НЕОЧЕВИДНЫЕ ФОРМЫ НАСИЛИЯ НАД РЕБЕНКОМ

Когда говорят о насилии при обращении с ребенком, чаще всего речь идет о жестоких формах обращения: физических наказаниях, сексуальных злоупотреблениях, психологических издевательствах. Многие родители считают, что отсутствие в их отношении к ребенку вышеперечисленных актов отводит их в зону родителей, не использующих насилие. Однако, не все так однозначно, существуют более «мягкие», но вместе с тем также травматичные для психики ребенка насильственные действия. К таковым, например, относится насилие над телесностью ребенка, что выражается во фрустрации базовых потребностей в комфорте или пище; насильное кормление, неудобная поза, грубые действия во время гигиенического ухода за ребенком, некомфортная одежда. При таких обстоятельствах возникают сложности в установлении прочности телесных границ, которые формируются  при ненасильственном взаимодействии с телесностью ребенка, что становится одним из важнейших элементов его самоидентификации. В истории детства моих клиентов, которые считают свою внешность недостойной или даже постыдной, присутствовали частые эпизоды фрустрации их базовых телесных потребностей. Их действия по самоизменению (или настойчивое желание радикальных изменений внешности) сигнализируют о кризисе  телесной неподтвержденности.
 
В детстве действия принудительного кормления широко распространены («Пока все не съешь, никуда не пойдешь»), по своим психологическим последствиям такие действия если не равноценны, то очень близки к сексуальному злоупотреблению.
К неочевидным формам насильственных действий со стороны родителей также относится фрустрация потребности ребенка в своей территории. Например, у ребенка отсутствует своя комната или хотя бы «угол», закрепленный за ребенком; ребенка часто сгоняют  с понравившегося ему места, постоянно указывают, где ему следует стоять, сидеть, лежать и находиться. Такое поведение со стороны родителей приводит к таким негативным последствиям как: невозможность обозначения своей социальной идентичности, зыбкость психологических границ, повышенная тревожность, низкие самооценка и уровень притязаний.
Следующая форма неочевидного насилия проявляется в пренебрежительном отношении родителей к личным вещам ребенка, в вольном обращении с «любимыми» и «лелеяными» ним вещами, которые являются средствами самоподтверждения ребенка и знаками его формирующейся идентичности.
Взрослея, ребенок стремится завести свои собственные социальные связи, вмешательство родителей в эту сферу жизни своего ребенка также не редкость. Родители требуют прекратить общение с кем-то из сверстников, указывают ребенку, с кем следует, а с кем не следует дружить. Может иметь место насильственное внедрение, когда ребенок вынужденно общается с теми, кого он не выбирал. Такие действия со стороны родителей могут приводить к появлению ощущения, что все вокруг – чужие, не-свои, деперсонализации, собственной неуместности в социальных обстоятельствах жизни. Неспособность защитить свои привязанности нередко оценивается как предательство.
Насилием в отношении ребенка, является также депривация его ценностей и вкусов, игнорирование его пристрастий. Невозможность защитить свои вкусы и ценности приводит к некритичности по отношению к мировоззрению других людей, неспособности выстраивать границы перед идеологическим вторжением. Семьи, которые уважительно относятся к ценностям и вкусам ребенка, способствуют формированию свободы, осмысленности, ценности жизни, креативности, критичности, личной ответственности.


Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенка положили в стационар. Правила поведения для родителей
  • Неблагодарные дети или как реализовать свои мечты через ребенка
  • Откуда берется идеальный образ ребенка в головах родителей
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Как приучить ребенка к детскому садику. 5 советов адаптации ребенка в саду.
  • Драйвера, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Установки, которые управляют нашей жизнью или Как научить ребенка жить счастливо?
  • Учим ребенка планировать свои дела
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Пять фраз,которые могут сделать Вашего ребенка несчастным.
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • Как родители могут повлиять на повышение самооценки ребенка
  • Я срываюсь на своего ребенка: что мне делать?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • "Бессмысленно слушать ребенка, его желания каждый день меняются"
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Уберечь ребенка… от жизни.
  • Я не знаю, что хочу: как разбудить Естественного Ребенка
  • Семейный кризис после рождения ребенка или почему многие пары не переживают первый год родительства?
  • Компьютер для ребенка – это вред или польза?
  • Роль отца в жизни ребенка
  • Синдром удобного ребенка во взрослой жизни
  • 10 психологических подарков от наших родителей, которые нам не упали
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Родители как светофор для ребенка: "Уважай закон дороги!"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь