Старших надо уважать! Или не надо........

Уважение к старшим быть или не быть? Очень неоднозначный вопрос. С одной стороны уважать только за преклонный возраст казалось бы полная бессмыслица, ну в самом деле большая заслуга родиться на 5-10-15 лет раньше! Смешно, не правда ли? Правда смешно, но лишь тогда, когда идет речь о взрослых людях. А вот надо ли прививать детям уважение к старшим?

Этот вопрос меня мучил много лет. Сегодня я могу ответить на этот вопрос. Прививая уважение к старшим, Вы облегчаете вашему ребенку существование в этом мире и делаете его среду обитания безопасной. Через уважение к старшим, мы формируем уважение к Человеку в целом, а значит и к себе.

Принцип «Делай, что хочешь, и будет тебе счастье» - на мой взгляд, изумительная  формула счастья, если вместе с ней идет ответственность за то, что ты делаешь. «Да, я хочу послать начальника очень даже нецензурной бранью , но только я буду ответственен за полученную свободу и полученный шанс прожить на подножном корме».

Дети не могут в силу своего возраста не то, что принимать ответственность, а в принципе ее осознавать. Они с радостью схватывают поверхностную идею и не видят причинно-следственной связи между своими поступками и их последствиями. В этом случае они оказываются во враждебном мире, как партизан в тылу врага и вся их энергия направлена на защиту от вражеского мира. Энергия становится разрушительной.

Попробую объяснить на примере ученик (зеленый)-учитель (синий). На рис.1 они находятся в зоне комфортной дистанции (ученик за партой, учитель у доски). Оба занимают свое положение и довольны жизнью и друг другом. На рис.2. Происходит критическое сближение (например, учитель сделал несправедливое замечание ученику). Красным обозначена искра (взаимное раздражение), которое в следующий момент может разгореться, а может и погаснуть. Ученик, которому привито уважение к старшим, поведет себя корректно к учителю и конфликт будет исчерпан.

Но мы берем случай, когда ребенок свободен от социальных норм и правил. Замечание, повторюсь, несправедливое и сделано в некорректной форме. Никто не спорит, виноват учитель, я стою на позиции, что при любом конфликте взрослый-ребенок, виноват взрослый. Но давайте посмотрим, что произойдет дальше. Ученик в ответ хамит учителю, чем нарушает его границы, вытаскивая его из зоны комфорта. Но, нарушая чужие границы невозможно сохранить и свои. Рис.3 Красным изображена зона взаимного проникновения, в которой разгорелся конфликт. Целостность личности нарушена и у одного и у другого. Зона конфликта становится опасной зоной для формирования в ней невроза, психологических травм и комплексов. У учителя (он взрослый, и у него есть в силу опыта алгоритм выхода из подобных ситуаций, алгоритм самосохранения) срабатывает защитный механизм, и он начинает обороняться. В этот момент все его ресурсы направлены на самосохранение и ему абсолютно фиолетово, что происходит с учеником. Он справился и вытолкнул ребенка из своей зоны комфорта. Но у ребенка еще не сформированы никакие защитные механизмы, он не умеет действовать в подобной ситуации, и его целостность нарушена, он выходит из этой ситуации абсолютно травмированным(рис.4). И ответственность за разрушенную личность ребенка несет не сам ребенок, и даже не учитель, ответственность несут родители, которые допустили подобную ситуацию, не сформировав уважение к старшим, из которого формируется уважение к человеку и самоуважение.

А формировать уважение к старшим достаточно легко, при этом не надо кривить душой и лгать. Ведь каждый человек достоин уважения за то, что прошел свой жизненный путь, так как смог, еше не известно выдержали бы мы те испытания и трудности, которые выдержал он. 



Просмотров: 642
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уважение к себе и другим. Как?
  • Любовь и уважение
  • Откуда берется уважение?
  • Уважение и доверие к другому- основа терапевтических отношений
  • Как же мы не любим видеть свои теневые стороны. А что в этом может быть хорошего?
  • Кризис среднего возраста. Что с нами происходит и как его пережить?
  • "Не так страшно то, что происходит, как то, что мы об этом думаем"
  • Вся правда о «волшебном пенделе» или как мы не берем ответственность за свою жизнь
  • Напоминания, в которых вы нуждаетесь больше всего, когда всё идет не так, как надо
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь
  • Почему надо бросить читать советы психологов и что-то уже сделать со своей жизнью
  • Что нужно знать и как действовать родителям, если их ребенок гей, лесбиянка, или бисексуал/ка?
  • Психолог Светлана Ройз: Родителям нужно запомнить и внутри себя удерживать ощущение того, что не ребенок – для школы, а школа – для ребенка
  • Что такое манипуляции или что действительно происходит с Вами каждый день?
  • Что Надо Делать, Когда Проживаешь Кризис
  • Этот «великий и ужасный» или Как пережить подростковый возраст ребенка?
  • Хочу его забыть, но не могу. Внутриличностный конфликт.
  • Как трудно увидеть то, что на самом деле происходит вокруг меня…
  • Что не надо делать, когда проживаешь кризис и не чувствуешь опоры
  • Как строить эффективные терапевтические интервенции из ответа на вопрос "Что сейчас происходит?"
  • Что выйдет из мальчика, если его воспитывают мама и бабушка
  • «Я такой, потому что ты есть». Вклады в контакт его участников принципиально неразделимы
  • Юлия Гиппенрейтер: Мы даем не то, что надо ребенку.
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Мама, я уже взрослый, или Что такое зрелая личность, и критерии завершения терапии
  • «Офисная психосоматика». Что провоцирует стресс и как его нивелировать.
  • Надо и даже хочу, но… не могу сдвинуться с места!
  • Границы в отношениях: как их обозначить и сохранить? И как при этом сохранить отношения?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь