Опыт работы «Обычное утро»
Мазаева Ольга Григорьевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) №109 г. Красноярск, воспитатель.
Список ключевых слов: дети, воспитатель, день, утро, зарядка.
Краткая аннотация: В статье рассказывается история обычного утра воспитателя МБДОУ и его воспитанников. Автор описывает какое важное значение имеет как малыш встретит свои новый день. Статья концентрирует внимания читателей на мелкие детали в утре дошкольника на которые обязательно следует обращать внимания, для того чтобы правильно настроить ребенка на новый день.
«Машенька, я ушла на работу!» – с такими словами я закрываю за собой дверь моего дома. Я воспитатель детского сада.
Машенька моя дочь (21 год), студентка СФУ, ей можно еще подремать, ей-то на учебу к 8.30.
6. 30. Итак я шагаю по тихим темным улицам. Хороша. Сегодня нет ветра. Стоит такая тишина, которая бывает, когда стоишь над кроваткой с маленьким спящим ребенком и слу-шаешь, как он дышит – тихо-тихо, безмятежно. Я стараюсь идти не спеша, растягивая удо-вольствие, потому что эти первые минуты моего утра, я отвечаю только за себя. Потом за-кручусь как белка в колесе, будет не до размышлений.
7. 15. Вот и первый человечек пришел. «Здравствуйте, а я снова пришел первым!» — «Здравствуй, Никитушка! Как твои дела? Не замерз? Что интересного видел по дороге в дет-ский сад?». Мы сидим рядышком, солидный Никита неторопливо собирает пазлы, одновре-менно отвечая на мои вопросы. Я же бы быстро осматриваю малыша, слегка дотрагиваюсь до его лба, поглаживаю щечки, ручки. Мне ясно, что мальчик здоров, спокоен, пришел в сад без груза отрицательных эмоций. А как это важно, когда ребенок приходит с хорошим на-строением, – могут оценить только воспитатели. Хорошее настроение начинается с ласково-го подъема утром.
Ох, и несладко порой просыпаться малышу рано утром! Вы только представьте себе: не хочется открывать сонные глазки; так уютно под теплым одеялом. А тут еще мама торопит: «Вставай, быстрей! Опоздаем!». Как много одежды надо надеть, да еще ничего не напутать. А эти маленькие коварные пуговки – такие скользкие, непослушные. Вот и приходится ре-бенку идти на хитрости. «Я заболел, в садик нельзя!», «У меня ручки болят», «Старенький я стал, не могу одеваться». Но мама сердится, тормошит, покрикивает. Где уж взяться хоро-шему настроению. И в сад приходит нахмуренный угрюмый человечек – это в лучшем слу-чае. А в худшем – слезы, истерика. И мама уходит на работу расстроенная, и малыш травми-рован. Не хочется ему играть с другими детьми, ин заниматься с воспитателем, даже аппетит пропадает. А если такое продолжается изо дня в день, да еще и здоровье у ребенка не бога-тырское? К ослабленному, потускневшему от нервных переживаний человечку, начинают липнуть болезни. А можно ведь сделать все наоборот! Это не так уж и трудно: нужно ставить интересы ребенка на первое место. Он должен встречать утро с улыбкой, и вы все для этого сделаете. Секрет простой: дети по сути своей оптимисты – им, как солнечный свет, необходимы радостные чувства, жизненно важно ощущение предстоящего праздника. Постарайтесь, чтобы даже пробуждение таило в себе частицу радости и тепла.
Ласково притроньтесь к «соне», погладьте лицо, руки, спинку, ножки. пяточки можно слегка пощекотать: «Ой, к тебе щекотка пришла!».
Поможет и ежедневный прием витаминов: «Смотри-ка, какой колобочек катиться. Да это же витаминка! От папы ушла, от мамы ушла, а к Максимке пришла. Только чтобы ее пой-мать, нужно встать, умыться, одеться».
Не нужно подкупать ребенка обещаниями купить что-то по дороге, потом, завтра. Вам важно, что он получает удовольствие от теплых рук мамы, ее ласкового голоса, нежности.
Что-то из домашних игрушек, книг можно предложить ребенку взять с собой, они прида-дут в детском саду малышу больше уверенности в себе, напомнят о доме, о маме.
Разговаривайте с ребенком, уверенным бодрым тоном. Не бойтесь ласковых слов, похва-лы.
Если малыш долго одевается, поднимите его на 10 минут пораньше – это время он потра-тит на то, чтобы одеться без спешки. А по дороге в детский сад можно сделать столько инте-ресных открытий, заметить что-то новое, какие-то изменения в обычных предметах. Видите, как просто находить удовольствие и дарить их своему чаду!
Об этом я обычно беседую с родителями в начале работы с новыми детьми. Потом необ-ходимость отпадает.
На моих рабочих часах уже 8.00.
Мы с детьми готовимся к зарядке, в «Веселых горошинах» она продолжается около 30 минут. В разработке комплексов утренней гимнастики принимают участие инструктор по физкультуре и врач. Время строго разделено, в каждой части свои задания, нагрузка, темп. Для снятия усталости мы используем систему дыхательных упражнений. Входят в зарядку упражнения для коррекции осанки, профилактики плоскостопия; проводятся общеразви-вающие упражнения, подвижные игры (2-3 с разными целями). Со стороны все похоже на развлечение: звучит бодрая музыка, ребятишки улыбаются, я могу скорчить забавную рожи-цу. Ведь зарядку я провожу эмоционально, чтобы у малышей поднялось настроение.
И в то же время я хорошо помню советы нашего врача: «Даше нельзя много прыгать, у Мариам – астма, ей не давать высокую нагрузку; а Данил пусть не выполняет резких накло-нов, поворотов головы». Потихоньку отзываю этих детей в сторону, предлагаю отдохнуть, «успокоить» дыхание.
Во время подвижных игр, разрешаю «выпустить пар» – визг и писк стоит ужасный. Но недолго – уши все же надо поберечь! А игры наш инструктор подбирает интересные. После игр предлагаю выполнить несложные, но очень эффективные дыхательные упражнения[1]. Вижу, как постепенно дети успокаиваются. Теперь начинается заключительная часть — рас-слабление. Ее дети ждут с нетерпением, впрочем, как и я. Хотя мне после нее приходится немного посидеть, снять головокружение – ведь я несколько раз встаю и приседаю, накло-няюсь к каждому ребенку, делая психологический, успокаивающий массаж.
Просторный, светлый зал. Искусственное освещение убрано. Окна большие, нежный тюль украшает их прямыми частыми складками. Сквозь их невесомость робко заглядывает в комнату неяркий рассвет. За стеклом я вижу такую спокойную и родную картину: пятиэтажные дома стоят рядышком, защищая друг друга от ветра, в соседней ярко светятся окна. Наш любимый детский сад кажется таким крошкой среди высоких жилых домов. Правее возвышается блестящие купола храма. В той стороне мой дом. Там тепло и уютно.
Красота увиденного наполняет мою душу. Я верю, что сейчас передам ее через мои руки ребятам. Они уже улеглись на зеленый ковер, ждут начала «Путешествия на остров». Дети уже знают правила. Главное – расслабиться. Ручки, ножки раскинуты в стороны – это «мор-ская звезда». Негромко звучит волшебная, чарующая музыка. В ней есть мягкость, красота. Музыка помогает отвлечься от ненужных мыслей, лишних эмоций. Я напоминаю, что уп-лыть на остров смогут те, кто хорошо приготовился. Для проверки я приподнимаю руки, но-ги. Если они расслабленно опускаются на пол – все в порядке, малыш успокоился, рассла-бился. И глазки отдыхают – они закрыты, и носик отдыхает – дышит легко, спокойно, даже язычок и губки отдыхают – молчат. Я подхожу к каждому ребенку, присаживаюсь рядом. Осторожными, мягкими движениями я дотрагиваюсь до особых точек на лице ребенка – у крыльев носа, основания бровей, у мочек ушей. Поглаживаю руки, на мгновение задержива-юсь ладонями на ладошках ребенка. Затем провожу пальцами по груди, животу, ногам, слег-ка массируя ступню. Во время массажа настраиваю себя на хорошие мысли: «Вот лежит теп-лый, хрупкий человечек. Он чей-то сын (или дочь). Его мама сейчас не может погладить, приласкать его, а я так близко. Я могу это сделать. Расти здоровым, сильным, мой хороший. Все будет хорошо. Ты самый лучший на свете ребенок. Тебя все очень любят. Вот так с каж-дым, будь-то 15 или 20 детей.
После расслабления дети поднимаются не спеша, без резких движений, сначала «просы-паются» глазки, потом ручки – «потягушеньки». Затем переворачиваемся на животик – «ко-шечки». Только затем можно сесть по-турецки. Еще одна серия дыхательных упражнений – и можно вставать. Мы беремся за руки, смотрим друг на друга, улыбаемся, желаем друг дру-гу доброго утра, приятного дня. А теперь можно обуться и вернуться в свою группу, где нас уже ждут самая лучшая няня с самым вкусным завтраком.
Вот с такого обычного утра начинается мой рабочий день. День, где есть место многому: самому интересному и поучительному, серьезному и забавному. День, который я постараюсь провести так, чтобы детям со мной было хорошо, интересно. Но эта уже другая история.
Список литературы:
1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. – М.: Линка-пресс, 1993.
|