|
Что надо помнить, чтобы конструктивно критиковать
С чего начинается критика? С самого отношения к ней и с ней. Конструктивная критика – функция думающего Взрослого, направленная на целесообразность и эффективность. Согласно «Энциклопедическому словарю» критика имеет ряд основных значений: 1) обсуждение с целью дать оценку; 2) отрицательное суждение с целью дать оценку; 3) проверка достоверности чего-то.
Исходя из всех трех смыслов значения слова, видно, что критика чрезвычайно важный, полезный и необходимый инструмент обратной связи, направленный на очищение и исправление. Если живой организм не будет очищаться, лечиться, он рискует болеть и в крайнем проявлении – вовсе умереть. С живой организацией (и семьей, как маленькой организацией, объединенной общими целями) та же история. Задача понимающего Взрослого – под эту практическую задачу подобрать адекватные, качественные способы.
Когда мы пытаемся «вылечить» кого-то горькой правдой критики, мы забываем, что горькие пилюли – это таблетки без оболочки. А современная медицина уже давно разработала технологии «подслащения» и упаковки горечей в приятные, удобные и полезные лекарственные формы. И никакой тебе рвоты, отвращения, отторжения, непереваривания, и все попадает по адресу, растворяясь именно там, где надо, благодаря многослойным капсулам. Такие «оболочки» и «капсулы» также разработаны в психологии, надо только пользоваться.
Прежде всего давайте определимся, чему служит наша критика и каким критериям должна в связи с этим соответствовать.
Критика – инструмент развития и изменений к лучшему. Поэтому мы должны бить уверенны, что она соответствует восьми логичным критериям полезной критики:
Понимаю, что занимаясь таким эмоционально нагруженным и акцентированным на разборе негативных аспектов деле, а еще держать в голове целых восемь критериев, которым ваша критика должна «соответствовать». Да, собственно, держать и не обязательно, просто разберитесь.
В них ведь нет ничего нового, главное, хорошо помните законы эффективных трансакций РВД: не наступайте на мозоли Родителя (стандарты, правила, стереотипы, ценности), не бейте Дитя (самоценность, страхи, желания), а направляйте их энергию на конструктив Взрослого (целесообразность, эффективность), и сами со Взрослой позиции не соскальзывайте.
Статья появилась благодаря работам Татьяны Солдатовой и Михаила Литвака.
Дмитрий Дудалов
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|