|
Родителям. Если подросток выбирает "то одну, то другую" профессию.Если ваш ребенок перешел в чудесный («чудесный» прочитайте с легкой иронией) возрастной период – подростковый возраст, то рано или поздно перед ним станет вопрос о выборе его будущей профессии. На консультациях я нет-нет, да и слышу опасения от родителей: «Он хотел быть юристом, а через две недели сказал, что пойдет учиться на журналиста, а через два месяца увлекся веб-дизайном, но говорит, что работать бы ему хотелось на киностудии, а еще лучше - футболистом». Действительно - бывает, что у подростков часто меняются интересы. Я ниже описала несколько причин этого явления и что предпринимать в таком случае.
Это вы уже прожили 30+ лет жизни, наделали ошибок, достигли вершин, научились выбирать. А он в сознательной жизни лет 10-12. У него еще мало опыта прислушивания к своим желаниям, он не так хорошо умеет организовываться на пути к цели, он, элементарно, не так хорошо знает себя. Он следует за импульсом – увидел картинку с деловым юристом, прочитал о крутом корреспонденте, в восторге от фильмов о Супермене, и хочет быть причастным к этому. И профессия, в таком случае – это желание иметь определенное будущее. ЧТО ДЕЛАТЬ? - учить ребенка прислушиваться к себе – почему мне этого хочется? Из-за чего? Откуда у меня такие мысли? Что мне в этом больше всего нравиться?; - помогите ему изучить себя – что его интересует, какие склонности и сильные стороны у него есть, какое будущее он хотел бы; - набраться терпения и ждать. Фаза исследования и смены желаний – нормальный процесс при принятии решения. Чем важнее решение, тем больше сомнений. Помните об этом.
В таком случае подросток имеет очень смутное представление о том, что собой представляют те или иные профессии. Он их как будто бы идеализирует. «Стану бизнесменом – подчиненные работают, а я деньги получаю», «Буду IT-шником – сидишь себе, никого не трогаешь, а деньги платят», «Стану певицей – концерты по всему миру буду давать». Эта причина часто идет рука об руку с предыдущей. И ее корни – там же, в недостаточной информированности. Только в пункте 1 – это мало информации о себе, то здесь – это мало информации о мире. И опять – это нормально. Представьте себя в ресторане, где подают ранее совсем незнакомую вам кухню. Вы можете теряться, желая заказать то одно, то другое блюдо, потому что понятия не имеете, что из этого вкусно. Проверочный вопрос для подростка: «Представь, что ты уже предприниматель/певица/механик. Опиши в подробностях, чем ты занимаешься? Из чего состоит твой рабочий день?» Скорее всего, ваш подросток и сам поймет, что чего-то не знает, и начнет этим вопросом интересоваться. ЧТО ДЕЛАТЬ? - ключевое - давать поддержку через информацию. Помогите ему разобраться в этом огромном взрослом мире профессий. Сформируйте у него не идеальный образ, а реальную картину со всеми + и -. Покажите, познакомьте с людьми из профессии, сводите на экскурсию, дайте почитать книгу, сами расскажите о профессии. Превратите этот поиск в увлекательную игру!
Представьте: жил себе ребенок, учился чему-то, мечтал о том, кем станет, когда вырастет, играл. И тут – стукнуло ему 14 лет, и, внезапно, он оказался на пороге взрослой жизни, где срочно-пресрочно ему нужно знать, как он хочет провести свою оставшуюся жизнь. Стресс? Стресс. Страшно? А то! Вашему подростку страшно, даже если он этого не показывает, или вы не видите. Он боится, потому что это очень «серьезное, ответственное и «на всю жизнь» решение». А принять окончательное решение – это как билет в неизвестность в один конец. Поэтому, могут возникать разные идеи, желания, варианты профессий. ЧТО ДЕЛАТЬ? - снизить градус напряжения. Покажите ему, что даже если он сейчас ошибется – это не конец жизни (сначала сами поймите это). Что профессия – это, конечно же, очень ответственно, но жизнь непредсказуема. Что, даже если он выберет то, что ему потом будет не интересно, он все равно получит неоцененный опыт. Что всегда есть варианты. Что неправильное решение лучше никакого. - Обратите внимание на себя, и постарайтесь уменьшить давление. Вероятно, вам тоже тревожно за его будущее. Но требования определиться только подпитывают его беспокойства, а не мотивируют к взвешенному решению.
Схема: Сильно загорается – окунается с головой – быстро понимает что к чему – теряет интерес – переключается на что-то другое. Часто? Поздравляю, ваш ребенок может оказаться сканером. Человеком с мощнейшим потенциалом, разрозненными интересами и способностями, который, вероятно, поменяет не одну профессию в жизни. Психолог Барбара Шер условно разделила людей по типу их профессиональной направленности – на дайверов и сканеров. Первые чаще всего выбирают узкую специализацию, «уходят на глубину». Вторые – берут масштабом, вариативностью умений, интересом к новому. ЧТО ДЕЛАТЬ? - смотреть выступление Эмили Вапник
и читать Барбару Шер; - учиться и учить ребенка принимать себя со своими особенностями. Опираться на сильные стороны. Давать свободу.
Помните, что причина разнообразных желаний при выборе профессии у подростка может быть не одна. Может быть не из этого списка. Может быть даже не связана с выбором профессии! Поэтому, еще раз внимательно изучите эту статью, и если не найдете ответа – то не ограничивайтесь ею. Каждая ситуация требует отдельного рассмотрения. Приглашаю на консультации по выбору профессии. Онлайн и очно (Киев).
Осознанных вам решений, Овчаренко Ирина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|