Ребенок не хочет учиться. Что делать?

Многим знаком анекдот о том, как первоклассник, обнаружив утром второго сентября тот факт, что снова нужно идти в школу, был очень удивлен. Ему говорили, что “первого сентября ты пойдешь в школу”, но никто не предупредил, что эта затея затянется на 10 лет…
Это анекдот, а в жизни ситуация развивается как правило более драматично, причиняя немало переживаний и ребенку, и взрослым. Нежелание учиться, или отсутствие школьной мотивации, о которой так часто говорят учителя и родители, может иметь совершенно разные причины.
И начинается круговерть: “не хочу в школу”, “мне лень”, “голова болит”. Потом действительно начинает болеть голова / живот / нога. Затем как правило подключается психосоматика, и всем вокруг становится  понятно, что нужно разбираться с причинами – почему ребенок не хочет идти в школу. Почему не помогают подробные и красочные рассказы о том, что “надо хотеть идти в школу”, что “надо учиться, иначе дворником станешь”?
"Лень", на которую так часто ссылаются дети, также может скрывать за собой множество других факторов. Это может быть недостаточный уровень развития познавательных процессов, особенности эмоциональной сферы, несформированность школьной мотивации, стресс и даже сложности межличностных отношений.
Рассмотрим наиболее частые причины:
Познавательные способности. Ребенку действительно сложно учиться, и поэтому у него возникает вполне объяснимое нежелание делать то, что непонятно и сложно.  Недостаточный уровень развития познавательных способностей. Или, то, что говорится – ребенок “не тянет школьную программу”. Начало обучения в школе предъявляет большие требования к уровню развития внимания, памяти, мышления.  А также важно умение работать по инструкции. Часто встречаемся с ситуацией, когда при общем уровне возрастной нормы “западают” отдельные моменты. Либо возникают сложности с концентрацией внимания, сложности с восприятием информации “на слух”, или с пространственным мышлением. Вследствие этого ребенок не справляется с тем или иным школьным предметом.  В ситуации, если общий уровень развития не соответствует возрастной норме, то, как правило, рекомендуют сменить образовательный маршрут. Как определить? Пройти профессиональную психологическую диагностику и составить план дальнейшей работы: развивать то, что “западает”.
Личностные особенности. Было бы неправильным сводить все школьные сложности исключительно к недостаточному уровню развития  познавательных процессов. Личностные особенности также часто влияют на то, что ребенку сложно учиться. Самая распространенная ситуация: родители жалуются на то, что ребенок “все знает, а ответить не может”. Школьная тревожность часто мешает ребятам проявить себя, продемонстрировать все, на что они способны. В итоге: “учил, а рассказать не может”. Выходит к доcке, ноги подкашиваются, сердце стучит, голос дрожит, понятно, что здесь уже не до правильных ответом. Перед контрольными или другими важными работами ситуация обостряется. Что делать? Корректировать тревожность, самый простой вариант – обратиться к детскому психологу. Надо отметить, что тревожность тоже имеет разные формы и причины, о чем обязательно поговорим в одной из следующих статей.
Сложности адаптации и сложности во взаимоотношениях. Если ребенку не комфортно в классе / в школе, понятно, что идти он туда не хочет. Адаптация к школе, новому коллективу может длиться до полугода и сопровождаться перепадами настроения, эмоциональными вспышками, конфликтностью. Потом как правило ситуация нормализуется. Если этого не происходит, и ребенок по-прежнему не хочет идти в школу, то желательно обратиться к психологу.  Все проблемы сводить к адаптации было бы не правильно. К сожалению, часто встречаются ситуации, когда ребенку не комфортно в коллективе, когда ему сложно найти друзей или его обижают другие ребята. Сказать прямо о том, что его беспокоит, он не может, и проявляется это напряжение как нежелание учиться. Что делать? Для начала  -  поговорить с ребенком доверительно о том, как он чувствует себя в школе. А также попытаться оценить его настроение в школе по косвенным признакам (общается ли он с другими ребятами, рассказывает ли сам о школе, какое у него настроение до и после уроков).
Стрессовая ситуация. Нежелание учиться может быть реакцией на стрессовую ситуацию, которую переживает ребенок. Это может быть связано с семейной ситуаций: конфликты в семье, переживание развода родителей, появление младшего ребенка в семье. Стресс может быть вызван определенными событиями: переезд, потеря близкого человека, ссоры с другом. Что делать? Имеет смысл разобраться в том, что беспокоит ребенка, помочь ему пережить эту ситуацию (самостоятельно или с помощью психолога), а потом уже решать школьные проблемы.
Мы кратко рассмотрели причины, которые могут привести к тому, что ребенок не хочет учиться. Теперь вероятно стало понятнее, почему не помогают “морали и нравоучения”, ремень и отбирание гаджетов (и даже если спрятать шнур от компьютера проблема не решится). Потому что от этого тревожному ребенку не станет спокойнее, робкому не станет проще общаться, а невнимательному – проще весь урок слушать учителя. Самое главное, если вы столкнулись со стабильным нежеланием ребенка учиться – не запускать ситуацию в надежде, что в одно прекрасное утро ребенок сам радостно побежит в школу, а протянуть руку помощи.


Просмотров: 728
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 15 причин - почему ребенок начал плохо учиться.
  • Он совсем не хочет учиться. Как нам быть?
  • Ревность, как и забота, может быть приятной, а может и задушить…
  • Чем спокойнее родители, тем легче ребенку идти в сад
  • Если вашего ребёнка обижают в школе. Что делать родителю в отношении администрации школы.
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • Когда одной консультации может быть достаточно
  • Научить учиться. Как мотивировать ребенка?
  • Может быть цели, а может быть и нет...
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 2. Влияние семейного насилия на развитие ребенка
  • Почему зависть может быть только черной
  • Как перестать себя критиковать и начать поддерживать? И почему психотерапевт не может сказать, как быстро он сможет вам помочь?
  • О предназначении и навыках — может ли быть одно без другого?
  • Почему стоит учиться телесно-ориентированной психотерапии?
  • Может ли муж (жена) быть лучшим (близким) другом?
  • Почему мы боимся и избегаем психологов. Кто же такой психолог и чем он может быть нам полезен.
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • 5 причин, почему работа над собой может привести к разочарованию
  • Какова цена помощи? Может ли помощь быть врагом?
  • А зачем учиться на психолога?
  • Нормальные дети: когда не нужно идти к психологу
  • Как могут родители помочь ребенку после развода
  • Сколько может длиться психотерапии и почему?
  • Когда ребенок в опасности в собственной семье? Часть 1. Жестокое обращение с детьми: формы и последствия
  • Снова в школу
  • Если ребенок закатывает истерики. Личный опыт психолога.
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Школа и стресс: когда ребенок не учится, а мучается
  • Скучно? Это может быть полезно!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь