Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59
|
Бендлер Ричард » Формирование ТрансаПрислушиваясь к этому сообщению вы найдете его совершенно ясным. Отмеченные слова означали: "Электрошоковое лечение". Я получил нужную информацию. Ее нынешний психиатр не знал, что в прошлом другой психиатр подверг ее электрошоковому лечению. Некоторое время назад ее муж разбогател и переехал из скромного района, где она жила среди приятных и любимых людей, в весьма изысканный дом на холме, где не было больше никого. Когда муж уходил на работу, он оставлял ее одну. Страдая от скуки и одиночества, она начала развлекаться фантазиями. Она посещала психиатра, а ее психиатр "знал", что фантазии - это "бегство от действительности" и что избегать действительность "плохо". Чтобы лечить ее от фантазий, он подверг ее электрошоковому лечению. Каждый раз, когда у нее начинались фантазии, муж сажал ее в машину и вез ее в больницу, где врачи привязывали ее к электрошоковой машине и пропускали через нее ток. Они проделали это 25 раз, и после 25 раз фантазии прекратились. Но по ночам ей все еще снились сны. Она старалась не видеть снов, но как только начинался сон, она испытывала ощущение электрического шока. Это стало у нее якорной реакцией. Когда я был школьником, это называлась "классическим кондиционированием" (понятие бихевиористкой психологии: в терминологии Павлова - "условные рефлексы" прим. перев.) Но ее психиатр не верил в классическое кондиционирование, и это не приходило ему в голову. Вот пример благонамеренной психотерапии, создающей трудности. Люди, лечившие ее шоком, считали, что оказывают ей услугу. Они полагали, что фантазии - это бегство от действительности и следовательно, плохо. И вместо того, чтобы дать ее фантазиям полезное направление, они подвергли ее электрошоковому лечению.
Упражнение 5
Я хочу, чтобы вы упражнялись в использовании аналоговых обозначений для получения реакции. Разбейтесь на пары и выберите сначала некоторую заметную реакцию, которую вы хотите вызвать у вашего партнера. Выберите что-нибудь простое: партнер должен почесать нос, положить ноги накрест, встать, подать вам кофе - все, что угодно. Затем начните говорить с ним, вплетая в ваш разговор указания на выбранную вами реакцию. Вы можете каждый раз инкорпорировать такое указание в виде одного слова или выражения, обозначая его интонацией голоса или визуально таким образом, чтобы ваш партнер мог реагировать на каждое из них, как на одно сообщение. Видите ли, при всем том, что мы уже узнали о гипнозе, мы едва задели эту тему. Мы еще на поверхности, и никто не знает, что нам еще предстоит обнаружить. Надеюсь, это будет выдающееся достижение. И вам придется передать это тем, кто стоит перед лицом своих возможностей... Я вижу в этой комнате множество людей уже поднявших руку к лицу и почесывающих нос. Как видите это очень просто. В процессе гипноза вам придется вызывать у партнера и более сложные реакции, чем выбранные в этом упражнении. Но в этом случае я прошу вас выбрать нечто столь очевидное, чтобы вы не сомневались в том, что произошло это или нет. Если ваш партнер знает, какую реакцию вы пытались вызвать, он может инкорпорировать требуемое вами движение в какое-нибудь другое, выполняемое сознательно. Это очень хорошо. Вы должны только заметить добились ли вы нужной вам реакции. Если это не получилось, инкорпорируйте в свой разговор другой набор указаний, вызывающих ту же реакцию, снабдив эти указания аналоговыми обозначениями.
* * *
Обсуждение: отрицательные (негативные) команды и полярность.
Майкл: Предположим, что мой партнер все время меня прерывает, и я хочу, чтобы он больше этого не делал. Как можно без особых трудностей проконтролировать выполнение такого указания? Если вы говорите партнеру: "Не делай этого больше", он будет делать это снова и снова, потому что вы сказали ему это делать. Если вы сформулируете отрицательные указания с отрицающей частицей впереди, то произойдет как раз то, чего вы не хотите. Если вы скажете: "Не думай о синем", то человек начнет думать о синем. Майкл: Ладно, я скажу: "Ты не будешь меня больше прерывать". Тогда он снова прервет вас: вы дали ему гипнотическую команду прервать вас снова. Если же вы скажете: "Уходите!", то он вероятно, уйдет, и у вас будет возможность немедленно проверить, выйдет он или нет. Майкл: Значит, если удастся построить внушение правильно - то есть придать ему правильную форму. Да. Если вы построите указание правильно, партнер выполнит его или нет. Если же вы скажете что-нибудь, что нельзя проверить, то в этом контексте вы не сможете сказать, отреагировал партнер или нет Если вы скажете: "Чувствуй себя хорошо", вы не сможете проверить, выполнил ваш партнер указание или нет, если не говорить о тонких реакциях. На вашем месте я намеренно учился бы формулировать все высказывания позитивно, ведь вы только что сделали три отрицательных высказывания подряд. Насколько мне известно сильнейшее препятствие для коммуникации - это употребление отрицаний. Отрицание существует лишь в языке, но не в переживаниях. Например, какое переживание связывается у вас с фразой: "Собака не гонится за кошкой?" Мужчина: Я увидел собаку, преследующую кошку, а потом я увидел большой черный знак "Х", перечеркивающий эту картину. Женщина: Я увидела, как собака гонится за кошкой, а потом они остановились. Правильно. Сначала вы должны были представить себе то, что отрицается. Я посоветовал бы вам, Майкл, затратить неделю, чтобы переделать все, что вы говорите, в позитивную форму без отрицания. Научитесь говорить, чего вы хотите, вместо того, чего вы не хотите. Как правило клиенты являются с большим списком вещей, которых они не хотят, и обычно они уже говорили об этом всем окружающим, чего они не хотят. Этим они эффективно программируют у своих друзей реакции, вызывающие у них неприязнь и недовольство. "Пожалуйста, не волнуйтесь от того, что я вам сейчас расскажу". "Не сердитесь на Билла за то, что он сделал". Конечно, можно применить те же приемы для получения полярных результатов. "Ты не очень-то успокаивайся", "Я не прошу вас расслабиться". Отрицание особенно эффективно действует на людей с так называемой "полярной реакцией". Полярная реакция - это просто противоположная реакция. Если я говорю Дэвиду: "Вы расслабляетесь, а он напрягается - это полярная реакция. Иногда это называют "сопротивлением", предполагая, что с такими клиентами нельзя работать. Между тем люди с выраженными полярными реакциями очень хорошо реагируют. Они попросту реагируют в обратном направлении к тому, что им внушают. Чтобы этим воспользоваться, мне достаточно сказать им "не делать" того, чего я хочу. Тогда они выдадут полярную реакцию, и все сделают. "Вы слышите звук моего голоса, и я хочу, чтобы вы не закрывали глаза". "Я не хочу, чтобы вы чувствовали себя более уютно и расслабленно". Вот вам контекст, в котором отрицательные команды очень полезны. Другой способ применения полярности - использование вопросов - ярлыков: "Вы начинаете расслабляться, не правда ли?" Вопрос-ярлык - это просто отрицание в виде вопроса, добавляемого в конце предложения. "Это имеет смысл, не так ли?" "Ведь вы хотите узнать о вопросах-ярлыках, не правда ли?" (в английском языке такое добавление в конце предложения гораздо более распространено, чем в русском, хотя и в русском есть аналогичные обороты.- Прим. перев.). Чарлз: Как выяснить, есть ли у человека полярная реакция или нет? Вот как это делается, Чарлз. Если у человека полярная реакция, и он обрабатывает информацию, то вы заметите резкие сдвиги в последовательности выражений его лица. Если процесс обработки заключается в том, что он представляет себя что-нибудь делающим, а затем говорит себе, что этого делать не надо, то вы увидите резкие сдвиги при внутреннем переходе от данного содержания к другому. Эти резкие сдвиги отличаются от естественных переходов в обычной последовательности выражений. Таким образом я это узнаю в большинстве случаев. Другой способ узнать это - когда вы наблюдаете выраженное обращение в поведении. Классический пример представляют собой люди, играющие в "Да, но...*" Сначала человек соглашается, потом возражает. Есть и много других способов выяснить полярность. Например, вы даете человеку указание. Вы смотрите на него и говорите: "Моргните". А затем наблюдаете, моргнул он сразу же или перестал моргать, или просто ничего не сделал. Это три очень различные реакции на прямую команду. Вы можете также сделать некоторое утверждение и пронаблюдать реакцию на него, а затем переделать то же утверждение на противоположное и проверить, изменится ли реакция партнера на обратную. "Вы это понимаете?" "Нет, я думаю, что вы это не понимаете". Если человек возражает против обоих предложений, вы убеждаетесь, что его реакция не зависит от содержания предложений. Я говорил об использовании отрицаний и вопросов ярлыков. Вы можете добиться еще более сильного воздействия, добавляя инкорпорированные (включенные) программы. Возьмем предложение: "Я не хочу, чтобы вы еще больше расслаблялись, когда вы слышите звук моего голоса. Если я выделю слова "Еще больше расслаблялись" тоном, высотой или тембром моего голоса, то они будут аналогично обозначены, как особое сообщение. Инкорпорированные команды можно применять с отрицанием или без него. "Когда вы сидите здесь, вы начинаете расслабляться..." "Не закрывайте глаза так скоро, как вам позволяет подсознание, чтобы вспомнить приятный случай из вашего прошлого, когда вы не чувствовали себя уютно". Если вы аналогично обозначите ваши указания, это подействует мягко и сильно.
БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ МЕТОДЫ НАВЕДЕНИЯ
РЫЧАЖНОЕ НАВЕДЕНИЕ И РАЗРЫВ ШАБЛОНОВ
Я прибавлю теперь к вашей технике наведения некоторые новые возможности, которые расширят ваш репертуар. Эл, вы дадите на минуту вашу руку? (Лектор поднимает руку Эл, придерживая ее запястье и слегка покачивая ее, в конце он отпускает руку и она остается в поднятом состоянии. Делая все это, он говорит.) Теперь я хотел бы, если вы не возражаете, чтобы вы дали просто своей руке опуститься, но лишь после того, как вы найдете... удобное место... и время... в своем прошлом... куда вы могли выйти... и немного отдохнуть... так что ваша рука опуститься только тогда, когда ваши глаза... закроются... искренними... бессознательными движениями... и когда ваша рука... медленно опуститься... к вашему бедру... после медленного движения... вниз... вы вернетесь... с чувством расслабления... какого не было... раньше... Вы все делаете очень хорошо... Не торопитесь... (Рука Эл касается бедра, она открывает глаза и улыбается.) Благодарю вас. (Джон Гриндер подходит к Дэвиду и смотрит на карточку с его именем). Дэвид? Меня зовут - (Гипнотизер протягивает руку Дэвиду для пожатия. Когда рука Дэвида приближается, Джон протягивает свою левую руку, слегка придерживает запястье Дэвида, поднимает его к своему лицу, и показывает правым указательным пальцем на правую ладонь Дэвида). Посмотрите на вашу руку. Рассмотрите внимательно, как меняет цвет и как пробегают тени по вашей руке. Изучайте с интересом линии и складки, когда ваша рука начнет медленно опускаться вниз. И я сделаю вам те же указания, какие я делал Эл, а именно... когда ваша рука... начнет опускаться... искренними бессознательными движениями... ваши веки нальются тяжестью... и глаза закроются... Вы ясно увидите, как раз перед тем, как ваша рука... совсем опустится вниз... что-то очень интересное... чего вы не видели... уже много лет... Не торопитесь... вы получаете от этого удовольствие... Как только ваша рука опустится... на мою... как раз в этот момент вы испытываете чувство завершения и восхищения... вспомнив то, что вы забыли... это воспоминание... И как вы знаете... поскольку вы были здесь раньше... (Рука Дэвида касается правой руки Джона, и Джон завершает рукопожатие. Тон голоса Джона, смещенный во время наведения, возвращается к нормальному, и он продолжает) - я, Джон Гриндер, получил большое удовольствие от знакомства с вами. Не знаю, как вы получили информацию об этом семинаре, но я очень доволен, что вы приехали к нам. Это так называемое рычажное наведение. По мнению публики, измененные состояния психики сопровождаются рядом явлений, одним из которых считается каталепсия. Каталепсия руки обычно считается признаком чего-то необычного. Люди не сидят просто так с рукой, висящей в воздухе. Если вы умеете вызвать такое переживание, это внушает к вам доверие, как к гипнотизеру, и вы можете использовать это переживание как рычаг для достижения других измененных состояний. Я сказал Эл: "Вы дадите мне на минуту свою руку?" Как бы вы поняли такой вопрос? Он понял это как осмысленное высказывание, и разрешил мне поднять его руку. Я слегка покачал ее и когда ее отпустил, его рука была в каталепсии. Таким образом, рычаг был готов. Я поставил Эла с помощью коммуникации в необычное положение: его рука каталептически висела в пространстве. Чтобы утилизировать это в контексте гипнотического наведения, я присоединил затем этот вид реакции, который я хотел вызвать - движение в направлении гипнотического транса - как путь его выхода из позиции рычага. Я прошу его руке дать опускаться искренними бессознательными движениями, и не скорее, чем его глаза закроются, и он вспомнит некоторое переживание. Я внушаю ему также, что как только его рука опустится на бедро, он вернется в нормальное состояние, восхищенный тем, что с ним произошло. Кэти: Как вы узнаете, что рука уже находится в каталепсии? Я это чувствую. Когда я держу руку, слегка ее покачивая, она становится все легче, и, наконец, сама собой останавливается. Китти, закройте на секунду глаза. Кэти, поднимете ее левую руку. Сожмите ее, чтобы ее чувствовать. Китти, теперь представьте себе, пожалуйста место, где вы провели когда-то особенно приятные каникулы. Когда вы это вспомните, качните головой. Теперь рассмотрите подробно, пожалуйста все перед собой, все, что вы видите перед собой. Опишите подробно, вслух, все, что вы видите в том месте, где вы провели каникулы. Китти: Я вижу лес, это лес секвойи. Что особенного вы видите в нем? Много деревьев и глубокие тени. Хорошо, Кэти, положите ваш палец на ее запястье Спрашивайте у нее все больше подробностей, и каждый раз, когда она начинает говорить, двигайте пальцем вверх и вниз, чтобы узнать, удержит ли она палец или нет. Когда он начнет удерживаться, это значит, что в ее руке возникла подсознательная реакция. Поскольку она полностью занята тем, что рассматривает и описывает свои образы, она не осознает своей руки. При этом вы научитесь различать, держит ли человек свою руку сознательно, или бессознательно. Кстати, если он держит руку сознательно, действуйте дальше и пользуйтесь положением также, как если бы он держал ее бессознательно. Вариацией предыдущего является то, что мы называем "сновидением руки". Это вид рычажного наведения. Это очень хорошая техника, которую вы должны знать, особенно если вы работаете с детьми. Детям нравится сновидение руки. Когда я работаю с ребенком, прежде всего я вызываю у него интерес: "Ты знаешь, как видят сны рукой?" Это может показаться ему немного странным, и тогда я начинаю смеяться над ним: "Значит ты об этом не знаешь? А я знаю. Я рассказал бы тебе, но ведь, ты еще кому-нибудь расскажешь". Это уже больше, чем дети могут вынести. И тогда ребенок говорит: "Я никому не скажу. Я обещаю. Пожалуйста, расскажите мне." На это я отвечаю: "Но ведь тебе пожалуй, не так уж хочется это знать". Милтон Эриксон называл это "построением потенциала реакции". Дальше уже все легко. Вы спрашиваете: "Какую программу по телевизору или какое кино ты больше всего любишь?" В наше время это непременно будет "бионический человек" или "Война звезд". Потом вы говорите: "А помнишь ты самую первую сцену, когда выходит Стив Остин и играет музыку?" Когда ребенок вспоминает фильм, посмотрите на его глаза, чтобы узнать, каким путем он этому приходит (см. Приложение 1). Если он поднимет глаза вправо, поднимите его правую руку, если влево - левую поднимите. Рука легко перейдет в каталепсию, потому что она управляется тем же мозговым полушарием, которым он обрабатывает информацию, отвечая на ваш вопрос. Категория: Библиотека » Гипноз, транс, NLP Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|