Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Пратьяхара

Пратьяхара (pratyāharā) есть третья физиологическая ступень восьмиступенной йоги, последняя из подготовительных к собственно психологическим ступеням. Пратьяхара – значит "оттягивание", "отвлечение" (разумеется: чувств от их предметов).

Всякий человек, привыкший хоть сколько-нибудь к самонаблюдению, знает, что при создании любой доминанты импульсы, идущие от органов чувств, не участвующих в данной деятельности, плохо доводят до сознания по закону торможения слабых доминант более сильной доминантой. Слабые доминанты даже подкрепляют более сильную, их энергия, переходя в тормозное состояние, сливается с энергией главной, победившей доминанты. Так, например, человек, занятый работой, требующей большого зрительного напряжения, может не ощущать осязательных раздражений, причиняемых бегущей по лицу мухой: более сильное раздражение поглотило более слабое. Занятый работой человек, сам того не замечая, может что-то напевать, и пение не только не отвлекает его, но помогает сосредоточиться. В первом случае наблюдается поглощение более сильной доминантой более слабой доминанты, во втором случае – подкрепление более сильной доминанты более слабой.

Законы соотношений очагов возбуждений, или доминант, в нервной системе были открыты и разработаны Введенским и Ухтомским. Они формулируются в основном так: два равносильных возбуждения нервной системы борются между собой с теоретически возможными двумя исходами: 1) поглощение одним очагом других; 2) создание двух очагов возбуждения, вызывающих разлад высшей нервной деятельности, создание чрезмерного возбуждения, которое переходит в запредельное торможение. Чрезмерное возбуждение нервной системы приводит к парадоксальному или парабиотическому состоянию, когда нервная система уже не в состоянии отзываться на сильное раздражение и отзывается лишь на слабое.

Эти законы реакции нервной системы были подмечены древними йогинами и использованы в сознательной работе овладевания собственным организмом и психикой. Для сознательного воздействия на организм и психику требуется создание безусловной, всепоглощающей доминанты, или, как говорил один из выдающихся йогинов Свами Вивекананда, познакомивший западный мир с настоящей йогой Индии: "Кто хочет стать йогином, должен сойти с ума на йоге"; а его гуру Шри Рамакришна Парамахамса развил ту же мысль в притче: "Однажды к великому гуру пришёл ученик и спросил, как можно достичь йоги. Учитель привёл его к водоёму и окунул с головой. Сначала ученик покорно ждал, потом стал вырываться, наконец, отчаянным рывком освободил свою голову, вынырнул и стал жадно дышать. Тогда гуру сказал: "Когда ты будешь стремиться к йоге, как стремился к воздуху, находясь под водой, – ты достигнешь успеха в йоге". Пратьяхара есть работа над созданием такого моноидеизма.

В мимике внимания существенным моментом является устремление взора на предмет, возбудивший внимание. Бегающий взор – признак человека, неспособного сосредоточиться, йога с её удивительно тонким учётом психофизиологических моментов для упражнения в сосредоточении и отвлечении органов чувств от предметов рекомендует сосредоточить взгляд на каком-либо маленьком предмете или держать глаза в состоянии крайней конвергенции, то есть скосить глаза на кончик носа или на переносицу; можно и не конвергировать, а держать глаза в напряжённом состоянии крайнего отведения, например, вверх (так или иначе нужно создать доминанту, подавляющую все другие центры возбуждения – доминанты). Легче всего такая доминанта создаётся в зрительном анализаторе. Современный физиолог вряд ли мог бы указать приём, более точно соответствующий намеченной цели, чем это сделали древние риши, создатели йоги. Техника может варьировать, но сущность пратьяхары остаётся та же: нужно создать доминанту, поглощающую возбуждения, идущие от других органов чувств или, выражаясь языком современной физиологии, от иных корковых анализаторов. Когда упражняющийся достаточно овладел техникой фиксации взора, он переходит к упражнениям такого же характера, но технически более трудным: фиксации внимания на какой-нибудь внутренней точке тела: на своде носоглотки, на кончике языка, или, как советует Вивекананда, на сердце. В Индии способность сосредоточения развивают с детства, эта способность, по-видимому, в какой-то мере закреплена в народном характере. В этом отношении показательна черта из жизни Вивекананды: будучи пяти-шестилетним ребёнком, Нарен обладал такой силой сосредоточения, что однажды, сидя в сосредоточенном состоянии на веранде своего дома, он не заметил вставшей перед ним кобры, и остался неподвижным, а товарищ его убежал с криком. Кобра, постояв, уползла. Когда Нарена спросили, почему он не убежал, он ответил, что никакой змеи не видел. В другой раз, в юношеском возрасте, Нарен погрузился в размышление где-то вне дома; с ним был один из его друзей, который при всем желании не мог последовать примеру Нарена – ему мешали москиты. Взглянув на сидевшего рядом Нарена, он увидел, что лицо того покрыто москитами, как серой маской. По окончании времени размышления друг спросил Нарена, как он мог вытерпеть, не шелохнувшись, такое нападение москитов. Нарен ответил, что он их не замечал.

Такое отвлечение внимания от всего внешнего и есть пятая ступень восьмиступенной йоги – пратьяхара. Йога рассматривает пратьяхару как последнюю из предварительных ступеней; следующие за ней три последние ступени Патанджали объединяет под названием "самьяма" – собранность, охват.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 881
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 УПРАВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРАНОЙ Теперь мы
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Предисловие На страницах истории, начиная с древнейших
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 ВСТУПЛЕНИЕ Все наши знания основаны
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ПЕРВЫЕ ШАГИ Раджа-Йога делится на
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ПРАНА Пранаяма не занимается, как
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ПСИХИЧЕСКАЯ ПРАНА Согласно учению Йоги,
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 ПРАТЬЯХАРА И ДХАРАНА Следующая ступень
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ДХЬЯНА И САМАДХИ Мы окончили
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 РАДЖА-ЙОГА ВКРАТЦЕ Конспект Раджа-Йоги, свободно
  • Свами Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛОВАРЬ Абхавалишенный качеств.Авьяктанераздельный, непроявленный.Акашавсюду распространенная материя вселенной.Анахатачетвертый
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ МИРОПРОЯВЛЕНИЕ Vyakta Prakriti Санкхья рассматривает процесс миропроявления
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЕРНЫХ И НЕПРАВОВЕРНЫХ ШКОЛ ИНДИИ
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Первая САНКХЬЯ ...Индийская философская традиция учит,
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЛИТЕРАТУРА САНКХЬИ И ЙОГИ Историю индийской литературы
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА САНКХЬЯ Основные черты системы. Словарные
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Самьяма: дхарана, дхьяна и самадхи Исходя из
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ УЧЕНИЕ О ГУНАХ Разбирая вопрос о развитии
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПУРУША И ПРАКРИТИ Пуруша и пракрити 150
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРАНЫ И ГУНЫ Учение о пуруше в
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Часть Вторая ЙОГА То, что прозревают йогины,
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ВОСЕМЬ СТУПЕНЕЙ ЙОГИ ПО СИСТЕМЕ ПАТАНДЖАЛИ Патанджали
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | Литература Аникеев H.П. Бессмертное творение индийского народа. 150
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Асана Третья ступень восьмиступенной йоги называется asanaсидение,
  • Б. Л. Смирнов. САНКХЬЯ И ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ Пранаяма Пранаяма считается второй ступенью или вторым
  • Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ БОГ ВО ВСЕМ Мы видим, что большая
  • Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЕДАНТА Часть IV До сих пор
  • Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ РЕАЛИЗАЦИЯ Я начну с того, что приведу
  • Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ СВОБОДА ДУШИ Катха Упанишад, который мы до
  • Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ ВЕДАНТА Часть I Меня просили сказать
  • Вивекананда. ДЖНЯНА-ЙОГА | ОГЛАВЛЕHИЕ МАЙЯ И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ О БОГЕ Мы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь