Слова, чувства и эмоции.

Общеизвестно,  что у северных народов, существует от 25 до 50  слов, обозначающих  оттенки снега.
В русском языке  сотни слов, с помощью которых мы может выразить наши чувства и эмоции.  Разнообразие используемых слов помогает людям  найти разницу между событиями и явлениями, а значит - понимать их  значимость, смысл и последствия. Чем точнее человек осознает различия, тем ему проще ориентироваться в данной ситуации. Низкий уровень различения ведет к грубым,  однообразным и  зачастую неадекватным решениям.
Если  человек  не может определить собственное состояние,   определить  его границы  и локализацию,  то скорее всего, оно заполнит собой все его душевное пространство. Если ему плохо - то «плохо всё», до полной беспросветности, если человек заболел - то «болит всё».   
Такое неумение распознавать свои чувства и эмоции называется алекситимией, это не диагноз, это свойство личности. Люди, страдающие алекситимией склонны к депрессии. 
Если человек не обозначил какое-то явление и его границы,   ему невозможно  оценить это явление, сделать анализ событий, происходящих с ним в данный момент,  он не может «отодвинуться» от этого явления, перестать отождествлять себя с ним. Человек  не   в состоянии абстрагироваться взглянуть на  это явление со стороны, чтобы понять, нужно ли ему  присутствие этого явления  жизни.
Если  человек не умеет распознавать свои эмоции, то у него нет выбора! Он   неспособен  переживать эмоции, у него нет способа для их выражения.
Эмоции непосредственно  указывают на жизненные ценности,  с помощью эмоций человек различает как текущая ситуация отличается от той, которая была для него предпочитаемой. Алекситимия мешает  людям  понять, что для них дорого и значимо, тем самым  блокирует возможность активного поиска и создания предпочитаемой жизни. Люди, страдающие алекситимией, часто чувствуют себя жертвами обстоятельств, неспособными что-либо изменить.
 Еще для этих людей характерно, что чувства и эмоции для них очень сильно связаны с телом. Люди, страдающие алекситимией, не заметят зарождения и развития плохого настроения, негативных чувств, пока у них что-то не заболит: голова, желудок, сердце и т.п. Алекситимия тесно связана с развитием психосоматических заболеваний. У людей, страдающих алекситимией, крайне беден репертуар способов совладания с проблемами и сложными жизненными ситуациями. Именно слабая способность распознавать собственные чувства, их причины, проявления и возможные последствия заставляет многих людей пытаться преодолеть негативные состояния, пользуясь для этого неадекватными средствами.  Такими средствами могут быть еда, алкоголь, психоактивные вещества.
Люди с алекситимией не умеют выстраивать близкие отношения. Они не могут объяснить любимому человеку, что они чувствуют,  они неспособны распознать и чувства других людей. Понимание чувств другого человека (эмпатия) им недоступна. Поэтому  в общении с близкими у алекситимиков  часто царит непонимание и отчуждение.
            Склонность к алекситимии  имеет социальный паттерн. В моей практике встречались аликситимики из ортодоксальных религиозных семей, из семей, где поддерживался культ родителей, в семьях со строгим и жестким воспитанием.   Развитию алекситимии у ребенка  может способствовать ее наличие у одного из родителей, когда мать не  может распознать  нюансы состояния ребенка и  всегда реагирует стереотипно, например,  на плач. Для нее не важно, почему плачет ребенок (от холода,  голода,  боли, а может ему просто скучно и одиноко),   она  дает младенцу грудь в любом случае,  а позже, когда ребенок подрастет, он сам начнет «заедать» все печали и горести.  В итоге у ребенка отсутствует  навык, который  показал бы ребенку, как   воспринимается другими его переживания  на уровне эмоций,   и как обозначается то, что он переживает.
Алекситимия может развиться и у взрослого человека при столкновении с различными переживаниями, которые сопровождаются сильными эмоциями. Человек   так охраняет себя от внутренних переживаний путем невозможности осознать их и поделится ими с  другими людьми.
Если ли выход? Что делать, если человек подозревает у себя алекситимию?
 
Лучше всего развить свое умение распознавать чувства и эмоции с помощью групповых или индивидуальных занятий с психологом.
 Можно и самостоятельно воспользоваться достаточно простыми приемами.  Выполнять их нужно регулярно и продолжительное время,  1-3 месяца.
1.  Аутогенная тренировка. Она формирует устой­чивые  связи между словесными формулировками  и состояниями расслабленности в различных психофизиологических системах.
2. Список чувств. Нужно  написать все слова, обозначающие чувства, которые вы используете в повседневной жизни: "радость", "страх", "неуверенность", "уныние". Нельзя  записывать дейтсвия, такие как "хочется плакать" и "хочется кого-нибудь ударить" . Когда  больше никаких слов в голову не приходит,  необходимл обратитесься  к художественной литературе, особенно к поэзии, к классике. 
3 Подбор иллюстраций. Когда список слов составлен, можно попробовать понять, что каждое из них значит лично для вас. Что для вас "апатия", "вдохновение" и "ярость"? Конкретные ощущения или не более чем ярлычки непонятно каких состояний?  Если в вашей жизни нет контекста, в котором проявлялось бы то или иное чувство, постарайтесь представить/вспомнить ситуацию из жизни знакомых вам людей или выдуманных персонажей, в которой оно могло бы проявиться.
4. Оценка качества состояния в случайные моменты времени. Идея этого упражнения  принадлежит психологу Михаю Чиксентмихайи. Его смысл состоит в том, что в разное время дня человек оценивает по шкале от 0 до 10, насколько он счастлив и доволен (0 - полная безысходность и отчаяние, 10 - абсолютное счастье, ликование, восторг). Это помогает внимательнее относиться к собственным эмоциям. Чувства, которые являются отчетливо приятными или неприятными, распознать вообще легче, чем те, которые более "нейтральны".
 


Просмотров: 756
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Важное умение искренне выражать себя или что мешает моим "да" и "нет"?
  • "Крем" от всех проблем - чем "смазать" настроение и "сгладить" эмоции?
  • Как "отползти", когда понял, что "попал"! Или еще раз о синдроме эмоционального выгорания.
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Неприятные чувства - "проклятье" или "дар"
  • Что такое "психосоматика рака"? Если не обида, то в чем проблема психоонкологии?
  • "НАШ ЧЕЛОВЕК" или КАК НАЙТИ ПОДХОДЯЩЕГО ТЕРАПЕВТА)
  • "Как поймать счастье за хвост"... или "Вот она радость!"
  • Что нужно сделать перед тем, как вступать в "серьёзные" отношения
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Родители "срываются" на детей - о чем это может говорить?
  • "Хочу!" - "Не могу!" или "Не хочу!"? Что выбрать - немощность или ответственность?
  • "Плохие" чувства или как пережить расставание
  • "Позитивная" психология, инструкция к жизни или что такое Невроз?
  • "Травмированная личность или человек с контейнером"
  • "Мне мама быть красивой не велит". Или что останавливает движение в жизни.
  • 7 "тревожных звоночков" в отношениях или когда что-то пошло не так
  • Временное родительство, или что мы чувствуем, когда нам говорят: "Я тебе не мать!"
  • "Ведическая" женщина - или я все делаю "правильно", но до сих пор одна - почему?
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "ПРОСЫПАЙСЯ!" или "Как услышать СЕБЯ?"
  • "Болею и радуюсь". О вторичной выгоде. Индикатор того, что в жизни пора что-то менять.
  • "Эффект плато" или когда психотерапия "уже" не работает
  • МЁРТВЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Как понять, что "лошадь - сдохла"?
  • "Психо-иппотерапия" или "Когда лошадь - психолог"
  • Что значит "вторичная выгода" от болезни и как от нее избавиться?
  • Домашние питомцы, отношения "человек-животное"
  • Утолить нельзя жить. Как "выглядит" эмоциональная зависимость и что с ней можно сделать?
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь