Процедура группового психологического тренинга. Участники учатся рассуждать лишь в интересах истины.
Ведущий организует небольшую беседу. Он предлагает поделить все свое личное время на две части:
– деятельность,
– отдых.
Приводится несколько примеров: как мы отдыхаем, как занимаемся той или иной деятельностью.
После этого ведущий предлагает всем на одну-две минуты закрыть глаза и представить свой обычный день: «вот я работаю», «вот я отдыхаю».
Далее ведущий выдвигает гипотезу для обсуждения: «Мы слишком много времени заняты простой исполнительской деятельностью». Здесь важно подвести участников к представлению о том, что надо больше думать о своей деятельности, видеть совершенно конкретные цели, ясно видеть истину, какой бы неприглядной она не была.
Таким образом, участников надо утвердить в мысли, что вся деятельность распадается на три блока:
– исполнение,
– понимание,
– целеполагание.
Исполнение обычно занимает больше всего времени, поэтому оно и поставлено на первое место. Целеполагание обычно занимает меньше всего времени, поэтому оно в конце. Но все эти три блока равнозначны. И исполняться они должны последовательно.
Ведущий предлагает участникам три лозунга:
– «Когда делаешь, то делай и не сомневайся».
– «Когда думаешь, то в первую очередь люби истину».
– «Когда ставишь цель, то зри всю перспективу».
Далее ведущий концентрирует свое внимание на поисках истины. Что мешает человеку думать объективно? Этот вопрос можно обсудить всей группой.
Ведущий должен особо отметить, что поискам истины мешает в первую очередь субъективность и слишком сильный прагматический аспект: человек или рвется сразу использовать новое знание в своей деятельности, или же меняет свои цели с учетом полученных знаний.
Собственно упражнение заключается в том, что все участники по кругу делятся истиной – каждый своей сухой истиной. Свое выступление надо начать фразой «Истина заключается в том, что...» Дальше можно говорить все, что угодно, но без даже намека на практический аспект. Нельзя, например, говорить что-то вроде: «Истина заключается в том, что нам надо устроить перерыв», потому что это не истина, а целеполагание.