Психогигиена. Критика

  Люди  обмениваются информацией, как это делают  все  живые существа на земле.  Даже бактерии  общаются между собой при помощи определенных химических веществ. Они  сообщают своим соседям по микробной колонии, что там происходит за пределами их популяции. Как там с едой, с кислородом, со вражескими бактериями и вирусами,  и вообще… есть ли жизнь за чашкой Петри.

В психологии очень много ведется разговоров про сообщения – «взаимные поглаживания». Это   ситуации, когда мы друг другу сообщаем, что мы приятны и приняты друг у друга. Это как взаимные комплименты, но в повседневной жизни  такая позитивная поддержка менее заметна и происходит практически «на автомате». Нам человек нравится, мы ему посылаем сигналы, что он ОК, и он нам возвращает тоже самое.
Но люди не только друг друга хвалят. Многое в отношениях и взаимодействиях бывает ОК, а много не ОК. Так вот такой же неотъемлемой частью   психологических интеракций является  сообщение окружающим, что вы не чувствуете себя хорошо в отношениях. Это, кстати,  тоже немаловажно. У всех есть зеркальные нейроны, которые обуславливают  способность к эмпатии, но  эмпатия все-таки  во многом вопрос воображения. Люди   принимают во внимание то, что им подсказывает собственный опыт. В итоге они могут поступать  с другими так, как диктует им   содержимое их психики. Далеко не факт, что окружающие хотят именно того, что нам кажется мы бы хотели на их месте. Таким образом, очень полезно сообщить словами, что мне нехорошо, я так не хочу, а хочу по-другому. Фактически сообщить оппоненту, что его поведение нежелательно.
Другой момент, который необходим в отношениях, это возможность сообщить свою точку зрения, рассказать, как ты видишь ту или иную ситуацию. Так сказать, сверить карты мира. А видишь ли ты то, что вижу я? Говорим ли мы об одном, или о разном? Видение ситуаций может расходиться.  Существование одной точки зрения может отрицать  другую, делая ее автоматически неправильной.
Собственно эти два вида сообщения и составляют основу критики. Естественно сказать об этом всем можно по-разному и с разной целью. В связи с этим различают такие виды критики:
  1. Конструктивная, когда сообщения имеют целью наладить существующее положение вещей, улучшить взаимоотношения, понять друг друга лучше. При этом человек  критикующий:
  -  настроен доброжелательно.  
   - не пересекает социальных границ
    - не залезает в личное пространство критикуемого
   - заинтересован в выработке какого-то нового  решения
  -  готов  уступить свои позиции ради консенсуса
  - делает это  своевременно, т.е. когда исправление ситуации возможно
  - четко может объяснить, чего он хочет.
2.  Неконструктивная критика связана с ситуациями, когда  она бесполезна. Она может быть дана:
   - слишком поздно ( тебе надо было сделать…)
    - некомпетентным лицом  ( если бы я был летчиком…)
   - неприменима к конкретной ситуации ( что нужно делать с шумным ребенком, без знания, почему ребенок шумит)
    - смысл критики  противоречит желанию критикуемого ( надо покупать не яблоки, а груши. Что делать, что я хочу именно груш?)
   - основана на чьем-то постороннем опыте, ценность которого сомнительна ( вот мой прадед в 1812 году…)
3. Деструктивная критика, по сути, не критика, а форма агрессии.  Никто никакого консенсуса не ищет, а удовлетворяет свои эмоциональные нужды, спуская разного рода негатив  на критикуемого. Либо же в этом случае критика используется как инструмент манипуляций. Основной посыл такой критики – опустить оппонента  хотя бы на ступень ниже и за счет этого победить. Заставить другого делать то, что хочет критик. И если уж не заставить сделать, то уж ,по крайней мере,  вызвать у критикуемого чувство вины и стыда.
При этом критик обычно не может нормально объяснить, что ему не нравится конкретно, что нужно сделать чтобы понравилось (  «убей себя об стену» и абсурдные замечания не в счет). Его критика звучит как приказ и оскорбление. Такая критика часто базируется на оценке  личности,  приписываемых критикуемому.
Совсем не обязательно деструктивная критика – это ор и ругань. Чаще всё проходит довольно спокойно и даже замаскировано под добрые намерения. Маскируются такие деструктивные критики для того, чтобы  снизить возможность жертвы защищаться или же вообще как-то исправиться и быть лучше. Консенсус и точные указания не входят в планы, потому что лишают смысла слив негативных эмоций на жертву. 
Например, непрошеные советы очень часто на самом деле являются деструктивной критикой. Свекровь, вкушая торт невесткиного приготовления может выдать фразу  «если ты хочешь испечь действительно хороший торт, то тебе нужно купить продукты  лучшего качества». Это  нередко подразумевает, что «торт, который ты претендуешь называть хорошим, полный отстой, это потому что ты кладешь в него всякую дрянь», а значит «ты дрянная хозяйка». Такая критика очень часто замаскирована под желание добра, но на самом деле такие критики очень мало заботятся о том, какой торт в следующий раз выйдет.
Второй вариант замаскированной деструктивной критики  «критическое ИМХО». Люди высказывают свою негативную оценку  чего бы то ни было, как аксиому. Потому что они так видят. Они отказываются обсуждать  или как-то входить в дискуссию по поводу того, что им не нравится. Основная идея, что они просто могут говорить в любой форме, любую гадость, а другие должны это слушать. Более того, ожидается благодарность и признательность за каждый ушат грязи, который они выливают на критикуемого.
Опять же многое  исходит из детства. Часто критика со стороны родителей бывает как раз неконструктивной, а скорее манипулятивной. У ребенка стараются вызвать чувство вины и стыда. После  чаду преподносится это как проявление любви. Ведь если не критиковать, то из ребенка человека не вырастет. Если критикуют, значит, любят, значит, на вас не наплевать. Вот если никто  тебя не критикует – то  ты никому не нужен. Чем жёстче критика, тем она полезнее. Каждый должен критику терпеть, потому что это «для пользы»
 На основании этого  существует несколько мифов по поводу критики и ее значения в жизни:
  1. Критику не любят только неуверенный слабаки.  На самом деле среди потоков критики в сторону любого человека большую часть занимает критика неконструктивная и деструктивная. С какой целью эти виды критики надо любить и терпеть. Они  мало полезны в жизни. Кроме  неприятных эмоций от вторжения в границы, человек ничего не получает. В этом случае слабаком можно назвать такого человека, который себя не ограждает от потока бесполезной критической информации, не говорит «нет» «злобным критикам».
  2. Критикующие люди всегда дают возможность человеку увидеть себя с другой стороны. На самом деле у критиков бывает весьма специфический и далеко не непредвзятый взгляд. Часто они просто проецируют свои проблемы на других. Информация о внутреннем мире и внутренних конфликтах критика большинству людей совершенно бесполезна.  
  3. Люди вокруг знают о тебе больше, поэтому нужно слушать, что они  тебе говорят.  Это утверждение перекликается с номером 2. И даже если они действительно знают больше, совсем не обязательно, что их мнение по поводу того, что они знают, окажется верным и нужным.
  4. Если ты сказал «А», будь готов быть забросан за это камнями.   Многие считают, что любой ваш поступок развязывает окружающим руки для любого вида агрессии. Это как «вышла в короткой юбке, не жалуйся что изнасиловали, сама хотела». Если вывесил фотографии, получи ушат коричневого ИМХО в лицо.   Написал о чем-то личном в дневнике, будь готов к смешиванию своей личности с грязью.
  5. Если я хочу человеку добра (даже теоретически) то могу себя не сдерживать. «Добро» понятие очень растяжимое.  Не все добро кому-то нужно.
  6. Если тебя критикуют, тебе хотят добра.
  7. Без критики ты не сможешь стать лучше, чем сейчас. И если ты отказываешься выслушивать  критические замечания в свой адрес, то люди тебя разлюбят.
Зачем критики это делают? Один из самых серьезных факторов ,толкающих деструктивную критику и часть неконструктивной критики, наличие раздутого собственного Я. Т.е. «Я» очень значим, «мое мнение очень важно» для всех, его нельзя оспаривать. Если ты говоришь, что тебе не важно мое мнение, то я могу тебя перестать любить (расфренжу тебя!).  Хуже этого вообще ничего нельзя придумать. А еще я тебе никогда больше не скажу своего мнения. Это как анафема.
Другая причина, не менее значимая – те  самые детские привычки, связанные с критикой. Люди иногда просто не мыслят других отношений, дружбы и любви. То есть, как вот это все, и без критики? О чем говорить-то? Как о друзьях-любимых-родных заботиться?
Еще одна немаловажная причина – люди не умеют справляться со своими негативными эмоциями, пускать их в нужное русло, не сбрасывая на других, поднимать свою самооценку путем работы над собой, а не за счет унижения других.
И конечно в этом явлении  играют роль не только критики.   Важно не только содержание, но и ее  восприятие. Но это в следующий раз.


Просмотров: 453
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Рекомендации по применению конструктивной критики и нейтрализации деструктивной.
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Почему мы вечно замечаем только плохое, даже если происходит хорошее.  Как от этого избавиться?
  • Истинное лицо критики
  • Болючий клубок из критики и нелюбви
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Как отдавать и получать обратную связь: психология критики
  • Если ты прошла много тренингов про женственность, но до сих пор тебе не везет в любви...
  • Куда я дел свои таланты? или Работа внутреннего критика
  • Критика и критиканы: как обращаться с критикой осознанно?
  • Что делать, если хочется умереть или если потерян смысл жизни
  • Хорошие люди, тоже люди! (о том, как важно видеть человека в человеке)
  • Как жить, если когда тебе сказали НЕТ: невыносимость фрустрации
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Меняются ли люди и что нужно знать об этом?
  • Как не кормить других собою: когда тебе всегда плохо, а им/ему от этого хорошо
  • Критика в наш адрес и почему критикуем мы
  • ВЫ МОЖЕТЕ ДЕЛАТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ ЛУЧШЕ. КАЖДЫЙ ДЕНЬ. НА САМОМ ДЕЛЕ
  • Скрыть «Меняйся, если вообще чего-либо хочешь!» - о газлайтинге, критике и о внутренних изменениях.
  • Конструктивная критика или обесценивание? Нейтрализация газлайтера
  • Если ты существуешь, значит, это кому-то нужно!
  • Если звезды зажигаются, значит это кому-то нужно.
  • Не отрекайтесь от себя, даже если это ошибка...
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Упражнение для клиентов, которые не знают, чего хотят на самом деле
  • КРИТИКА И ПОХВАЛА
  • Почему он выбрал именно Вас, даже если вы потом расстались?!
  • Три К: Как Критика Крушит бизнес
  • Говори прямо - если хочешь, чтобы тебя понимали.
  • Как сохранить самооценку? Даже если кажется, что никак



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь