|
Лама Анагарика Говинда. ОСНОВЫ ТИБЕТСКОГО МИСТИЦИЗМАПятая Часть ОМ МАНИ ПАДМЭ ХУМ ПУТЬ ВЕЛИКОЙ МАНТРЫ 1. ДОКТРИНА "ТРЕХ ТЕЛ" Мы познакомились с опытом универсальности в священном протослоге ОМ, с лучезарной яркостью бессмертного ума в МАНИ, его раскрытием в лотосах-центрах сознания ПАДМА и его воссоединении и реализации в протослоге ХУМ. Путь к реализации ОМ есть путь к универсальности, Путь Великой Колесницы, Махаяны. Путь от ОМ к ХУМ есть путь реализации универсального в индивидуальном. Это путь Ваджраяны, или Внутренний (мистический) путь Ваджрасаттвы, который завершает трансформацию нашего земного, "материального" мира в более глубокую, невидимую реальность, из которой проясняется видимая; в неслышимую, из которой исходит звук; неосязаемую, откуда рождается прикосновение; запредельную для сознания, откуда появляется мысль. Точно так же, как Ваджрасаттва представляет активную силу Акшобхьи, так и Авалокитешвара отражает динамичный аспект Амитабхи на уровне человеческого опыта и деятельности. Будда проявляется для каждого на трех уровнях реальности: универсальном, идеальном и индивидуальном. Таким образом, в Будде различаются "Три Тела" или три принципа:
В Дхармакайе, вселенском принципе всего сознания", потенциально содержится всеобщее становление и бытие аналогично бесконечности пространства, которое охватывает все вещи и явления. Дхармакайя непреложный закон всего сущего. Однако нельзя сказать, что пространство идентично с вещами, в то же время невозможно отрицать, что оно и отлично от них. Поскольку мы не в состоянии осознать пространство без его противоположности формы, постольку Дхармакайя принимает видимые формы, снисходит в мир формы и чувств. Это происходит двумя путями: через проявление мира чистых форм, идеальных и светоносных, видимых духовным взором, и через воплощение в мире действий и индивидуальности. В состоянии экстаза, транса и высшей интуиции, характерных для стадий глубокого погружения в медитацию (дхьяна), у нас может быть переживание Дхармакайи в виде светящихся форм, чисто духовного восприятия или как возвышенное видение чистой Реальности. Через них реализуется Самбхогакайя. От нее идет все бессмертное искусство, вся глубокая мудрость, вся основополагающая истина (дхарма в смысле выраженной вербально или проявленной иначе истины). Этот восторг бывает двух видов: подобно экстазу перед великим произведением искусства переживание творческого акта и экстаз тех, кто переживает завершенность всей работы, заново воссоздавая акт творения. Первое переживание характерно для Будд и Бодхисаттв во время их самадхического состояния, а также для практикующих степени пути запредельных достоинств (парамита). Переживания второй категории характерны для тех, кто охвачен величием этих путей и шествующих по ним, осознает значимость этих высочайших жизней и духовных подвигов. Эти парамиты (Запредельные Совершенства) таковы:
Более поздние палийские Священные Писания, такие, как "Буддхавамса" и "Чарьяпитака", вероятно, под влиянием Махаяны, перечисляют 10 парамит: совершенное даяние, нравственность, самоотречение (неккхамма), мудрость, энергия, воздержание, правдивость (сачча), решимость (адиттхана), бескорыстная любовь (метта), невозмутимость или бесстрастие (упеккха). Поэтому различаются два типа Самбхогакайи: "сва-самбхогакайя" и "пара-самбхогакайя". Первый тип это тело чистых форм (Рупакайя), которое совершенно чисто, вечно и универсально, безгранично, обладает истинными атрибутами, через которые выражается неизмеримость достоинств и знания, накопленных Татхагатами за время бесчисленных кальп. Оно будет продолжаться до конца времен, постоянно переживая внутри себя блаженство и несомненность Дхармакайи. Второй тип Пара-самбхогакайя, тело, вызывающее религиозный восторг у других (это тонкое тело с признаками чистоты, которое Татхагаты демонстрировали вследствие своего знания Равенства (самата-джняна). Такова реализация Дхармакайи внутри человеческого ума. Так как именно ум создает человеческое тело, то, чем больше он отражает и наполняется переживанием Дхармакайи, тем более он становится способным влиять на него и преобразовывать. Эта трансформация, или преображение полностью осуществляется в Просветленном Существе. Вот почему известно, что тело Будды украшено 32 признаками совершенства. Отсюда и название "Нирманакайя" Тело Трансформации, или Преображенное Тело Будды. Нирманакайя, произносимая по-тибетски тулку, часто называется еще "иллюзорным" телом или даже "призрачным" телом, "майядеха". Это понятие зачастую трактуют так же неверно, как и учение о майя (иллюзия или иллюзорность мира явлений). Если индийские мыслители определяли этот мир майей, то это не означало, что мир лишен всякой реальности, но лишь то, что его реальность условна, относительна, что мир на самом деле вовсе не такой, каким нам кажется. И что относительная реальность мира является реальностью меньшей степени и по сравнению с высшей (действительной) реальностью (доступной только полностью Просветленным) имеет не больше достоверности, чем объект мечты, облачное сооружение или молния, сверкнувшая внутри него на краткий миг. И хотя явления мира иллюзорны, это не галлюцинации, т.е. они не являются произвольными, бессмысленными, а выражают определенный внутренний закон, чья реальность неоспорима; даже если этот наш мир и то, что мы со своей личностью представляем произведение ума и иллюзии, это не означает, что они не реальны. Они так же реальны, как и ум, создавший их. Тело, которое мы создали за множество эонов, не исчезает, когда мы сознаем, что оно произведение нашего ума или когда мы устаем от него. Как только результаты нашего ума принимают видимую форму, они подчиняются законам материи или законам того мира, в котором мы оказались. Даже святой не может изменить произвольно материальные свойства и функции тела. Он может только шаг за шагом преобразовать их, посредством контроля над ними в их начальном состоянии или в тот момент, когда они входят в существование. На материальность можно повлиять, ею можно управлять и изменять только тогда, когда она еще в процессе становления. Поэтому представление о преображенном теле Будды не стоит в противоречии с реальностью, а "реализм" как ранних, так и поздних тхеравадинов и их вера в историческую человеческую личность не находится в противоречии с их верой в сверхчеловеческие силы и совершенства Будды. Буддхагхоша пишет о том, что "Бхагават, обладающий прекрасной Рупакайей, украшен 80
малыми характеристиками и 32 великими признаками Великого
Человека и обладает Дхармакайей, очищенной в каждом
действии (в пяти скандха), и просветленной шилой, самадхи
(паннья, вимутти и вимуттинянадассана), исполненной
великолепия и достоинства, несравненной и полностью
пробужденной" (N.Dutt, 1930, с. 101).
В своей вводной беседе к "Аттхасалини" Буддхагхоша описывает многоцветную радугу, исходящую из тела Будды. Классическую красоту этого описания редко превосходят даже тексты Махаяны, где это играет очень важную роль, особенно при описании пяти Дхьяни-Будд. "Лучи шести цветов света индиго, золотого,
красного, белого, коричневого и ослепительного
исходили из тела Учителя, когда Он созерцал тонкость и
глубину Дхармы Своим Всеведением... Лучи цвета индиго
исходят из Его волос и голубых глаз. Из-за этого
поверхность неба кажется как бы усыпанной блестящей пудрой,
или покрытой льном и голубыми цветами лотоса, или подобной
драгоценному вееру, колеблющемуся туда и сюда, или куску
темной ткани, полностью распростертой. Золотые лучи выходят
из кожи и золотистых частей глаз. Из-за этого различные
направления света сверкают, как бы усыпанные некой золотой
пылью, или покрыты тончайшими чешуйками золота, или усыпаны
шафрановой пудрой и цветами бохиния. Красные лучи исходят
из тела и крови и красных частей его глаз, и направления
света окрашиваются как бы красно-свинцовой пылью... Белые
лучи исходят из костей, зубов и белых частей глаз. И
направления света становятся такими же светлыми, как если
бы их омыли потоками молока из серебряной чаши, или как
если бы они лежали под серебряным балдахином... Коричневые
и ослепительные лучи исходят из различных частей тела. Так
шестицветные лучи озаряют огромное пространство земли".
Затем следует прекрасное описание того, как земля, вода, воздух, пространство над ними и все небесные области и миллионы мировых систем были пронизаны золотым блеском Будды; и описание заканчивается словами, намекающими на преображение и сублимацию человеческого тела: "И кровь Владыки Мира стала ясной, когда Он созерцал эту
тонкую и глубокую Дхарму. И точно так же физическая
основа Его мысли и Его образа. Элемент цвета, сотворяемый в
последовательности цветовой гаммы, рожденный умом,
устойчиво сияет в радиусе восьми локтей" (Expositor, 1920,
с. 17).
В литературе пали описывается не только сияние Будды, но и создание им Ниммита-Будд, т.е. своих собственных ментальных проекций (разновидность Дхьяни-Будд в облике Будды Шакьямуни) во время его отсутствия в мире, когда он преподавал Абхидхарму своей матери на небесах Тушита. Все это ясно показывает, что хотя доктрина "Трех Тел" еще не сформировалась в палийском Буддизме, тем не менее свойства этих тел и их духовные качества, на которых они основываются, сознавались даже теми, кто ставил акцент на исторической и человеческой личности Будды. Для них человеческое существо обладало не только физически-чувственной реальностью, но и включала в себя бесконечные возможности духа и безграничность вселенной. Таким образом, нет никакого противоречия между буддийским "реализмом" Хинаяны и "идеализмом" Махаяны в этом отношении. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|