Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Самьяма: дхарана, дхьяна и самадхи

Исходя из положения Санкхьи об отсутствии принципиальной разницы между эмпирическим субъектом и объектом, так как танматры, образующие лингам эмпирического субъекта, и махабхуты, образующие объект, по существу одно, Патанджали считает, что субъект может получить любые качества объекта путём охватывания его своим тонким телом, лингамом, то есть медитационным погружением в данное качество. Самьяма и её ступени определяются в "Йога-сутре" так: 1. "Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете" (III, 1-4); таким образом, в состоянии дхараны субъект и объект ещё строго различаются. 2... "ток (сознания), единственно туда (направленный), есть дхьяна". Между дхараной и дхьяной нет качественной разницы, скорее здесь можно говорить о количественной разнице. 3. "Когда (при продлении сосредоточения) исчезает какая бы то ни была форма (объекта) и отображается лишь суть (artha) – это самадхи".

Я напряжённо слушаю музыку, "весь превратился в слух", то есть выключил восприятия других чувств (пратьяхара), но я ещё четко различаю мелодию, её ритм, темп, гармонизацию и пр. Исполняемое произведение есть ещё для меня вполне определенный объект, которым я всецело занят; такое психическое состояние называется дхарана. Но по мере напряжения внимания отдельные элементы начинают стушёвываться, произведение начинает восприниматься как нечто целое, простое, оно овладевает моим вниманием настолько, что всё остальное уже не воспринимается, и уходят мысли как нечто, облекаемое в слова; это дхьяна созерцание. Наконец, наступает момент, когда звуки перестают восприниматься как таковые внешним слухом, с утратой внешнего впечатления музыки утрачивается самосознание, и в музыке реально снимается субъект и объект – остаётся только бытие музыки в субъекте и бытие субъекта в музыке, что оказывается тождеством вне категории времени и пространства – это самадхи. Когда человек постепенно выходит из такого состояния, он вновь воспринимает, но где-то очень вдалеке, форму музыки – оркестровку, мелодию и пр., и в такой же мере утрачивает душу музыки; чем больше слагаемых из воспринимающих анализаторов, тем более четко разграничиваются субъект и объект и восстанавливается течение психологического времени. Эти состояния настолько субъективны, что попытка описать их кончается полной неудачей, так как она внутренне противоречива.

В философских йогических текстах мне не известны описания самадхи. Арбман отмечает, что в йоге широко практиковалось употребление наркотических средств (на что намекает известная легенда о том, как Шива проглотил яд), но это уже относится к области психопатологии, которая при рассмотрении йоги вовсе не обязательна. Арбман указывает на то, что в "Ригведе" (X, 133, 7) описывается йогический экстаз. Типичны гимны альваров и бенгальские санкиртаны, но это лишь слабый намёк на переживание йогинов. Считается, что махасамадхи необратима.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 938
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect1 СТАНОВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect2 РАЗВИТИЕ ПОНИМАНИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect3 ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ
  • ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА | ОГЛАВЛЕHИЕ sect4 КРИТИКА КОНЦЕПЦИЙ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ МИРОПРОЯВЛЕНИЕ Vyakta Prakriti Санкхья рассматривает процесс миропроявления
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | Литература Аникеев H.П. Бессмертное творение индийского народа. 150
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Пратьяхара Пратьяхара praty257har257 есть третьяфизиологическая ступень восьмиступенной
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Пранаяма Пранаяма считается второй ступенью или вторым
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Асана Третья ступень восьмиступенной йоги называется asanaсидение,
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ ПО СИСТЕМЕ ПАТАНДЖАЛИ Патанджали
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая ЙОГА То, что прозревают йогины,
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРАНЫ И ГУНЫ Учение о пуруше в
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПУРУША И ПРАКРИТИ Пуруша и пракрити 150
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ УЧЕНИЕ О ГУНАХ Разбирая вопрос о развитии
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА САНКХЬЯ Основные черты системы. Словарные
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛИТЕРАТУРА САНКХЬИ И ЙОГИ Историю индийской литературы
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЕРНЫХ И НЕПРАВОВЕРНЫХ ШКОЛ ИНДИИ
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая САНКХЬЯ ...Индийская философская традиция учит,
  • АФОРИЗМЫ ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 НЕЗАВИСИМОСТЬ 1. Сиддхи силы приобретаются
  • АФОРИЗМЫ ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 О СИЛАХ Теперь мы подошли
  • АФОРИЗМЫ ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. УПРАЖНЕНИЕ В НЕМ 1.
  • АФОРИЗМЫ ЙОГА ПАТАНДЖАЛИ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. ЕГО ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ 1.
  • ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ (латинская транскрипция) | ЙОГА-СУТРЫ ПАТАНДЖАЛИ упрощенная латинская транскрипция I. SAMADHI PADA
  • Ньянапоника. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧЕТЫРЬМЯ ВОЗВЫШЕННЫМИ СОСТОЯНИЯМИ Тогда как
  • Ньянапоника. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О ЧЕТЫРЕХ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯХ 1. ЛЮБОВЬ
  • Ньянапоника. ЧЕТЫРЕ ВОЗВЫШЕННЫХ СОСТОЯНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ В поучениях Будды были установлены четыре
  • В. К. Шохин. САНКХЬЯ-ЙОГА И ТРАДИЦИЯ ГНОСТИЦИЗМА | Примечания Наиболее последовательно эта концепция Р.Гарбе представлена в
  • С. С. Аверинцев. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ | Примечания Подробное изображение этой панорамысм.: The Cambridge History
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЯНВАРЬ 1. Однажды зимой Франциск шел с
  • Л. Толстой. МЫСЛИ МУДРЫХ ЛЮДЕЙ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ ОКТЯБРЬ 1. Человек высшей добродетели старается идти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь