|
Немецкие критерии готовности к школеГерманскую концепцию готовности к школе по книге Фолькера Цене «Что должны знать дети»
Самостоятельность Дети должны уметь: § Самостоятельно одеваться-раздеваться (включая застегивание пуговиц, молний, липучих застежек) § Завязывать шнурки § Самостоятельно ходить в туалет § Самостоятельно мыть руки § Сморкаться в платок § Знать, как пользоваться мусорным ведром § Отличать правое и левое § Совершать простые арифметические операции в пределах 10 (сложение и вычитание), при необходимости пользуясь пальцами. § Знать домашний адрес § Знать имена родителей § Знать свой возраст § Уметь самостоятельно покупать что-нибудь мелкое по списку § Идентифицировать монеты и банкноты § Знать значение понятия «собственность» § Включать и выключать воду в кране, открывать и закрывать отвинчивающиеся крышки-пробки
§ Наливать жидкость в стакан § Знать, как пользоваться опасными предметами, элктро-приборами, ножом, вилкой, ножницами, электричеством, моющими средствами § Сделать себе бутерброд § Понимать, когда есть необходимость поступиться собственными интересами § Разбираться с конфликтными ситуациями § Принимать критику § Оставаться одни, засыпать самостоятельно и спать всю ночь, не просыпаясь § Упорствовать в достижении знаний, несмотря на препятствия и трудности
Любознательность Детям необходимо: § Иметь развивающие стимулы вокруг § Задавать 1000 вопросов в день § Получать хотя бы 500 ответов в день § Знать, что они задают только умные вопросы § Знать, что мир – рационален, и ничто не создано «так просто» § Знать, что любознательность – это форма эмоционального здоровья, что признание чужих достоинств оплачивается сторицей § Знать, что их здоровому любопытству не будет препятствий
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ Детям необходимо: § Иметь контакты с другими детьми их возраста § Иметь контакты с другими взрослыми (не только с родителями) § Обедать в других семьях § Ночевать в других семьях § Знать, что у каждой отдельной семьи – свои ритуалы (приветствия, шутки, семейные словечки, молитвы и т.д.) § Хоть раз стать примером для других § Хоть раз попробовать на себе пример другого ребенка § Хоть раз поссориться с другом и помириться § Понимать, что поведение некоторых взрослых можно и нужно копировать § Хоть раз возбудить позитивную реакцию постороннего взрослого § Хоть раз привнести в свою семью новый ритуал
Поведение Дети должны: § Знать, когда говорить «спасибо» и «пожалуйста» § Знать, почему и как попросить прощения § Хотя бы раз попросить прощения § Знать, что нужно здороваться и прощаться при встрече § Уметь дать другим высказаться, дождаться конца высказывания, не прерывая § Уметь предложить свою помощь§ Знать, что уважение других ведет к самоуважению § Знать, что забота о других вернется заботой о себе§ Знать, что хорошие манеры за стобом – это форма выражения уважения по отношению к еде, к тому, кто ее приготовил, и к тем, кто сидит за тем же столом § Знать, что стремление угодить только себе может быть болезненным для других в какой-то момент § Понимать процесс дарения подарков (влключая самостоятельный выбор подарка для друга или родственника, процесс его оформления)
Терпимость Дети должны: § Чувствовать поддержку в природном стремлении любить всех, независимо от происхождения, поведения, расы и т.д. § Чувствовать поддержку в удовлетворении любознательности по поводу других стран, народов, их обычаев и т.д. § Знать основные правила о том, как далеко можно зайти в любопытстве и открытости, и знать, где нужно остановиться и поостеречься в выкладывании информации
Уверенность в себе Детям необходимо: § Видеть хороший пример и учиться на примерах § Чувствовать поддержку во всем, что они делают § Знать, что они могут попробовать сделать некоторые вещи самостоятельно § Позволять закончить то, чем они занимаются, даже если результат далек от идеала § Знать, что на свете существует много интересного, и в чем-то можно применить себя § Видеть терпение старших § Исследовать свое тело § Знать, что если им потребуется помощь даже в том, что им знакомо, они ее получат § Указывать на примере, что настойчивость и удоволетворение от проделанной работы – важные аспекты труда § Уметь просить поддержку § Уметь поддерживать других § Уметь терпеть поражение § Уметь оценивать свое поражение § Уметь воспринимать поражение на пути к успеху § Уметь доверять людям § Чувствовать себя уверенно, поэтому нельзя выставлять их незнайками § Знать, что они не выскочки § Знать, что сексисткие суждения неправильны («девочки умеют это лучше», например) § Видеть работу специалистов в разных областях § Чувствовать удовлетворение от достижения цели
Опрятность Дети должны: § Распоряжаться своим пространством и своей собственностью соразмерно с собственным представлением об опрятности и чистоте § Знать, где хаос допустим, а где не приветствуется § Знать, как далеко может зайти их неопрятность § Знать, что у разных людей понятие чистоты и опрятности разное § Знать, что аккуратно сложенная одежда – это удобно § Знать, что удобнее найти сложенные на место карандаши, фломастеры, мел и т.д. § Иметь обязанности по дому, даже если их помощь еще не выглядит как помощь
СЕМЬЯ Дети должны: § Знать структуру родства (отец, мать, братья-сестры, дядя, тетя, дедушки-бабушки, двоюродные, троюродные, племянники и т.д) § Знать, кто изображен на семейных фотографиях и историю за изображениями § Знать и видеть детсткие фотографии ближайших родственников § Знать разницу между собственным детством и детством своих старших родственников § Знать, что семья – это то место, которое тебя воспитывает, укрепляет и поддерживает § Уметь говорить о других семьях § Знать несколько стихов, песен, рассказов и т.д. о семье § Знать, как семья готовилась к их рождению § Знать, что семья действительно ждала их появления на свет
Речь Дети должны: § Слышать богатую речь § Общаться с посторонними § Слышать беседы с посторонними § Знать, что разные люди выражают свои мысли по-разному § Уметь начать разговор § Уметь отстоять свою точку зрения словами § Понимать, что их слушают § Уметь фонетически и жестово изобразить речь других людей § Уметь здороваться, благодарить, просить прощения на других языках § Знать, как ругаются и выражают свое недовольство на других языках § Знать короткую песню на другом языке
Чтение Детям необходимо: (умение читать – за пределами необходимости) § Чтобы им читали, начиная с раннего возраста § Знать, что чтение вслух – это позитивный опыт в физическом и эмоциональном плане, а также признак близости и общности людей § Уметь пересказывать и обыгрывать рассказы, рассказывать стихи § Уметь вынести собственное суждение о героях и их чувствах из читаемой истории § Уметь чувствовать ритм стихотворения § Знать стихотворение на иностранном языке § Знать много сказок других народов и культур § Иметь любимые книжки § Уметь досочинить историю из уже существующей § Уметь сочинять истории § Уметь преподнести пересказ прочитанной истории и свою собственную
Письмо Детям, которые учатся писать, будет полезно: § Пытаться писать буквы на покрытой росой траве § Пытаться писать буквы на снегу и на песке § Выкладывать буквы из капелек воды и наблюдать их испарение на солнце § Писать дыханием на стекле § Выкладывать буквы из камешков, палочек, лепестков и т.д. § Уметь распознавать знакомые буквы в печатном слове (из газет, книг, упаковках, плакатах и т.д.)
Все дети должны : § правильно держать ручку и контролировать движение руки § в игре «накалякать» письмо, вписывать знакомые буквы на квитанциях, документах, на посылках (чтобы поверхность была разной) § во время игры «читать» то, что «пишут» § получать похвалу и воспитывать стремление научиться писать
Ориентация на местности Дети должны: § Знать свой адрес (включая город и страну) § Уметь отличить свой дом на улице, а также знать и рассказывать о достопримечательностях родного города по картинкам § Знать, что их ощущение пространства отличается от ощущений других людей § Уметь объяснить дорогу домой, опираясь на ориентиры («от большой лужи налево, затем, пройдя мимо лающей собаки, направо, пройти мимо заросшего сада» и т.д.) § Интересоваться бытом знакомых § Любить путешествовать, но также любить возвращаться домой § Уметь говорить о путешествиях § Знать четыре стороны света по компасу § Знать несколько стихов, песен и рассказах о родине, путешествиях.
Правила дорожного движения Дети должны: § Знать основные правила поведения на дороге § Знать правила движения для пешеходов. Например, посмотреть налево, потом направо и только после этого переходить дорогу; знать, что переходить дорогу можно по «зебре»; всегда быть внимательным, не переходить дорогу на красный сигнал светофора, не открывать дверь машины в сторону проезжей части, если по ней движется транспорт и т.д. § Знать, как работает светофор. § Знать несколько дорожных знаков и уметь объяснить их § Уважать, а не бояться, участников дорожного движения § Знать пару песен или стихов о дорожном движении § Уметь рассказать о случаях на дорогах § Уметь поправить взрослых, не соблюдающих ПДД § Чувствовать гордость и удовлетворение от соблюдения ПДД
Обращение с телефоном Дети должны: § Отвечать на телефонный звонок, называя свое имя § Уметь попросить звонящего перезвонить позже § Уметь запоминать сообщения и передавать их адресату § Уметь переспросить, если что-то непонятно § Знать свой телефонный номер на память § Знать телефонные номера важных для них людей
Телевизор Дети должны: § Знать, что некоторые ТВ программы – вымышленные, а некоторые – документальные § Знать разницу между мультфильмами и документальными фильмами § Смотреть некоторые программы самостоятельно
Книги с картинками Дети должны: § Иметь большой выбор книг с картинками § Уметь обращаться с ними с раннего возраста § Правильно обращаться с книгами § Развивать свой интерес к рассматриванию картинок в свободное время § Уметь рассказывать истории по картинке § Посещать библиотеку § Уметь выбирать книги для себя § Получать книги в подарок § «писать» собственные книги с картинками
Компьютер Детям необходимо: § Быть с компьютером «на ты» § Играть в компьютерные игры по возрасту § Знать разницу между реальными и виртуальными впечатлениями
Тело Дети должны: § Знать название каждой части тела § Знать и объяснять функции некоторых органов § Уметь различать психологические и физиологические состояния
Болезнь Детям необходимо: § Уметь рассказать о болезни, которая с ними приключилась § Знать, как помочь врачу диагностировать болезнь («у меня болит здесь», «жжет», «щиплет») § Уметь помогать больным § Чувствовать удовольствие, если больному станет лучше § Знать наверняка, что доктор существует, чтобы помогать больным § Сопереживать больным и уметь это выражать § Чувствовать радость от здоровья § Знать корреляцию между экологией и здоровьем человека
Смерть Дети должны: § Получать искренние и честные ответы о смерти § Знать о смерти близких § Чувствовать, что их глубина горя отличается от глубины горя взрослых
Спорт Дети должны: § Получать удовольствие от спорта § Знать, на что способно их тело § Знать, когда стоит прекратить занятие спортом § Знать, что только упорство дает результаты (даже в спорте!) § Чувствовать гордость в достижении результатов § Потеть, уставать и пачкаться во время физической активности и занятий спортом § Хотеть заниматься определенным видом спорта § Знать, что они не трусы, не лентяи § Знать несколько песен и стихов о спорте
Половое воспитание Дети должны: § Быть свободными от стереотипов («мальчики так не делают», «это женская работа») § Видеть отсутствие стереотипов в семье (папа готовит ужин, мама клеит обои)
Природа Детям необходимо : § Хоть раз промокнуть до нитки § Помочь упавшему другу подняться § Хоть раз измазаться, как хрюшке, во время игры § Хоть раз построить плотину на ручье § Хоть раз построить шалаш § Знать, из каких материалов строятся шалаши § Хоть раз поискать птицу, чье пение они слышат § Хоть раз сдуть пух с одуванчика § Хоть раз посидеть у костра § Хоть раз заиграться на улице до темноты
Растения Дети должны: § Знать, что растения – живые, что они кормятся светом, воздухом, минералами, размножаются, вянут и умирают § Знать, что растения произрастают из разных семян § Знать, что из маленького зернышка может вырасти большое растение § Знать важность растений в жизни человека § Хоть раз съесть плод прямо с дерева или с куста § Знать основные типы зерна, из которого делается хлеб § Распознавать несколько деревьев по виду листьев, коры, форме § Хоть раз играть в опавших листьях § Чувствовать, что ничто живое не живет без окружения, а также что мы, люди, живем в большом мире § Знать влияние времен года на мир растений (в саду, парке, в лесу) § Знать о состоянии природы в момент их дня рождения § Хоть раз понюхать горсть земли § Хоть раз поиграть с опилками § Хоть раз посадить зерно, ухаживать за ним и видеть, как растет растение. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|