|
КРИТИКА И ПОХВАЛА
Есть 2 вида мотивации которое используют родители(учителя)в воспитании: Критика из этих двух вариантов в нашей культуре более приемлемый и понятный способ замотивировать. В работе часто сталкиваюсь, что клиент может не воспринимать похвалу так как не привык к поощрению. А бывает, что человек проводит всю жизнь под давлением внутреннего критика, который очень часто говорит словами его родителя. В принципе, такие люди очень часто достигают успеха и значительных результатов. В чем тогда проблема? Проблема есть тогда, когда человек настолько привык гнаться то ли от внутреннего критика, то ли за похвалой, что перестаёт замечать реальную жизнь и себя, а ещё часто такой человек бывает не способен к тому, чтобы слышать или верить в похвалу в свой адрес. Проблема с критикой возникает ещё тогда, когда у ребёнка нет шансов угодить своему взрослому. Когда чтобы ребенок не сделал все "не так" и все "не то", когда есть много "не мешай", когда "руки не с того места" и даже бывает не высказанные слова, а едва заметные действия говорят многозначительней любого острого слова. К примеру, отобрать предмет детской увлечённости то ли это будет кастрюля с крышкой, которая издаёт излишний шум, то ли эта небрежно, но старательно по-детски убранная комната. Я очень хорошо помню, как в детстве за мной старшие все переделывали, а детские подделки сделанные со всей детской любовью и желанием порадовать, выкидывались. Понимаю сейчас, что для родителей это было просто понимание моей детской неумелости, неуклюжести, которую нужно взрослому, даже не доделать, а исправить. А вот для меня это осталось таким болезненным воспоминанием о чувстве собственной никчемности, что я не могу быть полезной, не умею чисто убирать, не умею работать и ещё много чего не умею и не могу. Сейчас для меня понятно, что родители не имели понимания о тонкостях детского восприятия собственной ценности, поэтому не придавали значения моим чувствам в тот момент и демонстрировали как правильно делать. В подобных ситуациях очень важно понимать, что ребёнок не видит неряшливость своих первых рукоделий, его уборка на первых порах очень неловкая и скорее больше бардака чем помощи, но все это важные этапы которые нужно с терпением и со всей свойственной только родителю любовью перетерпеть и давать как можно больше искренней похвалы и поддержки малышу поначалу. Критика тоже со временем будет нужна и она будет оттачивать мастерство вашего будущего помощника. Если вы не перестараетесь конечно.
Есть теория, которая говорит, что на 1 критику нужно дать минимум 3 поглаживания (похвал). Чрезмерная критика в детстве, как я уже писала выше, может стать причиной жизни в погоне за достижениями, что, в принципе, снаружи зачастую имеет красивую картинку. Хуже когда возникает состояние так называемой выученной беспомощности. Выученная беспомощность это когда человек делает о себе вывод, что он ничего не может, не умеет, что чтобы он не сделал не имеет ценности и значения. Часто за выученной беспомощностью стоит чувство страха (страх критики, отверженности) или стыда(стыд что я не достаточно хорош, недостаточно достойный).
Выводы: И ещё, если вы боитесь перехвалить...помню в детстве жила с убеждённостью, что мужчину хвалить нельзя, иначе он зазнается и уйдёт к другой. Я думаю, что мой аккаунт дал уже понимание о том откуда такие мысли-вирусы живут в нашей голове... Так вот, если вы боитесь перехвалить... Не бойтесь!
Каждому человеку хочется быть рядом с тем, кто его ценит и принимает. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|