Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



8 страница


Мужчина: А можно было включить раскачивание ноги?  

Я мог бы это сделать. Я мог бы вызвать у нее раскачивание на пляже. Это  

бы превосходно действовало. Я мог бы использовать раскачивание ноги, или  

другие части ее поведения, и это был бы хороший выбор. Но нет надобности  

применять _в_с_е_ хорошие приемы в каждом наведении; можно ограничиваться  

тем, что дает вам требуемую реакцию.  

Джен: Я помню, что нога у меня качалась, и тогда я знала, почему, а  

теперь не знаю.  

Каким образом она может восстановить эту информацию, пользуясь тем же  

принципом наложения систем представления?.. Джен, покачайте снова ногой.  

Закройте глаза, покачайте снова ногой и обратите внимание на зрительное  

впечатление...  

Немного быстрее.  

Джен: Я вижу только человеческие лица.  

Как я вспоминаю, я истолковал это таким образом: когда она это делала, у  

нее была возрастная регрессия - она стала маленькой девочкой на пляже.  

Взрослые и дети _п_о_-_р_а_з_н_о_м_у_ раскачивают ногами. Теперь она качала  

ногой довольно взрослым образом. Но в измененном состоянии она делала это  

больше - _п_о_-_д_е_т_с_к_и_. Она была снова маленькой девочкой на пляже.  

Представляете ли вы, сколько вам было лет, когда вы были на пляже?  

Джен: Столько же, как сейчас.  

Она _с_к_а_з_а_л_а_, что ей было столько же лет, как сейчас, но в то же  

время она продемонстрировала мне несловесные изменения лица и голоса,  

характерные для возрастной регрессии. Таким же образом я описал бы, как она  

качала ногой раньше.  

Итак, есть ли вопросы об этом виде наведения?  

Мужчина: Я не помню, с чего вы начинали. Вы задали ей _к_а_к_о_й_-_т_о_  

вопрос?  

Да. Я сделал нечто чрезвычайно полезное. Я спросил: "Любите ли вы ходить  

на берег моря?", и заметил ее реакцию. Если бы я автоматически предположил,  

что она любит ходить на пляж, то я мог бы ошибиться, если, например, она  

видела в три года, стоя на пляже, как утонула вся ее семья. В этом случае  

пляж оказался бы плохим местом для успокоительного наведения.  

Правило состоит в следующем: надо выяснить, какой системой представления  

человек обычно пользуется в нормальном состоянии. Некоторые используют все  

системы, и в таких случаях можно начать с любой. Но в условиях стресса - а  

терапия является как раз таким условием - люди обычно бывают  

специализированы. Это составляет часть того затруднения, от которого они  

ищут помощи. По отношению к данной проблеме они бывают специализированы в  

той или иной системе представления. И часто оказывается достаточно ввести  

две других системы представления, чтобы они приобрели некоторое новое  

поведение. Вы можете сделать это с помощью наложения.  

Наложение всегда видно во всем, что мы делаем. Не только наложение одной  

системы представления на другую, но также наложение при переходе от внешнего  

к внутреннему. Один человек говорил мне: "Я выполняю наведение ста  

различными способами". Я заинтересовался этим и просил его  

продемонстрировать все способы, какие он может себе представить. Оказалось,  

что все они с формальной точки зрения были _т_о_ж_д_е_с_т_в_е_н_н_ы_. При  

каждом наведении он пользовался одной и той же последовательностью: внешее  

зрительное восприятие, внутреннее зрительное, внешнее кинестетическое,  

внутреннее кинестетическое, внешнее слуховое, внутреннее слуховое. Его  

наведения имели каждый раз другое содержание, но он всегда применял при  

наведении один и тот же _п_р_и_е_м_. И хотя у него лишь одна  

последовательность, он весьма эффективный гипнотизер, в смысле достижения  

обычных результатов традиционного гипнотизера.  

Здесь, где вы работаете в группе, вы можете начинать с любой системы,  

если только вам не попадается партнер с уже выработанной сильной  

специализацией. И все же, сделайте следующий предварительный шаг, чтобы в  

точности провести то, что вы будете делать на практике: спросите человека о  

_ч_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_ из его предыдущей жизни, обратите внимание, какими  

сказуемыми он пользуется, и примените вначале эту систему. Дайте четыре или  

пять описаний в этой системе, а затем найдите точку наложения, чтобы  

перевести его в другую систему.  

 

_Д_о_с_т_и_ж_е_н_и_е_ _п_р_е_д_ы_д_у_щ_е_г_о_ _с_о_с_т_о_я_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_  

 

Простейшее из всех наведений состоит в том, что вы спрашиваете клиента,  

был ли он _к_о_г_д_а_-_н_и_б_у_д_ь_ раньше в состоянии транса. Если это с  

ним было, попросите его вспомнить во всех подробностях последовательность  

событий, происшедщих в последний раз, когда он был в трансе. Спросите его,  

как в точности выглядела комната, как звучал голос гипнотизера, и что в  

точности делал гипнотизер, чтобы ввести его в глубокий транс. Вы заметите,  

как ваш клиент будет вновь переживать все это перед вами, когда он будет это  

описывать. Это пример автоматической регресии. Чтобы вернуться назад и найти  

всю нужную информацию в ответ на ваши конкретные вопросы, он испытывает  

вновь состояние транса.  

Если он пробегает свое переживание слишком быстро, так что вы не  

получаете полных реакций, вы можете указать ему в несловесной форме, чтобы  

он двигался медленее, или же задать ему вопросы с требованием больших  

подробностей. Вы можете, например, спросить: "Вы сидели точно так же, как  

теперь?" "Нет, отвечает клиент, - совсем иначе". "Покажите, пожалуйста, как  

вы сидели". Положение тела, которое он связывал в последний раз с измененным  

состоянием сознания, поможет ему снова найти положение, ведущее к этому  

переживанию транса.  

"Вы были в такой же комнате, как теперь?" "Нет, нет. Там были зеленые  

стены". "Попробуйте закрыть глаза и мысленно представить себе комнату, где у  

вас это было в последний раз..." Вы отделяете его от нынешнего состояния,  

нынешних _п_р_о_с_т_р_а_н_с_т_в_е_н_н_о_-_в_р_е_м_е_н_н_ы_х_ координат,  

чтобы дать ему более свободный доступ ко всей информации, и тем самым дать  

ему вернуться в состояние транса, наиболее эффективное для него в прошлом.  

Чтобы усилить действия ваших вопросов, вы можете прибавить другую  

технику выдачи, вроде включенных команд (См. приложение II). "Так вот, он  

наклонялся влево или вправо, когда ваши _г_л_а_з_а_ в первый раз стали  

_з_а_к_р_ы_в_а_т_ь_с_я_?"  

Это в самом деле простейшее из наведений. Обычно дело сводится к тому,  

что вы просите клиента вспомнить во всех подробностях последовательность  

событий, происшедших с ним, когда он в последний раз был в глубоком трансе.  

Когда он достигает состояния транса, вы попросту используете его.  

Кто из вас испытал переживание встречи с Милтоном Эриксоном?  

Если вы оглянетесь кругом, то увидите, кто из присутствующих встретился  

с Милтоном, потому что мой вопрос вызвал у них транс, пережитый при встрече  

с ним.  

 

_Е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_ _в_о_з_н_и_к_а_ю_щ_и_е_ _с_о_с_т_о_я_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_  

 

Есть и другой легкий способ достигнуть состояния транса. Каждый человек  

бывал в сомнабулическом <Или "лунатическом" - Прим.перев.> трансе; дело лишь  

в том, сознает он это или нет.  

Сегодня утром мы просили каждого из вас выбрать из своего личного опыта  

некоторое состояние с ограниченным фокусом внимания. Два других члена вашей  

группы говорили вам об этом переживании, чтобы его усилить. Можно получить  

реакции того же рода, ничего не зная о человеке, если выбрать и описать  

состояния сомнабулического транса, обычно встречающиеся в нашей культуре.  

Это делается очень легко. Вы садитесь напротив человека и говорите: "Давайте  

рассмотрим сначала обычные виды переживаний, поскольку мне нужно знать для  

коммуникации, какую вы пережили историю; это поможет мне использовать ваши  

ресурсы, чтобы научить вас новым методам гипноза". Затем вы описываете пять  

очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Вы заметите, что  

при попытках понять вас и найти в своем личном опыте примеры того, о чем вы  

говорите, ваш клиент перейдет в измененное состояние.  

Предположим, я говорю вам о ваших ощущениях при длительной поездке в  

машине; что при этом происходит в вашем переживании? Вот вам пример, когда  

нет прямого внушения перейти в транс, а просто приводится ситуация, где в  

нашей культуре естественно возникают состояния транса.  

Например, вчера я ехал в машине из... Санта Крус, в Калифорнии, где я  

живу... поднимаясь в горы Санта Крус... и спускаясь с другой стороны... к  

аэропорту Сан Хосе. И, как это случалось уже много раз, когда я вел  

машину... особенно вдоль известной мне дороги... хорошо известной... где я  

уже много раз проезжал... последнее, что я вспоминаю... перед тем, как я  

прибыл в аэропорт... я сворачивал на автостраду номер 17, по которой  

проезжаю весь путь через горы Санта Крус до Сан Хосе, чтобы поспеть к  

самолету. И, конечно, я ехал вполне безопасно... и во время езды...  

однообразие пути... я полагаю... вызвало у меня нечто вроде  

автоматической... и бессознательной реакции... на которую я мог  

положиться... чтобы доехать безопасно с начала... до конца моего пути...  

И это было очень... похоже на другое переживание, знакомое, конечно, и  

вам, и многим, кто меня слушает... переживание, когда вы сидите на лекции...  

где присутствие обязательно... но лектор... не очень интересный  

рассказчик... а просто человек, который... говорит так, что вызывает  

нечто... вроде скуки... и выдает вам слова, не особенно заботясь об их  

действии... И в таких переживаниях мой ум, как я заметил, любит  

переноситься... в другие места и времена... где не так скучно, и где  

интереснее, чем в моем нынешнем окружении...  

Или еще одно переживание... когда я шел через лес... в хорошую погоду...  

Там, где я живу, красивые места... в удивительном лесу из секвойи... и я  

слышал, как люди сравнивали... зрительное впечатление... этих стволов  

секвойи... как будто находишься в соборе... в _к_а_к_о_й_-_т_о_ большой  

церкви... и они вызывают чувство величия... и безмятежности... И когда я иду  

через лес секвойи... надо сказать об этих лесах секвойи... что они так  

однородны... что в них не очень... много дичи, особенно птиц... и часто  

величественная тишина... сопровождает... прогулки через лес секвойи... и  

хотя там мало разнообразия... в моем переживании... когда я через них  

прохожу... у меня бывает чувство покоя... и расслабления... которое я  

глубоко... ценю.  

Что общего имеют эти три переживания?  

Женщина: Расслабление, одиночество.  

Мужчина: Безмятежность.  

Женщина: Повторение.  

Они повторяются. Они монотонны. И если бы к_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ оглянулся  

кругом, когда я это говорил, он заметил бы у большинства из вас  

физиологические признаки, которые мы учим вас связывать с развитием транса.  

Итак, очень естественный и скрытый способ перевести человека из данного  

состояния сознания в измененное - это рассказать, как я это сделал, ряд  

историй или маленьких эпизодов, связанных между собой лишь той реакцией,  

которую вы хотите вызвать у субъекта. Здесь все зависит от остроты вашего  

сенсорного аппарата: надо, чтобы вы могли заметить, достигнуты ли требуемые  

реакции. Расскажите столько историй, сколько понадобится для достижения  

реакций. Вы можете, например, говорить о езде в лифте. В лифте почти все  

переходят в транс. Люди смотрят на номера этажей, их зрачки расширяются, и  

они застывают в неподвижных позах. Единственные места в лифте, куда  

вежливость позволяет смотреть, это номера, стены или пол.  

Другой пример: Что происходит, когда вы едете по улице в машине и видите  

перед собой красный цвет? Вы _о_с_т_а_н_а_в_л_и_в_а_е_т_е_с_ь_. Когда машина  

перестает двигаться, перестаете двигаться и вы.  

Приведите другие примеры естественно возникающих явлений транса.  

Женщина: Смотреть кино.  

Мужчина: Сидеть в церкви.  

Да, хотя сидение в церкви становится не столь уж распространенным  

занятием. Многие люди не испытали этого переживания и не сумеют сравнить с  

ним свои состояния, но оно хорошо для тех, кто его испытал.  

Женщина: Смотреть телевидение.  

Да. Если вы хотите передать информацию вашим детям - например, приучить  

их убирать свои комнаты, или _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ в этом роде - поймайте  

их, когда они смотрят телевидение. Они отсутствуют, они живут тем, что  

показывается на экране. Тогда вы садитесь рядом с ними и говорите - тихо,  

чтобы не потревожить их - "... и у тебя такое непреодолимое стремление..."  

Мужчина: В психиатрических больницах хронические больные смотрят  

телевизор весь день. Мне никогда не приходило на ум заняться ими в это  

время.  

Попробуйте это сделать.  

Когда мы с Ричардом Бендлером начали изучать гипноз, мы часто  

разыгрывали такую игру. Мы брали группу "наивных субъектов" - людей, никогда  

ранее не бывших в официально наведенном трансе. Затем мы ставили перед собой  

задачу перевести их минимальным числом шагов из их данного состояния в  

состояние сомнабулического транса. Одной из первых целей, которых я всегда  

старался добиться, было состояние медитации. Медитация - это весьма  

измененное состояние сознания по сравнению с нормальным. Я спрашивал их, не  

будут ли они любезны дать мне увидеть, как они перейдут в состояние  

медитации, без всякого вмешательства извне. И они переходили в состояние  

медитации - изменное состояние, резко отмечающееся от нормального.  

Когда они приходили в это состояние, говорил: "С вашего позволения, я  

предложу вам теперь перейти из этого состояния медитации - ничем не нарушая  

его целостность - в другое состояние, называемое общим сомнабулическим  

трансом, в котором мы сможем начать желательные для вас изменения". Я  

провожу отчетливое различие между трансом и медитацией, потому что если не  

отделять так называемую медитацию от сомнабулического транса, то пациенты  

будут каждый раз, когда они медитируют, погружаться в транс. Я не хочу  

связывать эти состояния друг с другом, если у меня нет для этого особой  

причины.  

Во всех случаях, когда вы будете выполнять официальные ритуальные виды  

гипноза, я рекомендую вам подождать, пока вы сумеете скрытно вызвать у  

вашего клиента пару состояний транса. Приведу самый обычный пример. Человек  

приходит и просит вас загипнотизировать его для некоторой цели; вы говорите:  

"Пожалуйста. Но прежде чем мы начнем, я хотел бы _к_о_е_-_ч_т_о_ узнать".  

Затем вы наводите ряд трансов. Вы говорите _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ в таком  

роде: "Прежде всего, я должен проверить вашу способность вспомнить во всех  

подробностях информацию, которая мне понадобится для вашей истории болезни".  

Таким образом вы наводите транс, составляя историю болезни. Вы спрашиваете:  

"Где вы родились?" - и заставляете клиента подробно описать дом, где он жил,  

звуки в этом доме, его ощущения в этом доме, и т.д. И, конечно, он впадает в  

транс; он подвергается возрастной регрессии, стараясь получить детальную  

информацию о своем прошлом. Одно из описаний понятия транса состоит в том,  

что человек становится независимым от его нынешних координат времени и  

пространства. То, о чем была речь, подходит к этому определению.  

Единственным, что связывает его с нынешними координатами времени и  

пространства, остается ваш голос. По всем другим размерностям, он находится  

не здесь.  

Традиционные гипнотизеры считают регрессию одним из явлений "глубокого  

транса". В действительности это нечто, встречающееся на каждом шагу.  

Специалисты по _г_е_ш_т_а_л_ь_т_-_т_е_р_а_п_и_и_, как правило, вызывают  

явления глубокого транса автоматически, гораздо легче, чем гипнотизер, хотя  

большинство из них возражает против термина "гипноз". Во всем мире люди  

смотрят на пустые стулья и видят там своих матерей и отцов, обращаются к ним  

и слышат ответы. Это положительные галлюцинации - слуховые и зрительные. Они  

представляют собой явления глубокого транса. Но их так не называют, а потому  

они не вызывают сопротивления.  

Кстати, я хотел бы сделать здесь замечание - указать один учебный прием.  

Каждый раз, когда вы читаете лекцию о гипнозе, ваша группа будет, конечно,  

входить в трансы и выходить из них. Группа может понять ваши описания  

гипноза и транса только одним способом - испытать собственные переживания,  

соответствующие этим описаниям. Если вы достаточно уверены в своей силе <В




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 803
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь