Лама Анагарика Говинда. ОСНОВЫ ТИБЕТСКОГО МИСТИЦИЗМА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



16. МИСТЕРИЯ ТЕЛА, РЕЧИ И УМА
И ВНУТРЕННИЙ ПУТЬ ВАДЖРАСАТТВЫ В ПРОТОСЛОГЕ ХУМ

Позвольте еще раз напомнить, что все эти божественные воплощения и образованные ими мандалы не просто естественные качества, но символы медитативных реализаций и достижений, с помощью которых сами эти центры преобразованы в источники Высшего Сознания, посредством которых Вселенная становится Телом, вселенским Знанием мантрического Звука, вселенской любовью и милосердием (через участие и отождествление себя со всем живым), пробужденным Духом которого преисполнены все Просветленные.

Эта "мистерия Тела, Речи и Ума", происходящая в трех верхних Центрах на пути к Просветлению, становится путем не только высших добродетелей, благожелательных чувств и пассивного самоотречения, но и путем "ужасающей бездны" (тиб. Жигс-пай пхранг), как это именуется в "Бардо Тойдол". Это путь, который ставит нас лицом к лицу с бездонной пропастью нашего собственного существования, наших страстей и страданий, это путь героической борьбы и экстатического освобождения, на котором нашими товарищами становятся не только спокойные, но и гневные, героические, "пьющие кровь" божества. И если мы не отдадим им кровь собственного сердца, то никогда не достигнем конца этого долгого пути и не реализуем таинство Тела, Речи и Ума.

У обычного человека психические центры заполнены элементными силами тела и земного сознания. В духовно развитом, т.е. в том, чьи устремления запредельны ему самому, силы этих центров сублимированы динамичными аспектами Дхьяни-Будд, чьи символы покоятся на этих центрах. Но только совершенная духовная взаимосвязь может привести их к полной трансформации. Поэтому в Тибете на священных изображениях (тханг-ка) только на образах Будд и Бодхисаттв писались протослоги Тела, Речи и Ума: ОМ-АХ-ХУМ на обратной стороне тангки, на местах, соответствующих трем высшим центрам изображаемых фигур.

Так что значение этих трех протослогов выходит далеко за пределы индивидуализированных символических фигур, подобных Вайрочане, Амогхасиддхи или Акшобхьи; иными словами, они относятся к высочайшим уровням духовного опыта, в котором все отдельные аспекты Дхьяни-Будд давно слиты и воссоединены. Так и три высших Центра берут на себя функции оставшихся центров; функции Амогхасиддхи слиты с функциями Амитабхи в горловом центре таким образом, что протослог АХ, который занимает теперь место ХРИ, становится знаком всей мандалы Видьядхар. ХУМ стал включать все аспекты единства, от всеобъемлющей Мудрости Единства Всех Существ Ратнасамбхавы (которая ассоциируется с пупочным центром) и Мудрости Великого Зеркала Акшобхьи, в котором отражаются формы и пустота всех явлений, до всеохватывающей Мудрости всех Дхьяни-Будд, выраженной в Ваджрасаттве (несокрушимая реальность).

Таким образом, один мантрический звук может иметь несколько значений: в зависимости от связей, которые он имеет, от уровня сознания, на котором он используется, мы имеем дело с различной степенью интенсивности или различными возможностями одного и того же принципа. Повторение одного звука (например, ХУМ) не только выражает его интенсивность, но и предполагает его связь с другими аспектами одной и той же символической фигуры и переживание его на двух различных уровнях реальности.

Поэтому, видимо, следует различать ХУМ, присущий Акшобхье, и ХУМ в его абсолютной значимости как символа интеграции всех Дхьяни-Будд, будь то в активной форме Ваджрасаттвы, или в форме Самантабхадры (Высочайший аспект Будды или Ади-Будда в школах Ньингмапа и Дзогчен) или Ваджрадхары (Ади-Будда школы Каргьюдпа). Два последних, подобно Ваджрасаттве, представляют полную сущность всех Дхьяни-Будд, но выражают статический аспект чистой татхаты, или "таковости", поэтому и называются Ади-Будда (Изначальный Будда). Они являются выражением Дхармакайи, как и Ваджрасаттва, или символизируют потенциальную возможность Буддовости, присущей каждому живому существу, а вовсе не Бога-Творца Вселенной и человека, как полагают некоторые.

Чтобы сделать доступной нашему пониманию Природу Будды или способность Просветления, мы должны, различая, визуализировать их различные аспекты, подобно цветам радуги в призме. От такого анализа постигаемой модели следует перейти к синтезу. Он начинается с пути видения, представленного путем Амитабхи, и достигает полного осуществления на пути верховной интеграции – на пути Акшобхьи-Ваджрасаттвы. Поэтому учение "Бардо Тойдол" говорит, что путь Ваджрасаттвы состоит в совокупном свете объединенных мудростей. Этот опыт внутреннего единства выражен в стремлении всех школ медитации объединить пять Дхьяни-Будд в один образ – Ади-Будды или соответствующего Ему Херука (например, Махасукха, тиб. Дэмчог), в котором выражен "прорыв" к совершенству или кульминационный момент достижения.

После осуществления "прорыва" к единству и универсальности (ОМ) сознание возвращается на человеческий уровень и преображается в действие в ХУМ "Сердечного Центра". Таким образом, ХУМ объединяет обе стороны реальности: он живет в пульсирующем присутствии индивидуального существа и в нем же находится за пределами всякой двойственности. Это высочайший принцип, высочайшая форма опыта внутренней реальности, присущая всем существам. Поэтому было сказано:

"Ум всех Будд трех времен (1), который извечно чист и самосущ и который запределен телу, речи и мысли, возникает как неразрушимое, "пустое", лучистое тело Пяти Мудростей в форме ХУМ, ясное и совершенное (2) во всех его частях и сферах деятельности.

Пять ядов преобразуются в вечные самосияющие Мудрости посредством практики Стадии Зарождения и Стадии Завершения медитации в йоге Внутреннего Огня (3). С осознанными до конца Четырьмя Телами (4) и Пятью Мудростями Сердечная Ваджра может быть реализована еще в этой жизни" (W.Y.Evans-Wentz, 1935, рис. VIII).

Небольшой комментарий к сказанному.

  1. "Три времени" – это прошлое, настоящее и будущее. Чтобы выразить восприятие Буддой трех времен и трех миров: мир чувственный, мир чистых форм и мир бесформенный (известные как Кама-лока, Рупа-дхату и Арупа-дхату) представляют Херука с тремя глазами на каждом из четырех лиц.

  2. Во всех тибетских системах медитации требуется предельная ясность во всех формах восприятия. Здесь не допускается путаницы или нечеткости, ничего не остается на волю случая. Каждый звук, каждый цвет, каждая форма должны быть ясно определены и наполнены жизнью. Тибетский мистицизм ничего общего не имеет с "мистической темнотой", отдельными индивидуальными видениями спиритических медиумов или эмоционально неустойчивых умов. Тибетский мистицизм основан на духовной дисциплине, которая не поощряет ни излишек эмоций, ни излишек спекулятивных мыслей или необузданного воображения.

    "Йога – это путь, останавливающий поток переменчивой игры сознания; это путь, ограждающий бурный поток и преобразующий его в неизменное, ясное зеркало. Это путь, различающий отражения от самого зеркала, владеющий способностью отразить на его поверхности то, что действительно является внутренним видением, в отличие от какого-либо иного искаженного отражения" (Н.Zimmer, с. 115).

  3. Выражение "Зунг-Джуг" (в тибетском тексте) употреблено здесь в качестве технического термина применительно к "Йоге Внутреннего Огня", которая стремится объединить потоки психической энергии расаны и лаланы в средний канал – нади-авандуди.

  4. "Четыре Тела" суть следующие:

    1. Дхармакайя, чхос-сКу, Истинное Тело;
    2. Самбхогакайя, лонгс-сКу, Богатства Форм Тело;
    3. Нирманакайя, спхрул-сКу, Явленное Тело;
    4. Ваджракайя, рДо-рДже-сКу, Алмазное Тело (тонкое).

Таким образом, мы возвратились от множества образов и форм к внутренней завершенности, к единству всех Будд и к реализации Бодхи внутри нас самих, здесь и сейчас.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 512
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение V КАРМА-ЙОГА Философия йогов учит, что,
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение IV ГОЛОС МОЛЧАНИЯ Вторая часть Света
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение III ДУХОВНОЕ СОЗНАНИЕ Двадцать первое правило
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение II БОЛЬШЕ СВЕТА НА ПУТИ Прежде,
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение I ПРОБЛЕСК СВЕТА НА ПУТИ Мы
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение VI ДЖНЯНА-ЙОГА Джняна-йога есть йога мудрости.
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение VII БХАКТИ-ЙОГА Как уже было упомянуто
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение VIII ДХАРМА Дхарма 150 санскритское слово,
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение IX ДХАРМА продолжение В конце последнего
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение X ЗАГАДКА ВСЕЛЕННОЙ В шестом чтении,
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение ХI МАТЕРИЯ И СИЛА Мы закончили
  • Рамачарака. ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ | ОГЛАВЛЕHИЕ Чтение XII УМ И ДУХ Мы начинаем
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ ПРИЛОЖЕНИЕ Письмо Такуана приводится из книги Уотса
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ДЗЭН В ИСКУССТВЕ К счастью,
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | НЕДЕЛЯ 7 На этой неделе мы будем вырабатывать
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 ДЗА-ДЗЭН И КОАН В Дзэн
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ Библиография Библиография разделена на 2 части русские
  • Т. Коллиандер. УЗКИЙ ПУТЬ | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. О ПОДАВЛЕНИИ ЖЕЛАНИЯ К САМОУГОЖДЕНИЮ Сказано:
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | ОБРАЗОВАНИЕ СВЯЩЕННОГО КРУГА В детстве одним из моих
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | ПУТЬ ХУДОЖНИКА вопросы и ответы Несмотря на то
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | ЭПИЛОГ ПУТЬ ХУДОЖНИКА Работая над книгой, я очень
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | НЕДЕЛЯ 12 В течение этой заключительной недели мы
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | НЕДЕЛЯ 10 На этой неделе мы исследуем опасности,
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | НЕДЕЛЯ 9 На этой неделе мы будем исследовать
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | НЕДЕЛЯ 8 На этой неделе мы примемся еще
  • Дж. Кэмерон. ПУТЬ ХУДОЖНИКА | НЕДЕЛЯ 11 На этой неделе уделим внимание нашей
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 СИДЕТЬ СПОКОЙНО, НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЯ
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Глава 1
  • А. Уотс. ПУТЬ ДЗЭН | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЗЭН Признаки,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь