Бендлер Ричард, Гриндер Джон » Наведение транса



7 страница


слова часто бывают связаны с расслаблением мышц.  

Ларри: Хорошо. Я пытаюсь найти другие слова, пригодные для этой цели.  

Их очень много. Можно применять такие слова, как легкость, мир, ясность,  

безмятежность или сосредоточенность. Все это правильные слова. У них нет  

никакого внутреннего смысла. Каждый толкует их _п_о_-_с_в_о_е_м_у_ для  

собственных надобностей.  

Я хотел бы подчеркнуть различие между описаниями, основанными на  

сенсорных восприятиях, и описаниями, не основанными на сенсорных  

восприятиях. Сенсорные описания позволяют мне достигнуть синхронности с нею  

<Здесь и дальше автор проводит объяснения на примере Барб. - Прим. перев.>.  

Не сенсорные описания позволяют мне предложить ей очень общие процедуры,  

которые она может использовать идиосинкратически. Ее истолкование этих  

процедур будет богато, осмысленно и индивидуально. Я не имею понятия, в чем  

оно состоит, но это хорошо. Это ее удовлетворяет и принадлежит ей. Мое дело  

- направлять процесс.  

Это очень простое словесное наведение, и вы всегда можете к нему  

вернуться. Оно подействует. Правда, оно занимает больше времени, чем другие,  

бодее изысканные. Когда вы им пользуетесь, не забывайте _с_в_я_з_ы_в_а_т_ь_  

предложения о сенсорных переживаниях с предложениями о внутренне  

ориентированных состояниях. Это называется "причинным моделированием".  

Простейший и самый слабый способ связывания предложений состоит в применении  

слова "и". "Вы слышите звук моего голоса, _и_ вы чувствуете тепло там, где  

ваши руки опираются на ваши бедра, _и_ вы чувствуете все большее ощущение  

уюта, _и_...". В наведении, выполненном с Барб, я начал соединение со слова  

"и", а затем перешел к более сильному виду соединения. "Ощущение тепла и  

поддержки, _к_о_г_д_а_ ваше тело прилегает к стулу, _д_о_с_т_а_в_л_я_е_т_  

вам все больше уюта".  

Есть три вида соединения. Простейший из них - "Х и Y". Более сильный вид  

соединения - "_К_о_г_д_а_ Х, Y". "_К_о_г_д_а_ вы слышите звук моего голоса,  

вам становится уютнее", или "Когда я протяну руку и коснусь вашего колена, у  

вас возникнет ощущение, что вы погружаетесь в еще более расслабленное  

состояние", или "_В_ _т_о_ _в_р_е_м_я_ как вы сидите здесь и слышите звук  

моего голоса, ваше подсознание приготовляет интересное воспоминание о  

приятном переживании в детстве". Самый сильный вид - "Х _в_ы_з_ы_в_а_е_т_  

Y", с применением слов "_в_ы_з_ы_в_а_е_т_", "_д_е_л_а_е_т_", и т.п.  

"Поднятие руки _в_ы_з_о_в_е_т_ у вас приятное воспоминание".  

Итак, прием состоит в том, чтобы высказать четыре утверждения,  

поддающихся непосредственной проверке, а затем связать с ними при помощи "и"  

внутренне ориентированное состояние, которое вы хотите вызвать. Вначале у  

вас будет подстройка, а потом ведение. По мере продвижения вы можете  

постепенно увеличивать число внутренне ориентированных предложений,  

последовательно переходя от более слабых видов соединения к более сильным.  

Соединение - очень сильное средство. Удивительно, что соединение в  

значительной степени проходит прямо через сознание человека, и все же так  

сильно действует. Однажды на семинаре я буквально ослепил одного человека.  

Во время некоторой демонстрации я сказал: "_Ч_т_о_б_ы_ _с_д_е_л_а_т_ь_  

_э_т_о_, вам надо только _в_и_д_е_т_ь_", связав тем самым видение со  

способностью выполнить задание. Когда я провел демонстрацию, одна женщина  

подняла руку и сказала: "У меня вопрос". Я спросил, в чем вопрос, и она  

сказала: "Что делать, если я ничего не вижу?" Я подумал, что она не заметила  

изменений у субъекта во время демонстрации, и спросил: "Разве вы не видели  

никаких реакций?" "Нет, - сказала она, - у меня темно в глазах".  

Ее это нисколько не беспокоило, но я подумал: "Вот так штука!", подошел  

к ней и сказал: "_В_а_м_ _н_е_ _н_а_д_о_ _э_т_о_м_у_ _у_ч_и_т_ь_с_я_", - и  

что же!.. зрение у нее вернулось.  

Реакция этой женщины была весьма необычной. У большинства людей  

связывание действует иначе. Поскольку они видят, они _в_ _с_о_с_т_о_я_н_и_и_  

выполнить задание. Если вы знаете, что с чем вы связываете, вы сумеете  

справиться с любым возможным эффектом.  

 

_Н_е_с_л_о_в_е_с_н_а_я_ _п_о_д_с_т_р_о_й_к_а_ _и_ _в_е_д_е_н_и_е_  

 

Весь гипноз полезно представлять себе как обратную связь. Вот сейчас  

передо мной сидит Боб. Мы передаем друг другу много информации, и словесно,  

и несловесно. Мы передаем друг другу множество сообщений; некоторые из них  

сознательны - то есть мы оба знаем, что делаем эти сообщения, - а другие  

несознательны.  

Я могу, например, сделать с сообщениями Боба следующее: отобрать те из  

них, которые, как я полагаю, им не осознаны, и передавать их ему обратно  

посредством телесного отражения. Когда я передаю их обратно, может произойти  

одно из двух. Либо это вызовет изменение в его сознании, и он начнет  

осознавать эти вещи, либо его подсознательные реакции попросту усилятся, так  

что все большее число его реакций станет подсознательным и все меньшее -  

сознательным.  

Подстроившись к некоторым подсознательным реакциям, вы можете усиливать  

их или переводить их в другие реакции. Я могу выбрать любую часть  

несловесного поведения Боба и проделать это. Я могу подстроиться к  

расширению его зрачков, расширяя мои собственные зрачки, а затем, смотря на  

него, расфокусировать мои глаза, следя лишь за тем, чтобы он поспевал за  

мной. Расфокусирование глаз является хорошим признаком транса, поскольку оно  

сопровождает внутренние процессы, в противоположность фокусированию на  

_к_а_к_о_м_-_н_и_б_у_д_ь_ объекте внешнего мира.  

Я могу подстроиться к миганию его глаз, а затем постепенно мигать все  

чаще и все медленнее, пока не заставлю его закрыть глаза. Я могу отразить  

его мышечный тонус, а затем медленно расслабить мои мышцы, чтобы помочь ему  

в расслаблении. Когда вы подстраиваетесь и ведете несловесно, вам незачем  

говорить. Вы просто отражаете, чтобы построить раппорт, а затем медленно  

переходите в измененное состояние сознания, следя, чтобы субъект шел за  

вами.  

Подстройка и ведение - это метаприем. Это часть _к_а_ж_д_о_г_о_ другого  

способа наведения, которому мы вас будем учить. Вы можете применять  

несловесную подстройку и ведение либо как самостоятельный способ, либо как  

часть другого способа наведения. Рекомендую вам отработать на некотором  

этапе _и_м_е_н_н_о_ несловесную часть. Вы занимаете, без слов, позицию  

отражения. Затем вы начинаете очень медленно - замечая, как скоро субъект  

следует за вами - переходить в состояние глубокого транса. Позаботьтесь о  

том, чтобы вы _к_а_к_-_т_о_ сумели из него выйти.  

 

_Н_а_м_е_ч_а_ю_щ_и_е_ _с_и_с_т_е_м_ы_ _п_р_е_д_с_т_а_в_л_е_н_и_я_  

 

Позвольте мне кратко объяснить, что такое системы представления, - для  

тех, кто этого не знает. Как мы заметили в свое время, люди специализируются  

на виде информации, которую они обрабатывают и воспринимают. Если разделить  

воспринимаемую информацию по сенсорными каналам, то мы получаем ее в виде  

зрительных, слуховых и кинестетических (осязательных) кусков. Мы получаем  

также куски обонятельной и вкусовой информации, но эти два канала, как  

правило, получают не очень значительную часть воспринимаемой нами  

информации, за исключением приготовления пищи или еды. В нормальном  

состоянии некоторые из нас осознают преимущественно зрительную информацию,  

другие - слуховую и третьи - кинестетическую. Эти системы мы называем  

системами представления, поскольку они служат для представления наших  

восприятий. Слова, употребляемые для описания наших восприятий, указывают на  

то, какой сенсорный канал мы сознательно используем.  

Отметим следующий интересный факт: если попросить  

_к_о_г_о_-_н_и_б_у_д_ь_ описать его нормальное состояние сознания, а затем  

описать его измененное состояние, то в этих описаниях нередко используются  

разные системы представления. Например, человек может описать свое  

нормальное состояние как "ясное, _с_о_с_р_е_д_о_т_о_ч_е_н_н_о_е_ <в  

подлиннике "фокусированное". - Прим. перев.> ощущение самого себя"  

(зрительные термины), а свое измененное состояние как "_с_л_и_я_н_и_е_ <в  

подлиннике ... - "соприкосновение" - Прим. перев.> со вселенной"  

(кинестетические термины).  

Это значит, что если вы знаете, в терминах систем представления,  

нормальное состояние человека, то у вас есть превосходное указание, каким  

будет его изменное состояние - оно будет _к_а_к_и_м_-_н_и_б_у_д_ь_  

_д_р_у_г_и_м_. Если субъект сдерживает свои чувства и _т_в_е_р_д_о_  

_н_а_п_р_а_в_л_я_е_т_ свою жизнь, то вы попробуйте перевести его, например,  

в измененное состояние, в котором он будет воспринимать преимущественно  

зрительные образы. Допустим, человек приходит и говорит: "Я  

_ч_у_в_с_т_в_у_ю_, что хотел бы перейти в транс, потому что очень уж многое  

меня задевает, а иногда я _р_а_з_д_р_а_ж_а_ю_с_ь_, и вот, мне хотелось бы  

почувствовать себя не так _н_а_п_р_я_ж_е_н_н_о_ и _с_г_л_а_д_и_т_ь_  

некоторые трудности моей жизни". В этом случае вы получаете тонкое указание,  

что его восприятие - преимущественно кинестетическое.  

Джен, подойдите, пожалуйста, ко мне. Расскажите мне  

_ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ о вашем доме.  

Джен: Там очень красивый вид на океан - это просто прекрасно.  

Она доставляет мне зрительную информацию, и я могу с уверенностью начать  

говорить о зрительной информации. Это подойдет к ее опыту. Как вы помните,  

метаприем - это подстройка и ведение: подстройка к тому, что субъект уже  

делает, а затем ведение его к _ч_е_м_у_-_н_и_б_у_д_ь_ другому. "Что-то  

другое" означает переход к системам, которыми он обычно не пользуется. Это и  

будет для него измененным состоянием.  

Пожалуй, я начну с некоторого контекста, доставляющего приятные  

зрительные впечатления. Я уже знаю, что Джен любит вид океана. Скажите,  

Джен, любите ли вы берег моря?  

Джен: О, да!  

Приглашаю вас последовать за мной, с открытыми или закрытыми глазами,  

когда я опишу вам переживание... берега моря... Если бы вы могли в самом  

деле... подойти к берегу моря... в такой день, как сегодня... то прежде  

всего вы заметили бы... посмотрев вверх... вы отчетливо видите... ясный свет  

неба... Вы видите тучи, плывущие по небу... и когда вы смотрите кругом... вы  

радуетесь... прозрачности воздуха... и вы смотрите вниз и видите...  

поверхность пляжа... и когда вы стоите так... и смотрите на пляж, где вы  

стоите... вы видите ваши ноги... и вы чувствуете... как ваши ноги...  

стоят... на песке...  

И когда вы смотрите вокруг... на океан... вы видите волну... за  

волной... они катятся с горизонта... к вам... и каждая имеет свой  

собственный вид... особенную форму... особенный цвет, когда она плещет... И  

когда вы смотрите, как волны... движутся к вам... вы замечаете... как ветер  

сдувает пену с каждой волны, когда буруны разбиваются о берег... И когда вы  

смотрите на эту пену, вы ощущаете... влажность воздуха... когда бриз дует  

вам в лицо... И если бы вы сделали пару шагов... в воду... и ощутили бы  

прохладу воды, журчащей у ваших ног... и лодыжек... и вы в самом деле  

наслаждаетесь этим...  

И если вы посмотрите вдоль пляжа, вы увидите знакомую фигуру... вы не  

думали увидеть его здесь... и вы машете ему... и он зовет вас... напоминая  

другое время и место... и _ч_т_о_-_т_о_ очень приятное и удивительное... из  

того переживания... вы радуетесь переживанию... и учитесь... из него...  

_ч_е_м_у_-_т_о_ полезному для вас... И когда вы будете готовы... не  

торопясь, как вам удобно... вы возвращаетесь...  

Какой вид коммуникации я здесь применил?  

Женщина: Кажется, главным образом зрительную коммуникацию, и еще вы  

много раз переходили от нее к кинестетической и обратно. Достигли ли вы  

момента, когда остановились бы на кинестетической?  

Я достиг бы его, если бы продолжил наведение. Когда я двигаюсь туда и  

обратно, я проверяю, может ли она следовать за мной. Вы можете представить  

себе это как словесный аналог совместного дыхания. Я дышу некоторое время  

вместе с нею, а затем изменяю мое дыхание. Если она следует за мной, у меня  

есть раппорт: я могу вести, могу развивать дальше любое требуемое  

переживание.  

Кстати, как я узнал, что она может следовать за мной? Сказав несколько  

первых фраз, я уже знал, что она способна идти за мной. Как же я это узнал?  

Мужчина: Ее голова двигалась в такт вашим указаниям.  

Да. Когда я сказал ей, что она смотрит вверх, она приподняла голову.  

Когда я сказал, что она смотрит вниз, она опустила голову. Когда я сказал,  

что она смотрит на волны, она оглянулась на волны. Ее телесные реакции  

указывали, что она испытывала подсказанные мною переживания. Я получил  

достаточно информации, показывающей, что у меня есть раппорт. А затем  

возникает вопрос: сохранится ли раппорт, если я переключу систему? Ответ:  

попробуй и выясни это. И вот я заставил ее посмотреть вниз на пляж. А затем  

я сказал: "И вы чувствуете песок у вас под ногами".  

Джен: Да, я почувствовала.  

Женщина: А если бы вы перевели ее в другую систему, вы бы там остались?  

Да. Тогда я говорил бы главным образом о ее телесных ощущениях. Когда  

она входит в воду, она чувствует журчание воды... и влажность воздуха... и  

ветер дует ей в лицо.  

Сначала я развиваю зрительное изображение, говоря, где она находится, а  

затем нахожу точку _н_а_л_о_ж_е_н_и_я_ зрительного образа и некоторой другой  

системы. Если, например, в данном случае она смотрит вниз на пляж и видит  

свои ноги на песке, то она чувствует при этом, как ее ноги опираются о  

песок. Если она смотрит вокруг и видит, как ветер сдувает пену с бурунов,  

она чувствует при этом, как бриз обдувает ее лицо.  

В любом переживании есть зрительная, слуховая и кинестетическая  

размерность. Вы начинаете с любой системы представления, какую вам  

предлагает субъект. Это подстройка: присоединение к модели клиента. Затем вы  

применяете простую словесную формулу: "Вы видите тучи, проходящие по небу...  

и когда вы смотрите, как движутся тучи, вы чувствуете на вашем лице  

дуновение бриза". Вид движущихся туч вызывает мысль о ветре. Точка наложения  

зрительного образа движущихся туч, гонимых ветром, и кинестетической  

системы, в которую я хочу ее перевести, - это ощущение бриза на ее лице.  

Словесная формула здесь такая: "Когда Х, Y", где Х - подстройка, а Y -  

ведение.  

Женщина: Насколько я заметила, вы только один раз применили слуховую  

коммуникацию. Вы сказали ей, что она слышит зовущего ее друга. По какой  

причине вы не подчеркивали слуховые восприятия?  

Я в этом не нуждался. В нашей культуре слуховая система редко достигает  

полного развития, за исключением музыкантов. Я мог бы включить слуховые  

элементы в ряде других мест: звук ветра, звук волн, разбивающихся о берег.  

Я хотел бы провести различие между наведением и использованием.  

Наведение состоит в продолжении зрительного восприятия, затем наложении  

кинестетического, и если она следует за мной, в продолжении  

кинестетического, что приведет к радикальному изменению состояния ее  

сознания. Когда это произойдет, и когда я получу физиологические признаки, о  

которых уже говорилось, тогда мне останется лишь построить заново полное  

переживание. Тогда я включу все три системы. Я заставлю ее подойти к другому  

человеку, протянуть к нему руки, коснуться его, внимательно посмотреть на  

его (или ее) лицо и заметить выражение этого лица, а затем слушать, что этот  

человек захочет ему сказать. Потом я использую эту фантазию, со всеми тремя  

системами представления, в качестве матрицы любых желательных для нас  

изменений.  

Женщина: Здесь была слуховая помеха. У кого-то громко щелкнул  

магнитофон, и я удивилась, почему вы не использовали этого. Конечно, это вам  

помешало.  

Это помешало мне, но не ей. _О_н_а_ этого не слышала. Я знал это, потому  

что она не реагировала. Не было изменений в ее дыхании, в ее цвете кожи, в  

ее мышечном тонусе. Поскольку не было реакций, было бы нелепо об этом  

говорить.  

Женщина: Но если бы она услышала этот звук, как вы включили бы его в  

наведение?  

"И есть беспокоящие звуки, даже на пляже".




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 932
Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP


Другие новости по теме:

  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 5 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 7 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 25 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 13 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 24 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 23 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 22 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 21 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 20 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 17 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 19 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 18 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 14 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 16 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 27 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 28 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 12 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 30 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 1 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 2 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 3 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 4 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 6 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 29 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 26 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 8 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 9 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 10 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 11 страница
  • Барсова Анна » Как прожить свою, а не чужую жизнь, или Типология личности » 15 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь