Анорексия у детей: что нужно знать

Давным давно, когда я еще консультировала деток в детской больнице, родители привели ко мне мальчика 2,5 лет. Мальчик отказывался от еды, а так как «все хорошие детишки должны хорошо кушать», родители ежедневно 4 раза в день впихивали в него «вкусную и полезную еду». Ну, на что это было похоже можете легко представить. Малыш за полчаса до приема пищи, осознавая что, сейчас будет «кормление», начинал нервничать и тревожно заглядывать на кухню. Затем следовало преследование ребенка по квартире, вытаскивание его за ноги из-под кровати, волочение к стулу на кухне. Там ребенок крутился, не открывал рот, орал благим матом, плевался супом или кашей в родителей и в завершение этого феерического действа у ребенка случилась рвота всем, что родители в него могли впихнуть за время еды. Так продолжалось 4 раза в день.

Мальчик, конечно, стало худеть, отставать в развитии, родители стали сами приобретать невроз в связи с тем, что такие 4-х кратные битвы их изматывали, а какого-то решения не находилось. Чем больше они настаивали, тем меньше ребенок ел.

Я сказала родителям, что у сына вероятно детская анорексия. Но они не очень этому поверили. С точки зрения многих людей при анорексии дети не едят специально, на зло родителям или чтобы понравиться кому-то. Но это не так.

Да, у детей раннего возраста тоже бывает анорексия, но это совсем другая анорексия, не такая как у молодых красавиц. Она носит название инфантильной или младенческой анорексии, и связана с отказом ребенка от приема пищи без идей о красоте и совершенстве тела.

Расстройство часто бывает вызвано неправильным подходом к организации приема пищи ребенка. Если подытожить основную массу таких причин, то можно сказать, что возникает расстройство потому, что ребенка принуждают есть, когда он не хочет. У малыша, в силу такого положения вещей, формируется негативное отношение к приему пищи вообще. И такие проблемы отнюдь нередки, они встречаются в той или иной степени у 34% детей не достигших 3-х летнего возраста. 

Типы детской анорексии

По внешним ( клиническим) признакам выделяют несколько видов младенческой нервной анорексии:

1. Дистимический. В этом случае ребенок начинает капризничать, хныкать, оказывает общее неудовольствие процессом питания.

2. Регургитационный. Этот тип характеризуется срыгиванием без всяких причин (отсутствие желудочно-кишечных заболеваний и гипертензионно-гидроцефального синдрома) во время кормления или после достаточно больших объемов пищи.

3. Активный отказ от пищи. При активном отказе малыш отворачивается, отказывается глотать или сосать, выплевывает, закрывает рот, вертится, не дает себе в рот ничего засунуть. Выбрасывает ложку, скидывает еду и посуду со стола.

4. Пассивный отказ от пищи. При пассивном отказе ребенок относится с отвращением к нормальному возрастному рациону – мясным продуктам, кашам, овощам или фруктам, проявлять привередливость в пище. Иногда появляется пристрастие к необычным продуктам- лимонам или грейпфрутам. Порой дети отказываются от пищи, требующей пережевывания, подолгу держат ее во рту не глотая или вообще не едят.

Родители, конечно, очень нервничают, если ребенок не ест, хотя вполне нормально, что аппетит у ребенка может быть не одинаковый в разные периоды жизни.

Причины отказа от пищи

Во-первых, если ребенок болеет, даже «пустяковым» ОРВИ, у него может быть снижен аппетит, не говоря о том, что может гастрит или просто несварение.

Во-вторых, есть условия, когда есть хочется меньше, чем обычно. Например летом в жару. Так как ребенок не может часто объяснить, что есть не хочет, родители воспринимают его отказ от пищи, как простой каприз, который нужно перебороть, а дальше больше.

В-третьих, если ребенок устал, он может быть легко возбудимым, легко поддаваться негативным эмоциям.

В-четвертых, ребенку действительно может еда не нравиться. Да, такое бывает у больших и маленьких. Нелюбимые продукты идут внутрь сложно.

Почему формируется такое поведение?

Представьте себя на месте ребенка. Вы есть не хотите, и может быть вас даже мутит, а некто большой и сильный впихивает в вас еду и еще и ругает за то, что вы не хотите глотать отвратительную для вас пищу. Что вы будете делать? Плеваться орать и ругаться, или в определенный момент вас таки стошнит. У ребенка то же самое. Только у малышей этот стереотип поведения очень быстро закрепляется. Дети не смыслят ничего в полезных продуктах и правильном режиме питания. До определенного возраста для них существует только «голоден» или «сыт». И все насильные кормления они воспринимают как непонятное наказание со стороны родителей. Чем старше становится малыш, тем активнее он пытается избежать этой изощренной пытки едой, поэтому кухня часто становится полем боя.

Но что же делать? Ребенок же не может быть голодным! Его же нужно кормить и эту ответственность чувствуют все родители. Чем меньше ребенок ест, тем больше разрастаются тревоги родителей и чувство вины за неисполнение родительских обязанностей.

Что делать, если у ребенка заметили признаки анорексии?

1. Необходимо соблюдать режим приема пищи, но без фанатизма. Если ребенок уже хочет или еще не хочет есть, нужно отнестись к этому с пониманием. Очередное кормление можно сдвинуть.

2. Желательно кормить ребенка с проблемами приема пищи маленькими порциями, если он захочет еще, лучше потом дать ему добавку.

3. Если ребенок не доел предложенную порцию, то не надо делать из этого трагедию. Забудьте об «обществе чистых тарелок» из рассказов про дедушку Ленина.

4. Не заставляйте ребенка есть то, что он есть не хочет, каким-бы полезным это не казалось для вас. Особенно плохо получается, если ребенок ест ненавистную кашу, а вся остальная семья блинчики с вареньем.

5.Уберите со стола все десерты, пока ребенок ест основное блюдо.

6. Общее время кормления не должно превышать 30 минут. Если за это время вы не справились с порцией, ничего страшного.

7. Давайте новую пищу маленькими кусочками. Не заставляйте ребенка есть ее много, даже если эта пища очень полезная, вкусная и здоровая. Пусть сначала просто попробует. Дети часто подозрительны к новой еде, особенно, если она отличается внешне от привычной.

8. Не ругайте ребенка за то, что его вырвало за столом. Сразу прекратите кормление и переключитесь на другую деятельность.

9. Если у ребенка негативное отношение к еде, попытайтесь поменять весь ритуал приема пищи.Сходите с малышом в магазин, выберете с ним новую посуду, которая ему понравится. Измените, место кормления, дайте красивые салфеточки или ешьте с ним одновременно. Чтобы ребенок видел, что прием пищи вовсе не угрожающая процедура, а хорошее времяпровождение с родителями.

10. Иногда полезно делать малышу «ассорти» из разных продуктов, раскладывая их по нескольку штучек на порционной тарелке. Свобода воли во время еды воодушевляет многих детей.

11. Не вступайте с ребенком в борьбу во время еды и не осуществляйте наказание во время приема пищи. Так же желательно, чтобы и родители воздержались от взаимных разбирательств во время кормления ребенка.

12. Будьте аккуратны с перекусами: сухариками, чипсами. Вообще, ребенку лучше избегать этих продуктов. Даже если «все дети это едят». Особенно если есть проблемы с питанием. Испортить аппетит могут не только чипсы, но и соки, молоко, фрукты, которые некоторые родители дают детям в промежутках между едой.

Конечно, сразу все не пройдет. Нужно и время, и терпение. Но все постепенно нормализуется.

Написано для сайта letidor.ru



Просмотров: 486
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Детская жестокость. Что делать, если ребенка обижают сверстники
  • Что делать, если у ребенка умерла мама
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • ПСИХОЛОГИЯ ПРОЦЕССА ПРИЕМА ПИЩИ
  • Хвалить или критиковать — что лучше для ребенка?
  • Наказания или последствия для ребенка - что лучше?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Ребенок не хочет учиться. Что делать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Коучинг, психотерапия или расстановки - что выбрать, если нужно увеличить доход?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Приятного аппетита или удовольствие от пищи
  • «Красота требует жертв, а может и жизни» … или что такое нервная анорексия?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Безопасность ребенка в общении с посторонними. Что нужно знать родителям.
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • Светлана Ройз: Если ребенок не во главе школы, ему там небезопасно.
  • Ребенок бьет маму — что делать и как реагировать?
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Психотравма у ребенка. Как понять? Что делать?
  • Мы – то что мы есть, или то, что нам навязали?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь