Интегрированная образовательная деятельность «ПУСТЬ ЖИВУТ НА СВЕТЕ ЛЕБЕДИ!»
Автор Губкина Галина Фёдоровна
Цель: развивать связную речь и формировать экологическую культуру детей.
Задачи
Коррекционно – обучающие:
- расширить и систематизировать знания детей о жизни и обитании перелётных птиц
- развивать навыки социализации и коммуникативные навыки
- обогащать речь эпитетами
- формировать грамматически правильно оформленную фразу
Коррекционно – развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь
- развивать художественные навыки в работе над творческой аппликацией
- развивать сенсорные навыки и мелкую моторику рук
Коррекционно-воспитательные:
- развивать двигательную активность под музыкальное сопровождение
- учить организовывать своё рабочее место
- воспитывать любовь к родному краю, живой природе.
Интеграция образовательных областей
- Речевое развитие.
- Физическое развитие.
- Познавательное развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Оборудование: готовый фон – озеро, кувшинки и камыши, сделанными детьми, белые полоски, схемы – амодистмы для составления описания рассказа, силуэты лебедей, клей, музыка Чайковского и Сен-Санса.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные технологии; игровые.
Ход
I. Мотивация (Звучит мелодия «Осенняя песня», «Времена года» П.И. Чайковского.)
Логопед:
Есть птица красивая очень на свете Название – лебедь – имеет она. Не встретишь прекрасней её на планете, Она из чудесного будто – бы сна.
Степенные, яркие, нежные птицы, В почёте огромном они у людей, Едва только лебедь на воду садится, Все взгляды на него переводят скорей.
Какое настроение навевает это стихотворение и музыка? Почему?
Посмотрите на экран. (Слайды)
II. Постановка цели.
Логопед: Повелось так с самой древности Эти птицы символ верности В отражение своё глядя Вот скользит по водной глади,
Восхищая всех людей, Двое белых лебедей.
1ребёнок:
Шея будто буква S, Выгнута особо. Белый цвет ей так к лицу Птице бесподобной.
2 ребёнок:
Что за диво, Что за птица На воде она царица, И окракой так под стать Просто глаз не оторвать!
3 ребёнок:
Словно солнышко плывёт, Шею изгибая. Клювом воду зачерпнёт, Хорошо летает.
4 ребёнок:
Красивая птица На воду садится. Взлетает не быстро, Летает отлично.
5 ребёнок:
Любит заводь, лиманы И лесную глушь, Шею дивно изгибает, Но отнюдь не гусь!
Логопед: О ком мы сегодня будем говорить?
III. Деятельностный этап.
(на экране появляется схема)
Логопед: Ребята, на что это похоже? (ответы детей). Давайте внимательно рассмотрим её. О чём или о ком мы можем узнать по этой схеме?
Составление связных рассказов по схеме детьми.
Дети: Это большая, красивая птица белого или чёрного цвета. Она умеет плавать, нырять, летать. У неё белоснежные перья, широкие крылья, очень длинная изогнутая красивая шея, красный клюв, на лапах есть перепонки. Гнёзда строит из камыша около воды и выводит птенцов. Это редкая птица, занесена в Красную книгу. Это перелётная птица.
Просмотр слайдов.
Логопед:
Как по реченьке лебёдушка плывёт Выше бережка головушку несёт Белым крылышком помахивает На траву водицу встряхивает.
Какие красивые слова мы можем подобрать для них? За каждое слово лебеди подарят вам свои пёрышки.
Дети: белоснежный, красивый, нежный, гордый,, изящный, грациозный, великолепный, чудный, величественный, царственный, верный и другие.
Логопед: От кого их надо охранять?
Прослушивание музыки Сен-Санса «Умирающий лебедь».
- Часто в народе девушку называли лебёдушкой. Лебеди создавали пару на всю жизнь, если один погибает, другой остаётся тосковать всю жизнь один.
Музыка помогает нам представить лебедя (танец исполняет ученица танцевальной студии ДК)
Пальчиковая гимнастика.
Осень дивная пришла (хлопок) Птиц в дорогу позвала, (машут скрещенными ладошками) Трудно будет птицам нашим (погрозить) Давайте дружно им поможем (машут)
Ласточки летят, кукушки Кружат гуси над опушкой Цапли, лебеди и утки В стаи собираются
С их отлётом на земле (хлопки) Всё тепло кончается.
Логопед: Дети, я знаю одну интересную историю о лебеде, хотите послушать? Усаживайтесь поудобнее.
Наступила осень. По небу плыли рванные чёрные тучи. Листья на деревьях стали рыжими. В выходной день Аришка отправилась на прогулку в Летний сад…
Под ногами шуршала опавшая листва. Кленовые листья кружили в воздухе (мелодия «Осенняя песня»)
Динамическая пауза «Осенние листья». Представьте, что вы превратились в кленовые листья, покружитесь.
…Вдруг девочка увидела, на зеркальной глади пруда, прекрасного белого лебедя. Он медленно плыл, печально опустив голову. Аришка вспомнила, что летом она видела на пруду двух лебедей с целым выводком птенцов.
- «Что же случилось? – подумала Аришка. – Почему лебедь остался один?».
- Да, все лебеди улетели, — услышала она хриплый голос над головой.
На ветке клёна сидели две вороны и беседовали.
- А почему остался этот красавец? – спросила та ворона, что была поменьше.
- Злые люди хотели поймать лебедят, а он защищал их и сломал крыло. Теперь лебедята выросли и вместе с мамой улетели на юг, — ответила ей вторая ворона. — Теперь лебедь будет зимовать в зимнем саду, и ждать возвращения других лебедей, — продолжала ворона.
И, действительно, Аришка увидела на острове посреди пруда маленький домик, где будет зимовать лебедь, и, обязательно решила приходить к нему зимой и приносить угощение. И всё-таки ей было очень грустно.
Начинался нудный осенний дождь. Она раскрыла зонт и пошла домой. У ворот она обернулась и посмотрела на лебедя. Он всё также медленно кружил по пруду, печально опустив голову (мелодия осенней песни) Н.В. Нищева
Логопед: Какую историю я рассказала. Это рассказ или сказка? Почему?
- Как описана природа в начале сказки?
- Куда пошла девочка?
- Почему лебедь был один?
- Почему ворона назвала людей злыми?
- Как будет зимовать лебедь?
- Какое у вас было настроение?
Ребёнок читает стихотворение:
В тихих аллеях осенью веет…
Лебедь печальный в тёмном пруду
Лебедь остался один на беду.
Медленно кружит по глади пруда.
Как одинок он – знает вода.
Логопед: А чтобы не было нам грустно, давайте представим, каким это озеро будет весной, когда лебеди вернутся.
Воспитатель:
Чудо – палочку возьму и два раза ей взмахну И сейчас вы из детей Превратитесь в лебедей (рисуют круги) Мы направо повернулись (поворот направо)
Крылья к солнцу потянулись (руки вверх) Мы налево повернулись И друг другу улыбнулись. Хоть лететь нам нелегко, (вытирают пот со лба)
Но летаем высоко (на носочки и взмахи) Опустились на реке (присели) И поплыли по воде (волнообразные движения рук) Шею вытянул вперёд (тянут шею)
Лебединый весь народ. И поев немного хлеба (жуют) Снова мы взлетаем в небо (машут руками, бегут по кругу) Вам понравилась игра!
Возвращаться нам пора! Снова палочку возьму И два раза ей взмахну, И теперь из лебедей Превратились вы в детей (хлопки)
Воспитатель: Наше озеро дождалось лебедей. Когда мы двигались, наши руки были крыльями, а теперь наши руки помогут сделать крылья лебедей красивыми, изящными, лёгкими и воздушными.
Вам нравится такой лебедь? У одних лебедей раскрытые крылья, у других – поднятые вверх, как парус, третьи расправили для взлёта.
Давайте украсим их крылья пёрышками. Возьмите понравившегося вам лебедя. Приступайте к работе.
IV. Самостоятельная деятельность детей, аппликация «Лебеди».
V. Рефлексия: Как вы думаете, настроение будет другое весной на пруду?
Заканчивается наше путешествие на Лебединое озеро. Вам было интересно? Вспомните, какое настроение было после прослушивания рассказа? А сейчас? Как бы вы поступили на месте Аришки? Помните, ребята, всем птицам нужна помощь зимой!
Литература
- Иванова А.И. «Живая экология». Программа экологического образования дошкольников, 2007г.
- Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Москва Мозаика-Синтез 2005г.
- Нищева Н.В. «Сказка об одиноком лебеде».
|