|
Лама Анагарика Говинда. ОСНОВЫ ТИБЕТСКОГО МИСТИЦИЗМА15. ЭКСТАЗ ПРОРЫВА В ОПЫТЕ МЕДИТАЦИИ И МАНДАЛА ВИДЬЯДХАР Как Дакини представляют собой побудительные вдохновляющие силы сознания, так и Херуки (воплощение Природы Будды с мужскими признаками или качествами) представляют собой активный аспект каруны (милосердие экстатический акт прорыва) неограниченного сострадания, проникающего через эгоистическую ограниченность к универсальному состоянию Сущности (Ваджрасаттва). Здесь исчезают все препятствия: как собственное иллюзорное "я", так и все идеи самости и изолированности все рациональные мысли и суждения. Интуитивное знание и спонтанное чувство сходятся здесь в нераздельном единстве, как союз Дакини и Херуки в юганаддхе (Яб-Юм); это подчеркивает в видимой форме то, что незримо присутствует в каждом процессе просветления и в каждом символе Буддовости, даже если оно и выражается только в мужском аспекте. Мирные или спокойные (шанта, тиб. ши-ва) формы Дхьяни-Будд представляют собой высочайший идеал Буддовости, познаваемый как состояние полного покоя и гармонии. Иными словами, Херуки, подобно другим экстатическим образам Ваджраяны, описываются как "пьющие кровь" (тиб. кхраг-Тхунг, санскр. Херука), "гневные" (кродха, тиб. кхрова) или "ужасающие", "свирепые" (бхайрава, тиб. драг-па) божества, что подчеркивает динамичный характер Просветления, процесс становления Будды, достижение лучезарности, как это символизируется борьбой Будды с воинством Мары. Экстатические фигуры героических и ужасных божеств выражают момент прорыва йогина к "Немыслимому" (ачинтья), интеллектуально "Непостижимому" (анупалабдха). Как упоминается в "Праджня-парамита-Сутре": Будда спросил Субхути, может ли быть описано высочайшее Просветление (ануттара-самьяк-самбодхи) или учил ли Будда когда-либо таким вещам? Субхути отвечал: "Насколько я понимаю, в учении Совершенного Будды нет
такой вещи, как ануттара-самьяк-самбодхи, и не мог
Татхагата учить какой-либо определяемой Дхарме. А почему?
Потому что вещи, о которых учил Татхагата, в их сущностной
природе непостижимы и их нельзя преподать; они ни
существующие, ни не существующие; они не феномены, ни
ноумены. Что под этим подразумевается? Это значит, что
Будды и Бодхисаттвы просветлены не конкретным учением, а
интуитивным процессом, спонтанным и естественным" (Buddhist
Bible, 1938, с. 102).
Непосредственная реализация и продолжение традиции Праджня-парамиты нашло взаимное выражение в экстатических образах Ваджраяны, встречаемых на мистическом пути Ваджрасаттвы (активное отражение Акшобхьи), на пути трансформации (преображения) и воссоединения. Многогранные формы божественных фигур, которые мы встречаем на этом пути, особенно на тантрическом, аскетически нагие воплощения неприкрытой Реальности, подобные Дакини, Вира (дПа-по) и Херуке, важны с точки зрения йоги потому, что они обрисовывают опыт медитации, разворачиваемый сюжет реализации. Нарастающее количество божеств Тантрического Пантеона объясняется поэтому не прогрессирующей политеистической тенденцией "упадочного" Буддизма, который в подъеме религиозных эмоций и воображения искал все новые объекты почитания и возвышал человеческие спекуляции до уровня богов, а наоборот, заменял тенденцию к религиозным спекуляциям практическим опытом. Как всякое новое открытие науки приводит не только к расширению объема фактов и кругозора, но и к дальнейшим открытиям и переоценке прежних данных, так и каждый новый опыт медитации раскрывает новые методы практики и реализации. Человеческий ум не может остановиться в каком-либо пункте пути к знанию. Остановка означает смерть, неподвижность и разрушение. Это закон всякой жизни и всякого сознания. Это закон духа. Как в математической мысли каждое изменение с необходимостью вызывает другое, более высшее, и так до тех пор, пока мы не дойдем до мысли, что должна быть бесконечная серия изменений, так и расширение наших духовных горизонтов раскрывает нам новое измерение сознания. Каждое переживание указывает на собственные пределы и не может быть определено или ограничено как что-то существующее в себе, но только в связи с другими переживаниями. Этот факт отражен в термине "шуньята", пустоты или относительности всех определений, бездны, из которой невозможно вычленить что-либо и абсолютизировать, бесконечности и глубинной связи всякого опыта. И эта "сверхотносительность" содержит в то же время и объединяющий элемент живой вселенной, потому что бесконечная связь становится всеохватывающей метафизической величиной, которую нельзя описать ни как "бытие", ни как "не-бытие", ни как "движение", ни как "не-движение". Здесь мы достигли границ мысли, конца всего, что мыслимо и воспринимаемо. Подобно движению в его крайнем пределе, которое не может быть отличимо от совершенного покоя и неподвижности, так и относительность высочайшей связи невозможно отличить от "абсолютного". "Вечность постоянна лишь в изменении: вечно изменчивое
пребывает в постоянном, целостном, настоящем моменте" (Новалис).
Поэтому шуньята и татхата (таковость) идентичны по своей природе. Первая характеризует "пустотную", отрицательную, вторая ясную, положительную стороны одной и той же реальности. Реализация первой начинается с переживания эфемерности, преходящности всего, временной и пространственной относительности, абсолютности. Мы используем эти выражения лишь для того, чтобы перекинуть мост от Запада к Востоку или, более точно, от логически-философского к интуитивно-метафизическому способу мышления. Д.Т.Судзуки прав, когда называет интеллектуальным убожеством попытку сравнить современную концепцию относительности с концепцией шуньяты на чисто логической основе. "Шуньята" (пустота) есть результат интуиции, а не разума. "Представление о пустотности возникает из опыта, и чтобы
найти ему логическую основу, следует искать предпосылки в
относительном. Относительность же не дает нам перепрыгнуть
через нее: пока мы остаемся с относительностью, мы внутри
круга; осознание того, что мы в круге и поэтому должны
выйти из него, чтобы увидеть его целостный аспект,
предполагает, что мы вышли из него" (D.Т.Suzuki, 1953).
Этот прыжок над пропастью, зияющей между нашим интеллектуальным, поверхностным сознанием и интуитивным сверхличностным глубинным сознанием, представлен экстатическим, танцем "вампирических" божеств, обнимающих Дакини. Вдохновляющий импульс Дакини побуждает к выходу из уютного, но тесного круга нашей иллюзорной личности и привычных представлений, пока не будут разорваны границы круга и эгоизма в экстатическом броске к реальности и целостности. В этом броске разрушаются все связи и мирские оковы, смываются все предубеждения и иллюзии, все условные концепции срезаются на корню, все стремления и привязанности пропадают, исчезает прошлое и будущее, сламывается ствол кармы, и Великая Пустота переживается как Вечно присутствующая и верховная Реальность и Таковость (татхата). Сила этого прорыва может быть выражена только в сверхчеловеческой, демонической, многорукой и многоголовой фигуре, многомерном, всевидящем существе, пронизывающем одновременно все направления, преобразующем "три времени" (символизируемых тремя глазами на каждом лице) во вневременное настоящее. С уровня земного сознания такое существо не может не казаться "ужасающим", потому что в его атрибутах символы войны, которые показывают внутреннюю борьбу, и мирской человек видит в них прежде всего не орудия Освобождения, а оружие разрушения всего того, что принадлежит его миру. Во всех экстатических или "вампирических" божествах (они называются так потому, что держат в руках чаши из черепов, наполненных кровью) доминирующим является принцип Знания, потому что кровь символизирует красную солнечную энергию, ведущую к сознаванию; она превращается в яд смертности у тех, кто застывает в узком сосуде своего эгоизма. У тех же, кто хочет преодолеть свое иллюзорное "я", она превращается в освобождающее Знание. Божества, "пьющие кровь", появляются в аспекте яб-юм, т.е. вместе со своими Праджнями. Их исходная позиция познающее сознание, солнечный принцип, чье место в головном центре. Высочайшие и, следовательно, наиболее ужасные образы этих божеств принадлежат поэтому к головному центру и представлены в "Бардо Тойдол" пятью Херуками и их Праджнями в традиционных направлениях пространства и цвета, в то время как спокойные формы Дхьяни-Будд принадлежат сердечному центру, а "Удерживающие Знание" божества (видьядхары, тиб. риг-Дзин), которые находятся посреди этих двух крайностей, принадлежат к горловому центру центру мантрического звука. Видьядхары изображены в виде человеческих фигур героического вида, исполняющими экстатический танец, с поднятыми чашами из черепов, наполненных кровью, с обнимающими их Дакинями. Они представляют умеренный аспект Херуков ("пьющих кровь" божеств), как бы являясь их отражением на внешнем уровне индивидуального или приемлемого для человека Знания, достигнутого в сознании великих йогов, вдохновенных мыслителей и других, подобных им, героев духа (вира, тиб. дПа-бо). Это последняя ступень перед "прорывом" к универсальному сознанию или первая при возвращении от него к уровню человеческого постижения. Согласно "Бардо Тойдол", после явления мирных форм Дхьяни-Будд на седьмой день Промежуточного Состояния (бар-до) следуют божества Видьядхары. Они появляются в виде безграничной мандалы, в центре которой находится лучезарный "Высший Видьядхара Созревших Результатов" (рНам-бар сМин-бай риг-Дзин), постигший результаты или плоды всех деяний (сМин, випака). Он окружен аурой пятицветной радуги и называется "Владыка танца", т.е. всего, что движется и движимо, потому что психический центр, которым он управляет, это элемент движения (рЛунг), характеризуемый качествами "воздуха", "ветра", "дыхания" и рассматриваемый как носитель жизни, творческого звука, священного слова и знания, духовной активности и раскрытия. Мудрость, постигшая результаты всех действий и "доведшая до совершенства все дела" есть атрибут Амогхасиддхи, связанного с элементами "ветер" или "воздух" (рЛунг). Однако Дакини, соединенная с ним, красного цвета, а его название "Владыка танца" предваряется словом "Падма" (падма гар-гьи дВанг-пхьуг). Два этих обстоятельства указывают на то, что две фигуры связаны с Падма (лотос) уровнем Амитабхи и что в нем объединены Амогхасиддхи и Амитабха. Амитабха связан с жизненным аспектом дыхания и знания аспектами мантрического звука, творящими визуальное и различающее знание, ибо Амитабха является воплощением различительной "Мудрости Внутреннего Видения", и в его активном аспекте или отражении Амитаюсе (Господь Бесконечной Жизни) он предстает как вневременность жизни. Это может быть главной причиной того, почему Амитабха (или Амитаюс) связан с горловым центром. Четыре лепестка развернувшейся мандалы содержат на своей поверхности: На востоке белого "Видьядхару Пребывающего на Землях", обнимаемого Белой Дакини (са ла гНас пай риг-Дзин). На юге желтого Видьядхару "Знающего срок Жизни" (цхе ла дВанг пай риг-Дзин), обнимаемого Желтой Дакини. На западе красного Видьядхару "Великого Символа" (рГья-чхен-пай риг-Дзин), обнимаемого Красной Дакини. На севере зеленого Видьядхару "Спонтанной Реализации" (лхаг-гьис груб-па риг-Дзин), обнимаемого Зеленой Дакини. МАНДАЛА БОЖЕСТВ-ВИДЬЯДХАР (ДЕРЖАТЕЛЕЙ ЗНАНИЯ)
Дакини и цвета внутри большого круга соответствуют промежуточным направлениям (мандала), с которыми они условно связаны. Видьядхары (тиб. риг-'дзин) вне большого круга,
каждый, сдвинуты с их обычных мест на одну позицию. Стрелки
указывают на их позиции, которые они условно занимают, как
можно видеть на представленной ниже диаграмме трех
мандал высших центров (чакр)
Сердечного, Гортани и Головного.
Здесь у нас смещенная мандала, т.е. такая система, когда две категории или набора символов объединены, и где один из наборов сдвинут на одну позицию в структуре мандалы, входя тем самым в новую комбинацию с другим набором. Это не исключительный случай в тибетской практике медитации, он свойствен многим ее мандалам и имеет определенную логику и цель, которые здесь нелегко объяснить, так как это потребовало бы более глубокого и длительного исследования такого тонкого приема и подробного иллюстрирования на примерах. Поэтому ограничимся здесь добавлением, ссылаясь на традицию "Бардо Тойдол", что Амитабха занимает такую позицию потому, что он является небесным отцом Падмасамбхавы основателя этой традиции, рассматриваемого в качестве земного отражения (Нирманакайя) Амитабхи. Это видно из вступительного стиха в начале книги "Бардо Тойдол". Данная мандала поэтому также рассматривается с точки зрения Амитабхи. У этой мандалы центр представляет собой комбинацию двух: Амитабхи и Амогхасиддхи. Восточный лепесток объединяет принципы Ратнасамбхавы (элемент Земля) и Ваджрасаттвы-Акшобхьи (белый цвет и Белая Дакини). Южный лепесток объединяет принципы Амитабхи (в виде Амитаюса Владыки Жизни) и Ратнасамбхавы (желтая окраска тела и Желтая Дакини). Западный лепесток объединяет принципы Вайрочаны (Великий Символ единения) и Амитабхи (красный цвет и Красная Дакини). Северный лепесток объединяет принципы Акшобхьи (Спонтанная Реализация) и Амогхасиддхи (зеленый цвет и Зеленая Дакини). Такая координация соответствует особым условиям и воззрениям "Бардо Тойдол"; подобным же образом каждая школа Тибетского Буддизма производит некоторую модификацию в общем плане традиционных мандал в полном согласии со своей духовной традицией. Чтобы понять это, нужно вначале познакомиться с общим основным планом, которого мы придерживаемся в представлении о Трех Мандалах сердечного, горлового и головного центров, иллюстрирующих прямой параллелизм и внутреннюю идентичность божественных фигур, пребывающих на этих центрах (см. ниже).
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|