Можно ли не ругать ребёнка?

          Бывает так, что мы порой ругаем своих детей. 
          Иногда, потому что нам самим сложно справиться с нашими эмоциями. 
          Иногда, потому что нам так привычно – нас ругали в детстве и мы теперь ругаем своих детей. 
          Иногда мы бы и хотели не ругать, но как сделать по-другому, мы не знаем.
          Сегодня я хочу поддержать вас тем, что поделюсь с вами своими размышлениями, знаниями и опытом, к каким последствиям может привести то, что ребёнка ругают. И что можно сделать по-другому, чтобы ребёнка не ругать.
          Представьте себе такую ситуацию. Ребёнок сделал что-то такое, что вас расстроило или, может быть, даже разозлило.
          Например, маленький ребёнок лет 2-3-х попросил у вас мыльные пузыри. И случайно флакончик с мыльным раствором для пузырей опрокинул. Что вы будете делать?
          Мои наблюдения показывают, что некоторые родители начинают выговаривать ребёнку, что он такой «бестолковый», «растяпа», «руки у него не из того места растут» и т.п. И как вы думаете, к каким последствиям приведут такие слова родителей?
          К тому, что ребёнок так и будет к себе относиться теперь – как к бестолковому, растяпе и т.п.
И вот уже у него мало что получается. Он не уверен в себе. Ему сложно добиваться успехов. Ребёнок, когда слышит такие слова, то он при этом слышит: «Ты плохой. Я не люблю тебя». И естественно это отразится на всём его будущем – на успешности в детском саду, школе, институте, в работе, в личной жизни.
          Когда ребёнок слышит, как его ругают, то такие слова не поддерживают его, а наоборот, мешают ему успешно развиваться  и учиться преодолевать трудности. Мешают ему учиться использовать свой опыт.
          А что можно сделать, чтобы и вам свои эмоции выразить (вам-то ведь неприятно, что мыльный раствор вылился) и не навредить ребёнку, а помочь ему и поддержать его? Ведь, скорее всего, он расстроен не меньше вашего, а может быть даже и больше.
          Я предлагаю вам сказать про свои чувства через Я-сообщение. Например, «Я сейчас расстроилась, что ты случайно мыльный раствор пролил. Теперь мы не сможем делать мыльные пузыри. Мне так жаль».
          Сказать про предполагаемые чувства ребёнка: «Ты наверно тоже расстроен. Тебе наверно тоже очень жаль. Тебе не хотелось сделать так, чтобы мыльный раствор пролился». И таким образом мы знакомим ребёнка с эмоциями, чувствами. И учим его как с ними обходиться. О том, для чего нам эмоции - это тема для отдельного разговора и об этом я расскажу в другой раз.
          Важно выразить ребёнку то, что вы понимаете, что он расстроен, что сочувствуете ему.
          Например так: «Я слышу тебя, что ты расстроен. Я понимаю тебя. Я сочувствую тебе». Утешить его, сказав, что можно будет, к примеру, купить другие мыльные пузыри.
          А потом, когда уже эмоции и переживания будут выражены и вами и ребёнком, то (если ребёнок пока ещё маленький и не умеет говорить) сказать самому, что в следующий раз лучше вам, к примеру, самому держать флакончик, а малыш будет надувать пузыри. И обсуждая эту ситуацию, вы показываете ребёнку способ, как можно этот опыт использовать в будущем.
          Если же ребёнок уже говорит, то спросить его: «Как ты думаешь, а что можно делать, чтобы мыльный раствор в следующий раз не пролился?»
          И подобные вопросы помогут ребёнку самому найти ответ и научиться брать таким образом ответственность за свои действия на самого себя. И учитывать свой опыт на будущее. 
          Итак, ещё раз коротко что важно делать.
          1. Говорить про свои чувства в связи с ситуацией.
          2. Говорить про предполагаемые чувства ребёнка в этой ситуации.
          3. Выразить ребёнку своё сочувствие. Утешить его.
          4. Когда эмоции выражены, то можно обсудить – что можно будет сделать в следующий раз, чтобы не повторилось подобное.
          Надеюсь, эта рекомендация поможет кому-то учиться поддерживать ребёнка.
          А тем, кому пока сложно не ругать ребёнка, я расскажу в следующей заметке, что с этим можно сделать.
          Удачи вам в воспитании ребёнка!

          Психолог, детский психолог Вельможина Лариса.


Просмотров: 546
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Если вашего ребёнка обижают в школе. Что делать родителю в отношении администрации школы.
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Три причины тяжелых отношений. Что можно сделать?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • А что, так можно было?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • ИНТУИТИВНОЕ ПИТАНИЕ. А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Можно ли воспитывать ребёнка, не наказывая его?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Что делать, когда близкий человек расстроен?
  • Что может и не может сделать с вами психолог за 1 час. И почему.
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Что значит принимать ребёнка таким, какой он есть?
  • Ребёнок кричит в истерике. Как ему и вам себе помочь?
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 2.
  • Все, что можно сказать о Депрессии. Цикл статей. Часть 1.
  • Сложные ситуации: сценарии, повторяющиеся из раза в раз, которые Вас не устраивают, почему и что делать?
  • ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ РЕБЁНКА Часть 3. НАКАЗАНИЯ. Как можно, а как ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка.
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ВАМ БОЛЬНО?
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • Остаться в живых: что делать, если заблудился в лесу, и что предусмотреть заранее



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь