Консультация на тему «Здоровьесберегающие технологии в в работе с детьми с ОНР»
Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской области
Подготовила музыкальный руководитель Кангина Ирина Юрьевна май 2015г
Интенсивное развитие современного общества в последнее время предъявляет все более высокие требования к человеку и его здоровью. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Тема здоровья актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Скачать: Консультация на тему «Здоровьесберегающие технологии в в работе с детьми с ОНР» (полный конспект)
На сегодняшний момент в дошкольных учреждениях большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям, главным фактором которых является рациональная организация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения, способствующих развитию индивидуальных возможностей ребенка. Педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно
решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Что же такое «здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по
степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний — психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех
элементов образовательного процесса);
- учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению.
Наш детский сад посещают дети всех микрорайонов города, так как специалисты-педагоги оказывают квалифицированную помощь в коррекции отклонений психического развития детей, нарушений опорно- двигательного аппарата и детям, имеющим нарушения речи.
Прием детей в специализированные группы ведется на основании заключения муниципальной психолого — медико-педагогической комиссии (ПМПК).
В характеристиках детей с ОНР, представленных ПМПК, прослеживаются схожие характерные особенности в развитии: общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляция произвольной деятельности, нарушения регуляции мышечного тонуса, зрительно-моторной координации.
Несмотря на отсутствие выраженных нервно-психических нарушений, дети данной группы нуждаются в организованной комплексной коррекционной помощи, что предполагает подключение к коррекционно-развивающей работе всех специалистов детского сада, в том числе и музыкального руководителя. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий и т.д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю, психологу и другим педагогам, работающим с такими детьми, приходится исправлять не только речевой дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребенка. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на музыкальных занятиях следующих технологий:
- дыхательная гимнастика, повышает показатели диагностики дыхательной системы развивает певческие способности артикуляционная гимнастика, вырабатывает качественные, полноценные движения органов артикуляции, подготавливает к правильному произнесению фонем.
Основная цель артикуляционной гимнастики — выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
- игровой массаж,, повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез
- пальчиковые игры, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
- речевые игры, развивают музыкальный и речевой слух, выразительность речи двигательную активность Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие речи детей
- динамические паузы (физкультминутки) проводятся для профилактики утомления детей, могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия
- музыкотерапия, способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Музыка для встречи детей и их свободной деятельности:
Классика:
- И.С. Бах. "Прелюдия до мажор".
- И.С. Бах. "Шутка". И.Брамс. "Вальс".
- А.Вивальди "Времена года"
- Й.Гайдн. "Серенада"
- Д.Кабалевский "Клоуны"
- Д.Кабалевский "Петя и волк"
- В.А. Моцарт "Маленькая ночная серенада"
- В.А. Моцарт "Турецкое рондо"
- И.Штраус "Полька "Трик-трак"
Детские песни:
- "Антошка". В.Шаинский
- "Бу-ра-ти-но". Ю.Энтин
- "Будьте добры" А.Санин
- "Веселые путешественники" М.Старокадомский
- "Все мы делим пополам" В.Шаинский
- "Да здравствует сюрприз" Ю.Энтин
- «Если добрый ты" Б.Савельев
- "Лучики надежды и добра" Е.Войтенко
- "Настоящий друг" Б.Савельев
- "Песенка о волшебниках" Г.Гладков
Музыка для пробуждения после дневного сна
- Л.Боккерини "Менуэт"
- Э.Григ "Утро"
- А.Дворжак "Славянский танец"
- Лютневая музыка XVII века
- Ф.Лист "Утешения"
- Ф.Мендельсон "Песня без слов"
- В.Моцарт "Сонаты"
- М.Мусоргский "Балет невылупившихся птенцов"
- М.Мусоргский "Рассвет на Москва-реке"
- К.Сен-Санс "Аквариум"
Музыка для релаксации
- И.С. Бах "Ария из сюиты №3"
- Л.Бетховен "Лунная соната"
- К.Глюк "Мелодия"
- Э.Григ "Песня Сольвейг"
- К.Дебюсси "Лунный свет"
Колыбельные
- Н.Римский-Корсаков "Море"
- Г.Свиридов "Романс".
Наряду со слушанием музыки важно использовать и активное музицирование, которое способствует повышению самооценки, преодолению амбивалентности поведения. Чаще всего музыкотерапия, связанная с исполнительской деятельностью, является групповой. Для исполнения несложных пьес можно использовать даже такие простые инструменты, как барабан, треугольник, металлофон, бубен. Занятия ограничиваются поиском простейших мелодических, ритмических, гармонических форм и представляют собой импровизированную игру. У детей при этом развивается динамическая приспособляемость, способность к взаимному слушанию. Поскольку это групповая музыкотерапия, игра строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними – возникали коммуникативно – эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается.
Н.А. Ветлугина считает, что одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности является пение.
Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Полезно любое пение, поскольку распеваются гласные звуки, которые являются целебными и придают органам новое качество. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система важно, чтобы голосообразование было правильно организованно, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко и с удовольствием.
Голос — своеобразный индикатор здоровья человека. Основатель системы оздоровительного вокала Анатолий Иванович Попов утверждает, что обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, с раннего возраста необходимо заниматься с детьми вокально-хоровой деятельностью. Это позволит расширить их певческий диапазон и укрепить здоровье. Поэтому развитие природного голоса ребенка, по средствам пения, считаю неотъемлемой частью музыкальных занятий. В противном
случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм ребенок испытывает, который будет звучать тяжело и некрасиво напряжение гортани, у него устает голос.
- ритмопластика, эти музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе.
- логоритмика (это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой); направлена на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь – движение», расширение у детей словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.
- подвижные игры и танцы. Как часть НОД «Музыка», праздников и развлечений (для всех возрастных групп). Подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
- релаксация, проводится в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
- гимнастика пальчиковая, систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной
деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта.
- гимнастика дыхательная и артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность.
Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм благотворное влияние.
- валеологические песенки – отличное начало любого музыкального занятия. Они поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению, оказывают комплексное лечебное воздействие:
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
- способствуют восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
- улучшают дренажную функцию бронхов;
- восстанавливают нарушенное носовое дыхание;
- исправляют развившиеся в грудной клетки и позвоночника. процессе заболеваний различные деформации
Применяемые логоритмические упражнения, способствуют развитию двигательных функций, речи. Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия. Все упражнения проводятся по подражанию,
следовательно, не отнимут много времени на их заучивание. Все технологии здоровьесбережения используются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. его интересов. Таким
образом, результатами музыкально-оздоровительной работы являются:
- повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей
- стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка
- повышение уровня речевого развития
- снижение уровня заболеваемости
- стабильность физической и умственной работоспособности
Успешность реализации любого направления здоровьесберегающей деятельности зависит от тесного сотрудничества педагогов и родителей. Без их участия и поддержки результаты по здоровьесбережению будут минимальными. Для привлечения родителей к совместной деятельности использую эффективные формы работы. Провожу литературно-музыкальные гостиные, театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.
Литература:
- Арсеневская О.Н. "Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»
- Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспита (М. Просвещение1976г.)
- Кэмпбелл. Д. «Эффект Моцарта». (М. 1999г.) г.Волгоград, «Учитель», 2009.
- Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии» (Москва, «Вако», — 2004г)
Приложение
Упражнение «Погреемся» (развитие дыхания)
Мерзнут на ветру ладошки, Мы погреемся немножко.
Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом – «А-а-а».
Далее чередуют: на правую бесшумно, на левую – с голосом.
Оздоровительный самомассаж лица «Превращение»
Лепим, лепим ушки – щипать пальцами раковины ушей Слышим хорошо! Нарисуем глазки – поглаживать брови, глаза закрыты Видим далеко!
Носик мы погладим, большими пальцами гладить крылья носа Усики расправим. нарисовать указательными пальцами усы Теперь мы не ребята, покружиться А веселые зверята! похлопать в ладоши
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши Мы посуду перемыли: одна ладонь скользит по другой по кругу Чайник, чашку, загибать пальцы по одному Ковшик, ложку
И большую поварешку. Мы посуду перемыли, одна ладонь скользит по другой Только чашку мы разбили, загибать пальцы по одному Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. удар кулачками друг о друга, хлопки
|