|
Он совсем не хочет учиться. Как нам быть?
Он совсем не хочет учиться. Как нам быть?
Подобный вопрос часто встаёт перед родителями подростка. Когда ребёнок на определённых уроках присутствует лишь формально, мило общаясь с одноклассниками, или изучая особенности пейзажа за окном; какие-то уроки время от времени прогуливает, «забывает» записывать домашние задания, говорит неправду, а выполнение домашних заданий становится пыткой с тысячей причин и ухищрений для его избегания.
Наиболее часто применяемой родителями стратегией является стратегия наказаний через ограничения. Ограничивается использование гаджетов, время общения со сверстниками, просмотр телевизора и т.п. Это может привести к кратковременному увеличению усердия в учении. Но спустя некоторое время, всё возвращается на круги своя, меры становятся более жёсткими, ситуация усугубляется.
Другая часто встречающаяся родительская стратегия - позволить происходящему быть, а ребёнку самостоятельно разбираться с последствиями своих действий. Такое поведение родителей воспринимается ребёнком, как безразличие и отстранённость, и вряд ли помогает ему лучше понимать мотивы своего поведения, делать выводы, ставить и добиваться целей.
Ещё можно, из благих побуждений, порой даже не замечая, критиковать, обвинять, сравнивать ребёнка с другими, или с собой в его возрасте. Впоследствии ребёнок начинает чувствовать себя полным неумёхой, совсем опускает руки, разуверившись в себе. Внешне что может выглядеть как лень или дурашливость. Ведь лучше прослыть ленивым или шутником, чем глупым и неумелым. Или же, став взрослым, он всю жизнь будет соревноваться с кем-то, завидовать, подражать, доказывать, что он хороший, а не идти своим путём, реализовывать свою индивидуальность.
Почему ни одна из стратегий не приносит желаемых изменений?
Возможно потому, что причины, вызвавшие проблемную ситуацию с учёбой, не были поняты. И первым шагом к их открытию, будет выстраивание у родителей позиции искренней заинтересованности внутренним миром ребёнка, желания его понять. Для начала стоит попытаться самим предположить, почему же он постоянно болтает на математике? Возможно, он пропустил какую-то тему в прошлом месяце, и с каждой неделей всё больше не понимает? Тогда надо проверить эту версию, поговорив с ребёнком. И если так, то вместе поискать пути решения. А может быть учитель слишком строгий или кричит на детей, и тогда поведение ребёнка может носить протестный характер или быть вызвано желанием заработать авторитет у сверстников. Если эта версия окажется верной, то можно вместе поискать, какими ещё способами можно получать уважение одноклассников, как ещё можно выражать себя, как защищать свои границы и т. д. Тут и собственный опыт решения подобных задач пригодится. Подобная родительская стратегия: внимательного, уважительного отношения к переживаниям, к трудностям, с которыми сталкивается ребёнок, стратегия понимания, помогает не только достичь положительных изменений в учебной деятельности, но и открывает путь для близких доверительных отношений с ребёнком. Он чувствует, что ценен, важен для близких и получает опыт преодоления трудностей.
Психолог Юлия Остапенко.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|