Цель: Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках. Задачи: Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь. Закрепить лексико-грамматические категории (согласование существительных с прилагательными, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов). Развивать слуховое внимание, логическое мышление. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение. Приобщать детей к русской истории. Воспитывать уважительное отношение к истокам русской культуры
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, музыка. Оборудование: солнце вырезанное из картона, лучики, игрушка-петрушка, колокольчики, бубны, деревянные ложки. Ход занятия. Вводная часть. Логопед: Здравствуйте, гости дорогие, маленькие и большие! Ребята, скажите мне какое сейчас время года? Дети: Зима. Логопед: Правильно. А вы любите зиму? Почему мы любим зиму? Дети: Можно кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепит снеговика. Основная часть. Логопед: Какие праздники мы отмечаем зимой? Дети: Новый год, Рождество, День защитника Отечества. Логопед: Бывает ещё один праздник, который мы отмечаем зимой. Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ! Провожают зиму, холод, Ведь весна уж у ворот! Всю неделю отдыхают, Всех блинами угощают.
Логопед: Ребята, вы догадались о каком празднике говорится в этой загадке? Что это за праздник? Это проводы зимы – Масленица! Это праздник, когда люди прощаются с зимой и готовятся к встрече с весной. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а масленица – это праздник встречи с солнышком. Поговорка: Масленица идёт, блины да мёд несёт. Блины символизируют солнце – такие же круглые и золотистые. Раньше люди верили, что чем больше блинов они напекут, тем солнцу будет легче преодолеть зимний холод и тем скорее наступит весна. Люди считали своим долгом помочь солнцу прогнать зиму, разбудить природу от зимнего сна. На это были направлены все действия, совершающиеся в масленичную неделю. Логопед: Давайте с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» Солнце зазывали такими словами: Солнышко-ведрышко (руки вверх, пальцы растопырены) Выгляни в окошечко! (руки полочкой, подтянуть к подбородку) Там малые детки
(показать рукой вниз)
Ждут твоего света
(руки вверх, пальцы растопырены)
Лепешки валяют
(имитация движений)
Тебя поджидают!
(руки вперед, «приглашают в гости»)
(прочитать, показать движения, второй раз вместе с детьми)
Логопед: Посмотрите, а вот и наше солнышко появилось. Чего не хватает?
Дети: лучей
Логопед: Чтобы солнышко согрело землю, нужно вернуть ему лучики.
Д/и «Лучи солнца»
Поставить каждый лучик на свое место, в зависимости от того, какой звук слышен в названии картинки на лучике (звуки [а], [о], [у], [и])
Логопед: Вот и зажглось солнышко. Такое солнышко люди закрепляли на шесте (длинной палке) и ходили по улице, зазывая весеннее солнышко, напоминали о масленичной недели.
Чтобы наше солнышко не скрылось нужно похвалить его, сказать приятные слова.
Д/и «Подбери словечко»
Солнце (какое?) – яркое, блестящее, желтое, лучистое, круглое, большое, весеннее, теплое, ласковое…
Все любили масленицу, называли ласково – Маслена!
Д/и «Назови ласково»
Зима-зимушка
Снег, лед, снеговик, ручей, проталина, солнце, блин, дождь, облако, цветок, трава, земля. Логопед: А на Руси этот праздник Масленицы встречали песнями, плясками и весёлыми играми. Приглашаю всех на веселую карусель
Физминутка: «Карусель»
Еле, еле, еле, еле
Закружились карусели.
(медленно идут по кругу)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
(легкий бег)
Тише, тише, не спешите
Карусель остановите.
(медленно идут по кругу)
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
(остановиться)
Логопед: Молодцы ребята, хорошо повеселились, а теперь отдохнуть нам всем пора. К нам на праздник спешит весёлая игрушка по имени-
Дети: Петрушка!
Петрушка (игрушка): Здравствуйте, ребятишки!
Ну что? Масленицу встречаем,
Значит, зиму провожаем,
Я принёс вам бубны, ложки,
Повеселимся немножко!
Логопед: Колокольчики тихо звенят-
Ложки расписные играют,
Колокольчики громко звенят-
Бубны вступают!
Игра «Тише – громче»
Дети слушают и различают тихое и громкое звучание колокольчиков.
Петрушка хвалит детей: Хороши у вас таланты,
3. Заключительная часть:
Логопед: Молодцы ребята! Хорошо мы с вами веселились. Но наш праздник подошёл к концу. А Масленицу провожали такими словами:
Ты прощай, прощай, наша Масленица!
Ты прощай, прощай наша широкая!
Ты пришла с добром
С сыром, с маслом и с яйцом
С блинами, с пирогами да с оладьями
Масляная весело гуляла, песни гуляла
А теперь прощай – на тот год приезжай!
|