КРИТИКА И ПОХВАЛА

Есть 2 вида мотивации которое используют родители(учителя)в воспитании: 
- критика
- похвала

Критика из этих двух вариантов в нашей культуре более приемлемый и понятный способ замотивировать.

В работе часто сталкиваюсь, что клиент может не воспринимать похвалу так как не привык к поощрению. А бывает, что человек проводит всю жизнь под давлением внутреннего критика, который очень часто говорит словами его родителя. В принципе, такие люди очень часто достигают успеха и значительных результатов.

В чем тогда проблема? Проблема есть тогда, когда человек настолько привык гнаться то ли от внутреннего критика, то ли за похвалой, что перестаёт замечать реальную жизнь и себя, а ещё часто такой человек бывает не способен к тому, чтобы слышать или верить в похвалу в свой адрес.

Проблема с критикой возникает ещё тогда, когда у ребёнка нет шансов угодить своему взрослому. Когда чтобы ребенок не сделал все "не так" и все "не то", когда есть много "не мешай", когда "руки не с того места" и даже бывает не высказанные слова, а едва заметные действия говорят многозначительней любого острого слова. К примеру, отобрать предмет детской увлечённости то ли это будет кастрюля с крышкой, которая издаёт излишний шум, то ли эта небрежно, но старательно по-детски убранная комната.

Я очень хорошо помню, как в детстве за мной старшие все переделывали, а детские подделки сделанные со всей детской любовью и желанием порадовать, выкидывались. Понимаю сейчас, что для родителей это было просто понимание моей детской неумелости, неуклюжести, которую нужно взрослому, даже не доделать, а исправить. А вот для меня это осталось таким болезненным воспоминанием о чувстве собственной никчемности, что я не могу быть полезной, не умею чисто убирать, не умею работать и ещё много чего не умею и не могу.

Сейчас для меня понятно, что родители не имели понимания о тонкостях детского восприятия собственной ценности, поэтому не придавали значения моим чувствам в тот момент и демонстрировали как правильно делать.

В подобных ситуациях очень важно понимать, что ребёнок не видит неряшливость своих первых рукоделий, его уборка на первых порах очень неловкая и скорее больше бардака чем помощи, но все это важные этапы которые нужно с терпением и со всей свойственной только родителю любовью перетерпеть и давать как можно больше искренней похвалы и поддержки малышу поначалу. Критика тоже со временем будет нужна и она будет оттачивать мастерство вашего будущего помощника. Если вы не перестараетесь конечно.

Есть теория, которая говорит, что на 1 критику нужно дать минимум 3 поглаживания (похвал).
.
Понимаете? Детская психика ещё не настолько устойчивая и напитанная положительными пониманиями о себе. Для того, чтобы иметь силу для восприятия своего "не так" ребёнку нужно более менее устойчивое положительное понимание о себе, иначе у него просто не будет ресурса для исправления своего поведения, он будет просто понимать о себе: "я плохой", "я ни на что не годен" , "я ничего не умею","Я неудачник".

Чрезмерная критика в детстве, как я уже писала выше, может стать причиной жизни в погоне за достижениями, что, в принципе, снаружи зачастую имеет красивую картинку.

Хуже когда возникает состояние так называемой выученной беспомощности. Выученная беспомощность это когда человек делает о себе вывод, что он ничего не может, не умеет, что чтобы он не сделал не имеет ценности и значения. Часто за выученной беспомощностью стоит чувство страха (страх критики, отверженности) или стыда(стыд что я не достаточно хорош, недостаточно достойный).

Выводы:
Здоровая Критика, на мой взгляд, может быть хорошим мотиватором быть лучше. Другой вопрос, что для критики нужно твёрдое положительное основание в виде положительных знаний о себе, осознания своей изначальной хорошести и того что тебя принимают.
Поэтому вначале хвалим (раз 10 чтобы уже точно), даём понимание, что мы изначально принимаем человека (ребёнка, мужа, жену, сотрудника, подругу) , а потом высказываем своё пожелание к исправлению.

И ещё, если вы боитесь перехвалить...помню в детстве жила с убеждённостью, что мужчину хвалить нельзя, иначе он зазнается и уйдёт к другой. Я думаю, что мой аккаунт дал уже понимание о том откуда такие мысли-вирусы живут в нашей голове...

Так вот, если вы боитесь перехвалить...

Не бойтесь!

Каждому человеку хочется быть рядом с тем, кто его ценит и принимает.
.
И конечно же, не обделяйте и себя похвалой, вы точно ее достойны.



Просмотров: 669
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Что нужно знать, чтобы меньше есть
  • Ценим, когда теряем или цени то, что у тебя есть сейчас!
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • «Я влюблен в тебя, но я ухожу от тебя» Когда влюбленность не все, что вам нужно.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Как приготовить счастье из того, что у Вас уже есть?
  • Как понять, что тебе изменяют? Очень вредные советы для девушек и женщин
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Как эффективно общаться с людьми — что для этого нужно знать и делать
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Когда человек делает то, что он хочет…
  • А думали ли вы когда-нибудь о том, что то, что мы называем здравым смыслом суть вирус!?
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • А Вы врете для того, чтобы казаться лучше, чем есть?
  • Что делать, когда близкий человек расстроен?
  • Что такое правильно и почему от этого правильно становится так плохо? Выгорание - что с этим делать?
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Так что мы все-таки вытесняем из своего сознания?
  • Что нужно знать о себе, прежде чем выбрать профессию?
  • Для чего мне ты. То ли есть любовь, что мы ею называем.
  • Ошибки родителей в воспитании детей. Что нужно прекратить делать прямо сейчас.
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что нужно для тепла в доме, кроме батареи?
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь