Прежде думай о людях, а потом о себе?

Мы живем в обществе и общение составляет важную часть нашей жизни. Однако, мы часто общаемся друг с другом так, как будто играем определенные роли, разрушающие взаимоотношения. Стивен Карпман -специалист в области транзактного анализа, выделил эти роли и назвал их: Спасатель, Преследователь, Жертва. Взаимодействие, в котором представлены эти три, манипуляторные по своей сути, роли он назвал - драматическим треугольником.

Пример из практики.

Еве двадцать пять лет, она замужем. Молодая женщина говорит, что ее беспокоит: «невозможность жить своей жизнью». На предыдущей нашей встрече стало очевидно, что Ева находится в драматическом треугольнике. Ее «любимая» роль – Спасатель. Из роли Спасателя, она постоянно участвует в жизни своих родственников, друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Все время кому – то помогает: делами, советом, деньгами, затем, видя, что ее усилия оказываются безрезультатными, Ева чувствует себя Жертвой. К тому же, некоторые «спасаемые» упрекают ее в том, что: «помогла недостаточно», «не так, как им хотелось» и т.д. Ева начинает злиться и переходит в роль Преследователя. Девушке очень хочется выйти из треугольника.

-  Ева, я предлагаю тебе нарисовать три роли из драматического треугольника: Преследователя, Спасателя и Жертву. Как ты относишься к этой идее?
- Да, я нарисую, мне самой интересно.

Жертва – облако, четкой формы не имеет, плачет, что все должны ей, но, никто ничего не делает.
- Облако всегда было облаком?
- Нет, когда – то было человеком. Этот человек всю жизнь что – то делал в надежде, что дадут вознаграждение. Но, так и не дали.
Постепенно человек потерял свою форму и превратился в облако. Он считает, что ему «все должны».
- От кого ты слышала такие слова: «мне все должны»?

- Как взаимодействуют Преследователь и Жертва?
- Жертва провоцирует Преследователя, плачет, что «все не то».
- На какие действия Жертва провоцирует Преследователя?
- На агрессию, для нее агрессия – это привычный способ получения внимания.

-  Преследователь хочет, чтобы Жертва его не доставала, не мешала жить, «слезами горю не поможешь». Он терпеть не может слезы, раздражается: «надо делать что – то, чтобы лучше было». Оружие у него в руках, чтобы к себе не подпускать близко, отогнать Жертву. Получается, когда я нахожусь в роли Жертвы, я повторяю поведение мамы. А когда нахожусь в роли Преследователя – папы.
- Я думаю, что твои родители находились и в других ролях из драматического треугольника. Например, как сейчас, после развода, мама общается с папой?
- Она терпеть его не может, говорит про отца всякие гадости.
- Как думаешь, из какой роли мама делает это?
- Из роли Преследователя.
- Как при этом ведет себя отец?
- Он оправдывается. Ведет себя, как Жертва. Или, например, мама захотела стать Спасателем для брата. Она взяла кредит на кабальных условиях, чтобы он мог учиться в институте. Но, он не собирался поступать в этот институт, у него совсем другие интересы. В итоге, он проучился два месяца и перестал ходить на занятия. Оказалось, что маме нечем возвращать кредит. В итоге, за маму рассчитываемся мы с мужем. Жертвами оказались я и мой муж.
- Что сейчас ты чувствуешь к маме?
- Дикое раздражение. Я понимаю, что становлюсь Преследователем по отношению к ней.
- Ева, расскажи о Спасателе.
- Он, как титан, держит над собой землю с людьми, отвечает за эмоциональное состояние всех людей на земле.

- Люди к нему идут с проблемами, он всем помогает. От этого он чувствует себя значимым.
- А если бы не помогал? Что бы с ним произошло?
- Роль спасателя как спасительная оболочка. Без нее он не знает, что ему делать.
- Ева, представь, что ты и есть Спасатель, которого ты нарисовала, подержи диванную подушку над головой, как будто это земля с людьми.

- Неудобно.
- Что хочется сделать?
- Хочется опустить подушку. (Опускает).
- Как сейчас себя чувствуешь?
- Гораздо лучше. А ведь это легкая подушка. Держать землю - невозможная тяжесть.
- Как думаешь, что объединяет все три роли?
- (С удивлением). Их объединяет отказ от ответственности за себя, свою жизнь. Жертва вообще ни за кого не отвечает, а Спасатель и Преследователь стремятся взять ответственность за других, но, не за себя.
- Как можно выйти из треугольника?
- Получается, что можно выйти, если принимаешь ответственность за свою жизнь.
- Да, и только за свою жизнь. Каждый человек отвечает только за себя, если он достаточно взрослый и является дееспособным. Согласна?
- Мне легко согласиться с первым высказыванием. С тем, что я отвечаю за себя. И сложнее с тем, что я отвечаю только за себя. Потому что я привыкла с детства отвечать за отношения родителей, за брата.
- Твоя ответственность за других людей – иллюзия. Каждый самостоятельно принимает решение. А значит, отвечает за него. Например, родители развелись, несмотря на все твои усилия сохранить их брак. Развод - это ответственность каждого из родителей. Взять кредит было решением мамы. Это ее ответственность. Бросить институт – это ответственность брата. Сейчас вы с мужем выбрали выплачивать кредит за маму, погашение долга стало вашей ответственностью. Когда понимаешь, что твои действия - это твой выбор, что чувствуешь к маме?
- Злость исчезает. Платить за маму кредит – это действительно мой выбор. Спасибо мужу, что он поддержал меня в этом. Я согласна с тем, что каждый сам отвечает за свою жизнь, за тот выбор, который мы постоянно совершаем. Только очень сложно менять убеждения, к которым привыкла с детства.

Спасителям необходимо чувствовать, что их ценят. В детстве она не получили разрешение заботиться о себе, поэтому они заботятся о других. Осознав это, можно изменить привычное поведение, научиться заботиться о себе, а другим людям помогать не потому. что ты должен это делать, а тогда, когда хочется.



Просмотров: 406
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Пассивная агрессия. Что это такое и как это портит нам жизнь
  • Если в вашей жизни произошло что-то очень серьёзное. Как выжить и не потерять себя.
  • Что мешает матери любить свою дочь и как это изменить?
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Почему не получается доделать то, что хотелось бы? И как это изменить?
  • Как понять, что человек возле вас - ЖЕРТВА!
  • Хочу на ручки, или Регресс. Что делать, когда чувствуешь себя маленьким?
  • 6 признаков, что вы пытаетесь бежать от самого себя. И что с этим делать.
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • У меня жизнь говно, или Как понять, что вы жалеете себя?
  • То, что я думаю о себе не равно то, что другие думают обо мне
  • Что во мне не так, что если от меня уходят (обратная сторона)?
  • Гендерные роли. Или, кто кому что должен?
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Мы с вами такие потому, что выучили, кто мы и что должны хотеть
  • Схема терапия: что это такое и как это работает
  • Тебя никто не любит, потому что ты не молода, не красива или не стройна? Думаешь, это тупик?
  • ПЕРЕЖИВАНИЕ ЖИЗНИ – ЧТО ЭТО И КАК?
  • «Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 2: выгоды, источники и что с этим делать?»
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Созависимость: она врала сама себе, что ее все устраивает.
  • Пинг-понг: если он(а) напоминает о себе, это еще не значит, что любит
  • "Быть половинкой или целым?" Психологическая зависимость - что это такое, что нам дает и чего лишает.
  • Перфекционизм – что это такое и как с ним работать?
  • Все, что мы хотим от других, мы можем дать себе сами.
  • "Информационный мусор" что это и как он влияет на нашу жизнь?
  • Психосоматика. Что это и как ее лечить?
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • СОЗАВИСИМОСТЬ. Что это такое и как туда не угодить



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь