|
“Я делаю, чтобы потом”: когда нет времени на счастье
“Я делаю, чтобы потом” - знакомая установка? Ни один человек не откладывает счастье на потом из-за того, что ему просто так хочется. Я еще не встречала человека, который бы в полном здравии мне с гордостью сообщил: мол, лучше я сейчас не буду радоваться, чтобы зато порадоваться хорошенько потом. Звучит абсурдно, не правда ли? Однако, я заметила, если включить режим предельной, даже в чем-то самовредительской честности, эта пластинка закольцована в уме очень многих. Эта пластинка и ее заезженные ремиксы. Почему мы откладываем счастье на потом? Неужели дело исключительно в робости духа, не способного, как нам кажется, приютиться на вершине Эвереста и осужденного вечно болтаться по среднегорью знакомой местности? В робости духа дело тоже. А еще мы смертельно боимся скуки. Нам кажется, что стоит достичь желаемого назначения, как руки опустятся, а лампочка энтузиазма погаснет. Цивилизация зиждется на делании. Стремление плюхнуться на диван и включить телевизор продиктовано годами нелюбимой работы, отсутствием контакта между нами и любимым делом, бесконечным соперничеством. Сколько насилия мы причиняем себе каждый день, сколько маеты, сколько вымученной деятельности! И даже когда позволяем себе провести минуты за любимым делом, наполняющим источник души, стоит голосу в телефоне нас дернуть - и мы начинаем оправдываться: мол, ничем не занимаюсь. Да, конечно, рада слышать. Твою любимую песню, конечно, послушаю. Необходимость жертвовать своими интересами ради наполнения чаши радости других - программа из глубокого детства. Поползновения наполнить свою чашу прежде или одновременно с чашей других приравнивается к нарциссизму, бытию “пупом земли” и “центром вселенной”. Порой мы даже не замечаем, как программируем друг друга. Мы ждем друг от друга жертвенного поведения; мы умоляем близких сдать свои границы, чтобы восполнить чашу собственной важности. И это действительно единственный доступный нам инструмент: в “гараже” знакомых нам действенных приемов пока не существует инструмента под названием “люблю себя безусловно”. То, насколько серьезно человек относится к восполнению чаши своей радости, показывает, насколько он счастлив. С такими бывает трудно - на манипуляции они не ведутся: на мизинец вины у них не надавишь, в жертву и спасателя с ними не поиграть. Такие люди на каждую вечеринку захватывают уверенность, что их радость так же важна, как и радость других, и что ни одна из этих радостей не должна служить обменной монетой для приобретения счастья. У них есть чему поучиться! На днях заглянула за фалафелем к знакомому шаурмисту: вдохновленный научными исследованиями, он возваял на кирпичной, “под лофт” стене светодиодную надпись: “Не жди лучшего времени - его не существует.” Мой друг емко проиллюстрировал заявление квантовых физиков, которые предприняли амбициозную попытку донести до общественности, что время - это концептуальная величина, придуманная для синхронизации и удобства человеческих взаимодействий. Ни мой кот, ни ваша собака не воспринимают время так, как его чувствуем мы. Обманываться, что время реально, и что если отложить радость на потом, она будет во стократ сильнее, не более разумно, чем утверждать, что тапок - это жилище для мячика, который туда закатил ваш кошак. Радость не может наступить потом. “Потом” - детище концептуального ума, субпродукт лингвистического самовыражения. Жизнь - одно большое, длинное, нескончаемое сейчас. Очевидно, что мы существуем - и всегда были - только сейчас. И радость, естественно, тоже.
Лилия Карденас, интегральный психолог, учитель, автор материалов по развитию осознанности Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|