Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства: 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию - социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях. Возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей является приемная (принимающая, замещающая) семья. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Однако, при воспитании приемных детей, родители нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи психологов для диагностики и коррекции не только индивидуальных особенностей ребенка, но и внутрисемейных отношений, функционирования замещающей семьи в целом. Опыт показывает, что проведение подготовительных занятий с потенциальными приемными родителями до того, как они возьмут к себе ребенка, и занятий-тренингов с уже состоявшимися приемными родителями положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования приемной семьи, возникает меньше проблем в процессе адаптации ребенка в новой семье, в его развитии и воспитании.
Скачать: «Инновационные игровые технологии в работе с замещающими семьями» (полный конспект)
Занятия с уже состоявшимися родителями проводятся в «Службе по подбору, подготовке и сопровождению кандидатов в замещающие семьи», где обсуждаются уже возникающие вопросы о воспитании детей, решаются трудные ситуации. На занятиях для реализации поставленных целей используются различные формы и методы. Инновационной формой работы с кандидатами в принимающие родители и потенциальными родителями являются настольные игры. Необходимость использования игровой технологии на занятиях обусловлена тем, что игру или действие в игре можно начать заново, передумать, переходить. В жизни нам не дана такая возможность, и от того, как мы поступим, что скажем, зависит отношение к нам близких и друзей, их слова и действия, а в воспитании детей любое сказанное слово или действие может сыграть огромную, а иногда и решающую роль в их судьбе. Но редко кто скажет или подскажет, как же нам поступать, что делать или говорить. Только мы сами и на своих ошибках учимся правильно (или более благополучно) действовать и поступать. Настольные игры «100 шагов к принятию ребенка в семью» для кандидатов в замещающие родители и «7 граней успешного родительства» для замещающих родителей, дают уникальную возможность кандидатам в замещающие родители и принимающим родителям пройти многие ситуации, которые могут возникнуть в процессе создания приемной семьи, действовать в них, посмотреть на них со стороны и услышать мнения и советы других. Я хочу остановится немного о Настольной игре «7 граней успешного родительства» Игра создана для использования на занятиях, при работе с уже состоявшимися замещающими родителями, опекунами, усыновителями. Игра «7 граней успешного родительства» помогает ответить на многие вопросы, возникающие у родителей. Данная игра позволяет родителю учиться осознанно взаимодействовать не только со своими детьми, но и более эффективно выстраивать свое общение с близкими. У родителей есть возможность взглянуть по-новому на своего ребенка, они смогут с новых сторон посмотреть на сложные жизненные ситуации и найти необычные и эффективные способы их решения. Использование на занятиях настольной игры «7 граней успешного родительства» дает уникальную возможность принимающим родителям «остановиться», осознать, прочувствовать, научиться действовать в сложных ситуациях до того, как они возникнут. В процессе игры родители начинают лучше понимать в первую очередь себя, своих близких и детей. Игра «7 граней» - это в свою очередь некий Тест для самих же родителей: кто-то осознаёт причины возникающих трудностей, кто-то получает поддержку собственным действиям, кто-то видит необходимость дальнейшей терапевтической работы. Все это происходит без назидания, критики, уговоров. Цель игры «7 граней успешного родительства»: Повышение уровня профессиональных компетенций у замещающих родителей. Решение проблемных ситуаций, возникающих у замещающих родителей в процессе воспитания, обучения и развития приемных детей. Девиз игр: Каждый ребенок уникален, так же, как и его родитель! Кому полезна эта игра? - Родителям детей любого возраста; - Тем, кто участвует в воспитании ребенка; - Тем, кто опекает и помогает в воспитании. В результате участия в игре родители: 1. Смогут научиться эффективно взаимодействовать c ребенком, разрешать конфликты и сложные ситуации в семье. 2. Получить понимание особенностей своего ребенка, навыки поведения кризисных ситуациях. 3 Откроют заново радость отношений с ребенком и близкими. 4. Найдут ответы на свои собственные вопросы. «100 шагов к принятию ребенка в семью» (для кандидатов в замещающие родители) - Тем, кто только задумывается о том, чтобы взять ребенка; - Тем, у кого есть мысль или уже окончательное решение взять в семью ребенка - Тем, кто уже взял ребенка в семью Цель игры Актуализация теоретических и практических знаний по психологии и педагогике родительства, отработка умений и навыков по решению проблем развития и воспитания приёмного ребёнка, повышение уровня родительской компетентности.
Значение игр
Для специалистов сопровождения
|
Для родителей
|
1. Игра является инновационной технологией в работе специалистов по подготовке потенциальных замещающих родителей к замещающей заботе и социально-психологическому сопровождению замещающей семьи
2. Позволяет проверить в неординарной форме знания потенциальных замещающих родителей.
3. Позволяет отметить «трудные», «упущенные» моменты в подготовке кандидатов в замещающие родители.
4. Помогает в нетрадиционной форме «подсказать» как возможно решить ту или иную ситуацию
|
1. Снимает напряжение.
2. Позволяет проявлять способности.
3. Дает возможность проявлять самостоятельность.
4. Помогает вырабатывать способы сотрудничества.
5. Способствует установлению доверительного общения.
6. Формирует самоконтроль.
7. Корректирует психологические негативные проявления.
8. Позволяет проиграть и отреагировать различные трудные жизненные ситуации.
9. Дает возможность:
· высказаться, решить в группе волнующие вопросы, получить поддержку коллег, найти единомышленников и помощников;
· реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью;
· разобраться в требованиях и юридических вопросах, освоить процедуру подготовки документов для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью;
· узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
· научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребёнка в семье;
· встретиться с приёмными родителями, имеющими опыт усыновления детей разного возраста
|
В своей работе использую тематику и элементы игр, что позволяют родителям учиться осознанно взаимодействовать не только со своими детьми, но и более эффективно выстраивать свое общение с близкими. У них есть возможность взглянуть по новому на своего ребенка, они смогут с новых сторон посмотреть на сложные жизненные ситуации и найти необычные и эффективные способы их решения.
|