Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение трансаМужчина: А можно было включить раскачивание ноги? Я мог бы это сделать. Я мог бы вызвать у нее раскачивание на пляже. Это бы превосходно действовало. Я мог бы использовать раскачивание ноги, или другие части ее поведения, и это был бы хороший выбор. Но нет надобности применять _в_с_е_ хорошие приемы в каждом наведении; можно ограничиваться тем, что дает вам требуемую реакцию. Джен: Я помню, что нога у меня качалась, и тогда я знала, почему, а теперь не знаю. Каким образом она может восстановить эту информацию, пользуясь тем же принципом наложения систем представления?.. Джен, покачайте снова ногой. Закройте глаза, покачайте снова ногой и обратите внимание на зрительное впечатление... Немного быстрее. Джен: Я вижу только человеческие лица. Как я вспоминаю, я истолковал это таким образом: когда она это делала, у нее была возрастная регрессия - она стала маленькой девочкой на пляже. Взрослые и дети _п_о_-_р_а_з_н_о_м_у_ раскачивают ногами. Теперь она качала ногой довольно взрослым образом. Но в измененном состоянии она делала это больше - _п_о_-_д_е_т_с_к_и_. Она была снова маленькой девочкой на пляже. Представляете ли вы, сколько вам было лет, когда вы были на пляже? Джен: Столько же, как сейчас. Она _с_к_а_з_а_л_а_, что ей было столько же лет, как сейчас, но в то же время она продемонстрировала мне несловесные изменения лица и голоса, характерные для возрастной регрессии. Таким же образом я описал бы, как она качала ногой раньше. Итак, есть ли вопросы об этом виде наведения? Мужчина: Я не помню, с чего вы начинали. Вы задали ей _к_а_к_о_й_-_т_о_ вопрос? Да. Я сделал нечто чрезвычайно полезное. Я спросил: "Любите ли вы ходить на берег моря?", и заметил ее реакцию. Если бы я автоматически предположил, что она любит ходить на пляж, то я мог бы ошибиться, если, например, она видела в три года, стоя на пляже, как утонула вся ее семья. В этом случае пляж оказался бы плохим местом для успокоительного наведения. Правило состоит в следующем: надо выяснить, какой системой представления человек обычно пользуется в нормальном состоянии. Некоторые используют все системы, и в таких случаях можно начать с любой. Но в условиях стресса - а терапия является как раз таким условием - люди обычно бывают специализированы. Это составляет часть того затруднения, от которого они ищут помощи. По отношению к данной проблеме они бывают специализированы в той или иной системе представления. И часто оказывается достаточно ввести две других системы представления, чтобы они приобрели некоторое новое поведение. Вы можете сделать это с помощью наложения. Наложение всегда видно во всем, что мы делаем. Не только наложение одной системы представления на другую, но также наложение при переходе от внешнего к внутреннему. Один человек говорил мне: "Я выполняю наведение ста различными способами". Я заинтересовался этим и просил его продемонстрировать все способы, какие он может себе представить. Оказалось, что все они с формальной точки зрения были _т_о_ж_д_е_с_т_в_е_н_н_ы_. При каждом наведении он пользовался одной и той же последовательностью: внешее зрительное восприятие, внутреннее зрительное, внешнее кинестетическое, внутреннее кинестетическое, внешнее слуховое, внутреннее слуховое. Его наведения имели каждый раз другое содержание, но он всегда применял при наведении один и тот же _п_р_и_е_м_. И хотя у него лишь одна последовательность, он весьма эффективный гипнотизер, в смысле достижения обычных результатов традиционного гипнотизера. Здесь, где вы работаете в группе, вы можете начинать с любой системы, если только вам не попадается партнер с уже выработанной сильной специализацией. И все же, сделайте следующий предварительный шаг, чтобы в точности провести то, что вы будете делать на практике: спросите человека о _ч_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_ из его предыдущей жизни, обратите внимание, какими сказуемыми он пользуется, и примените вначале эту систему. Дайте четыре или пять описаний в этой системе, а затем найдите точку наложения, чтобы перевести его в другую систему.
_Д_о_с_т_и_ж_е_н_и_е_ _п_р_е_д_ы_д_у_щ_е_г_о_ _с_о_с_т_о_я_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_
Простейшее из всех наведений состоит в том, что вы спрашиваете клиента, был ли он _к_о_г_д_а_-_н_и_б_у_д_ь_ раньше в состоянии транса. Если это с ним было, попросите его вспомнить во всех подробностях последовательность событий, происшедщих в последний раз, когда он был в трансе. Спросите его, как в точности выглядела комната, как звучал голос гипнотизера, и что в точности делал гипнотизер, чтобы ввести его в глубокий транс. Вы заметите, как ваш клиент будет вновь переживать все это перед вами, когда он будет это описывать. Это пример автоматической регресии. Чтобы вернуться назад и найти всю нужную информацию в ответ на ваши конкретные вопросы, он испытывает вновь состояние транса. Если он пробегает свое переживание слишком быстро, так что вы не получаете полных реакций, вы можете указать ему в несловесной форме, чтобы он двигался медленее, или же задать ему вопросы с требованием больших подробностей. Вы можете, например, спросить: "Вы сидели точно так же, как теперь?" "Нет, отвечает клиент, - совсем иначе". "Покажите, пожалуйста, как вы сидели". Положение тела, которое он связывал в последний раз с измененным состоянием сознания, поможет ему снова найти положение, ведущее к этому переживанию транса. "Вы были в такой же комнате, как теперь?" "Нет, нет. Там были зеленые стены". "Попробуйте закрыть глаза и мысленно представить себе комнату, где у вас это было в последний раз..." Вы отделяете его от нынешнего состояния, нынешних _п_р_о_с_т_р_а_н_с_т_в_е_н_н_о_-_в_р_е_м_е_н_н_ы_х_ координат, чтобы дать ему более свободный доступ ко всей информации, и тем самым дать ему вернуться в состояние транса, наиболее эффективное для него в прошлом. Чтобы усилить действия ваших вопросов, вы можете прибавить другую технику выдачи, вроде включенных команд (См. приложение II). "Так вот, он наклонялся влево или вправо, когда ваши _г_л_а_з_а_ в первый раз стали _з_а_к_р_ы_в_а_т_ь_с_я_?" Это в самом деле простейшее из наведений. Обычно дело сводится к тому, что вы просите клиента вспомнить во всех подробностях последовательность событий, происшедших с ним, когда он в последний раз был в глубоком трансе. Когда он достигает состояния транса, вы попросту используете его. Кто из вас испытал переживание встречи с Милтоном Эриксоном? Если вы оглянетесь кругом, то увидите, кто из присутствующих встретился с Милтоном, потому что мой вопрос вызвал у них транс, пережитый при встрече с ним.
_Е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_ _в_о_з_н_и_к_а_ю_щ_и_е_ _с_о_с_т_о_я_н_и_я_ _т_р_а_н_с_а_
Есть и другой легкий способ достигнуть состояния транса. Каждый человек бывал в сомнабулическом <Или "лунатическом" - Прим.перев.> трансе; дело лишь в том, сознает он это или нет. Сегодня утром мы просили каждого из вас выбрать из своего личного опыта некоторое состояние с ограниченным фокусом внимания. Два других члена вашей группы говорили вам об этом переживании, чтобы его усилить. Можно получить реакции того же рода, ничего не зная о человеке, если выбрать и описать состояния сомнабулического транса, обычно встречающиеся в нашей культуре. Это делается очень легко. Вы садитесь напротив человека и говорите: "Давайте рассмотрим сначала обычные виды переживаний, поскольку мне нужно знать для коммуникации, какую вы пережили историю; это поможет мне использовать ваши ресурсы, чтобы научить вас новым методам гипноза". Затем вы описываете пять очень сильных, постоянно встречающихся состояний транса. Вы заметите, что при попытках понять вас и найти в своем личном опыте примеры того, о чем вы говорите, ваш клиент перейдет в измененное состояние. Предположим, я говорю вам о ваших ощущениях при длительной поездке в машине; что при этом происходит в вашем переживании? Вот вам пример, когда нет прямого внушения перейти в транс, а просто приводится ситуация, где в нашей культуре естественно возникают состояния транса. Например, вчера я ехал в машине из... Санта Крус, в Калифорнии, где я живу... поднимаясь в горы Санта Крус... и спускаясь с другой стороны... к аэропорту Сан Хосе. И, как это случалось уже много раз, когда я вел машину... особенно вдоль известной мне дороги... хорошо известной... где я уже много раз проезжал... последнее, что я вспоминаю... перед тем, как я прибыл в аэропорт... я сворачивал на автостраду номер 17, по которой проезжаю весь путь через горы Санта Крус до Сан Хосе, чтобы поспеть к самолету. И, конечно, я ехал вполне безопасно... и во время езды... однообразие пути... я полагаю... вызвало у меня нечто вроде автоматической... и бессознательной реакции... на которую я мог положиться... чтобы доехать безопасно с начала... до конца моего пути... И это было очень... похоже на другое переживание, знакомое, конечно, и вам, и многим, кто меня слушает... переживание, когда вы сидите на лекции... где присутствие обязательно... но лектор... не очень интересный рассказчик... а просто человек, который... говорит так, что вызывает нечто... вроде скуки... и выдает вам слова, не особенно заботясь об их действии... И в таких переживаниях мой ум, как я заметил, любит переноситься... в другие места и времена... где не так скучно, и где интереснее, чем в моем нынешнем окружении... Или еще одно переживание... когда я шел через лес... в хорошую погоду... Там, где я живу, красивые места... в удивительном лесу из секвойи... и я слышал, как люди сравнивали... зрительное впечатление... этих стволов секвойи... как будто находишься в соборе... в _к_а_к_о_й_-_т_о_ большой церкви... и они вызывают чувство величия... и безмятежности... И когда я иду через лес секвойи... надо сказать об этих лесах секвойи... что они так однородны... что в них не очень... много дичи, особенно птиц... и часто величественная тишина... сопровождает... прогулки через лес секвойи... и хотя там мало разнообразия... в моем переживании... когда я через них прохожу... у меня бывает чувство покоя... и расслабления... которое я глубоко... ценю. Что общего имеют эти три переживания? Женщина: Расслабление, одиночество. Мужчина: Безмятежность. Женщина: Повторение. Они повторяются. Они монотонны. И если бы к_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ оглянулся кругом, когда я это говорил, он заметил бы у большинства из вас физиологические признаки, которые мы учим вас связывать с развитием транса. Итак, очень естественный и скрытый способ перевести человека из данного состояния сознания в измененное - это рассказать, как я это сделал, ряд историй или маленьких эпизодов, связанных между собой лишь той реакцией, которую вы хотите вызвать у субъекта. Здесь все зависит от остроты вашего сенсорного аппарата: надо, чтобы вы могли заметить, достигнуты ли требуемые реакции. Расскажите столько историй, сколько понадобится для достижения реакций. Вы можете, например, говорить о езде в лифте. В лифте почти все переходят в транс. Люди смотрят на номера этажей, их зрачки расширяются, и они застывают в неподвижных позах. Единственные места в лифте, куда вежливость позволяет смотреть, это номера, стены или пол. Другой пример: Что происходит, когда вы едете по улице в машине и видите перед собой красный цвет? Вы _о_с_т_а_н_а_в_л_и_в_а_е_т_е_с_ь_. Когда машина перестает двигаться, перестаете двигаться и вы. Приведите другие примеры естественно возникающих явлений транса. Женщина: Смотреть кино. Мужчина: Сидеть в церкви. Да, хотя сидение в церкви становится не столь уж распространенным занятием. Многие люди не испытали этого переживания и не сумеют сравнить с ним свои состояния, но оно хорошо для тех, кто его испытал. Женщина: Смотреть телевидение. Да. Если вы хотите передать информацию вашим детям - например, приучить их убирать свои комнаты, или _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ в этом роде - поймайте их, когда они смотрят телевидение. Они отсутствуют, они живут тем, что показывается на экране. Тогда вы садитесь рядом с ними и говорите - тихо, чтобы не потревожить их - "... и у тебя такое непреодолимое стремление..." Мужчина: В психиатрических больницах хронические больные смотрят телевизор весь день. Мне никогда не приходило на ум заняться ими в это время. Попробуйте это сделать. Когда мы с Ричардом Бендлером начали изучать гипноз, мы часто разыгрывали такую игру. Мы брали группу "наивных субъектов" - людей, никогда ранее не бывших в официально наведенном трансе. Затем мы ставили перед собой задачу перевести их минимальным числом шагов из их данного состояния в состояние сомнабулического транса. Одной из первых целей, которых я всегда старался добиться, было состояние медитации. Медитация - это весьма измененное состояние сознания по сравнению с нормальным. Я спрашивал их, не будут ли они любезны дать мне увидеть, как они перейдут в состояние медитации, без всякого вмешательства извне. И они переходили в состояние медитации - изменное состояние, резко отмечающееся от нормального. Когда они приходили в это состояние, говорил: "С вашего позволения, я предложу вам теперь перейти из этого состояния медитации - ничем не нарушая его целостность - в другое состояние, называемое общим сомнабулическим трансом, в котором мы сможем начать желательные для вас изменения". Я провожу отчетливое различие между трансом и медитацией, потому что если не отделять так называемую медитацию от сомнабулического транса, то пациенты будут каждый раз, когда они медитируют, погружаться в транс. Я не хочу связывать эти состояния друг с другом, если у меня нет для этого особой причины. Во всех случаях, когда вы будете выполнять официальные ритуальные виды гипноза, я рекомендую вам подождать, пока вы сумеете скрытно вызвать у вашего клиента пару состояний транса. Приведу самый обычный пример. Человек приходит и просит вас загипнотизировать его для некоторой цели; вы говорите: "Пожалуйста. Но прежде чем мы начнем, я хотел бы _к_о_е_-_ч_т_о_ узнать". Затем вы наводите ряд трансов. Вы говорите _ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ в таком роде: "Прежде всего, я должен проверить вашу способность вспомнить во всех подробностях информацию, которая мне понадобится для вашей истории болезни". Таким образом вы наводите транс, составляя историю болезни. Вы спрашиваете: "Где вы родились?" - и заставляете клиента подробно описать дом, где он жил, звуки в этом доме, его ощущения в этом доме, и т.д. И, конечно, он впадает в транс; он подвергается возрастной регрессии, стараясь получить детальную информацию о своем прошлом. Одно из описаний понятия транса состоит в том, что человек становится независимым от его нынешних координат времени и пространства. То, о чем была речь, подходит к этому определению. Единственным, что связывает его с нынешними координатами времени и пространства, остается ваш голос. По всем другим размерностям, он находится не здесь. Традиционные гипнотизеры считают регрессию одним из явлений "глубокого транса". В действительности это нечто, встречающееся на каждом шагу. Специалисты по _г_е_ш_т_а_л_ь_т_-_т_е_р_а_п_и_и_, как правило, вызывают явления глубокого транса автоматически, гораздо легче, чем гипнотизер, хотя большинство из них возражает против термина "гипноз". Во всем мире люди смотрят на пустые стулья и видят там своих матерей и отцов, обращаются к ним и слышат ответы. Это положительные галлюцинации - слуховые и зрительные. Они представляют собой явления глубокого транса. Но их так не называют, а потому они не вызывают сопротивления. Кстати, я хотел бы сделать здесь замечание - указать один учебный прием. Каждый раз, когда вы читаете лекцию о гипнозе, ваша группа будет, конечно, входить в трансы и выходить из них. Группа может понять ваши описания гипноза и транса только одним способом - испытать собственные переживания, соответствующие этим описаниям. Если вы достаточно уверены в своей силе <В Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|