эмоциональное перевозбуждение, необоснованная тревожность, быстрая разговорная речь;
 - плаксивость, апатия, замкнутость;
 - чрезмерное увлечение алкоголем, наркотиками;
 - бесконтрольный прием пищи;
 - бессонница, навязчивые мысли, зацикливание на чем-либо;
 - пугливость, панические расстройства.

Виды стресса с учетом итогового результата воздействия

1. Мотивационный тип характеризуется необходимой для успешного личностного роста степенью полезности. В данном случае стресс – это движущая сила, позволяющая человеку вырабатывать алгоритм своевременного продуктивного реагирования.

2. Дестабилизирующий тип возникает в условиях сильного перенапряжения. Граница, отделяющая индивида от перехода в болезненное стрессовое состояние, чрезвычайно тонка. Чаще всего второй вид отличается кратковременностью влияния. Однако бывают случаи, когда стрессовый формат взаимосвязи с окружающим миром начинает преобладать над адекватной оценкой событий. Это чревато поэтапным снижением сопротивляемости к стрессу, а также появлением ряда психосоматических заболеваний.

Причины

Основные факторы, провоцирующие зарождение стресса:

 - психологические особенности мировосприятия (выражаются при построении контактов с обществом);
 - физиологические аспекты жизнедеятельности (стресс может возникнуть в результате длительных физических нагрузок, неправильного питания, проблем со сном);
 - причины эмоционального характера (довольно часто стресс является следствием низкой самооценки, продолжительного чувства вины, неудовлетворенности работой, семейными отношениями и так далее);
 - пресыщение информацией (на сегодняшний день принятие того или иного решения сопряжено с навязанным анализом сразу нескольких информационных источников: слепое соответствие общепринятым тенденциям по саморазвитию или профессиональному совершенствованию также может ускорить трансформацию стресса в хроническую форму);
 - многозадачность (идея широкой личностной функциональности в рамках планирования жизненного графика служит подспорьем для формирования комплекса неполноценности, что априори ведет к стрессу).

Психотерапия

1. Методика, основанная на комплексной проработке всех нюансов стрессовой ситуации (Гештальт-терапия). Этот способ лечения позволяет пациенту осознать тот факт, что положительная динамика реабилитации возможна лишь при условии беспрекословного принятия своего текущего состояния. Попытки изменить что-либо на старте нивелируются психотерапевтом. Первостепенная цель диалога заключается в том, чтобы помочь человеку побороть страх перед возможными экспериментами в рамках реагирования на стрессовые сигналы.

Реализация методики происходит по следующему принципу: психотерапевт выступает в роли слушателя, а пациент в свою очередь делится наиболее волнующими переживаниями, ощущениями, которые он испытал на стадии столкновения со стрессом. Исход психотерапии считается успешным, когда клиент сумел выделить среди массы вариантов выбора те, для осуществления которых у него имеется достаточное количество ресурсов.

Стоит отметить, что Гештальт-терапия носит достаточно живой, естественный характер реабилитации. Проецирование полученных в процессе лечения результатов, навыков на последующий жизненный цикл происходит быстро, без затруднений, благодаря чему рационализируется поиск оптимальных защитных алгоритмов от стрессов.

2. Когнитивно-поведенческая психотерапия. Эффективность методики объясняется привлечением базовых личностных элементов: суждений, мыслей и поступков. Обучающий тип лечения подразумевает акцентирование внимания пациента на допустимости совершения ошибок. Психотерапевт должен объяснить клиенту, что взаимодействие со стрессом так или иначе предполагает появление внутриличностных конфликтов.

Сбор максимального количества информации о себе, собственном мышлении, системе подсознательных установок – вот к чему должен подвести пациента специалист при использовании данного психотерапевтического метода. Доверие и партнерская форма сотрудничества – ключевые моменты для успешного завершения реабилитационного курса.

Пошаговая стратегия выглядит так:

 - осознанная оценка проблемы;
 - создание альтернативных сценариев обработки информации;
 - обеспечение безболезненного закрепления трансформированной поведенческой структуры в обычной жизни.
 


Просмотров: 615
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Стресс: инструкция к применению» Виды стресса
  • Стресс:инструкция к применению. Гормоны стресса.
  • ТЫЩЩА ПЯТЬСОТ ПРИЗНАКОВ СТРЕССА, ИЛИ В ЛЮБОЙ НЕПОНЯТНОЙ СИТУАЦИИ - ВЫЖИВАЙ!
  • Стресс в офисе. 9 способов быстро справиться со стрессом
  • 17 игр для снятия стресса и тревоги у ребенка
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и основные актуальные проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Так что же такое эмпатия и чем она так сильно отличается от сочувствия?
  • САМОПОМОЩЬ ПРИ ОСТРЫХ РЕАКЦИЯХ НА СТРЕСС
  • Воспаление от стресса. Новая теория возникновения депрессии
  • Что такое стресс? Психоаналитический подход.
  • Причины стресса
  • Статья для тех, кто понимает на своем собственном опыте, что человеку измениться сложно
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Навязчивые мысли: причины и методы решения с помощью техник когнитивно - поведенческой терапии
  • КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ОСНОВНОЙ ПРИЧИНЫ СТРЕССА И СТАТЬ СЧАСТЛИВОЙ.
  • Что такое гештальт-терапия? Что делает гештальт-терапевт? 
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Стресс: инструкция к применению Определение, история термина стресс.
  • Рабочий стресс. На что можно повлиять?
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • О сопротивлении в гештальт-терапии: Механизмы прерывания контакта или способы его формирования?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Что происходит в Вашем мозгу, когда Вы поставили перед собой цель
  • Что делать при депрессии после смерти близкого?
  • Учеба без стресса!
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь