Кори Дж. Этические вопросы использования групповых техник

Перед тем как перейти к конкретным техникам, мы хотим обсудить в этой главе некоторые этические аспекты их применения в групповой работе с упором на ответственность за их использование. Неправильное применение техник не всегда происходит из-за недостаточной заботы о членах группы, поскольку может порождаться непониманием возможных последствий процедур. В настоящей главе мы не пытаемся обращаться к глобальным этическим проблемам групповой работы. Вместо этого мы касаемся здесь преимущественно специфических этических проблем, которые возникают при использовании техник:

  • подготовка группы и нормы (обеспечение членов группы информацией о ведущем, структуре и назначении группы и базовых стратегиях);
  • мотивация и теоретическая установка ведущего (возможное неправильное применение техники по личным причинам и обоснование ведущим используемых техник);
  • применение техник в качестве приемов уклонения (к примеру, избегание непосредственной работы с членами группы или игнорирование материала, с которым ведущий чувствует себя неуютно);
  • неоправданное давление (принуждение к работе со стороны членов группы или руководителя, неправильное применение агрессивных и конфронтационных техник, принудительное касание и неуместный катарсис);
  • защита членов группы при использовании техник, связанных с физическими действиями;
  • вопросы компетентности при применении техник.

В этой книге мы призываем вас как ведущего проявить в использовании техник спонтанность и изобретательность. Хотя мы надеемся, что вы достигнете уровня компетентности и будете доверять себе настолько, чтобы создавать техники самостоятельно, вам необходимо установить баланс между творчеством и здоровой осмотрительностью. С нашей точки зрения, репутация групповых консультантов пострадала из-за безответственных практиков - по большей части тех, которые применяют техники, неправильно их понимая или неуместно используя. Мы считаем, что если вы имеете соответствующее образование, богатый опыт групповой супервизии, приобрели некоторые навыки в групповой работе, получали терапию лично и глубоко уважаете клиентов, то вы вряд ли нанесете вред использованием техники. Однако, чтобы эффективно руководить группой и помочь ей выполнить поставленную задачу, вы должны обладать специальными навыками фасилитации и специальными знаниями о групповом процессе.

ПОДГОТОВКА ГРУППЫ И НОРМЫ

Как мы упоминали в предисловии, вы увидите, что в этой главе мы часто ссылаемся на указания ASGW (1989, 1998), поскольку Ассоциация взяла на себя инициативу разработать пакет этических рекомендаций для работающих с группами.

Предоставление информации о группе

"Лучшие практические указания" ASGW (1998) подчеркивают, что работающие с группами ответственны за наличие профессиональных разъяснений и подготовку членов группы к работе. Обратитесь к этим указаниям в Приложении 1 (А6 и А7), чтобы узнать, какие сведения могут получить потенциальные члены группы в качестве основы для принятия взвешенного решения об участии или неучастии в групповой работе.

Пригодность техник для группы определяется групповой задачей и квалификацией ведущего. Предполагаемые участники и соответствующие агентства должны быть полностью информированы об этих задачах и квалификациях. Ведущие должны иметь академическую подготовку в рамках дисциплины, имеющей отношение к человеческому поведению, глубинную личную терапию или опыт самоисследования в прошлом, а также групповую практику при тщательной и обширной супервизии. Кроме того, важно, чтобы у них было реалистическое понимание ограничений, накладываемых уровнем подготовки, достигнутое посредством оценки их способностей супервизорами и профессионалами.

При постановке групповых задач и выборе предполагаемых техник ведущие должны учитывать, что материал, который они намерены исследовать, должен иметь точки соприкосновения с проблемами, знакомыми им лично. И поскольку они могут не иметь опыта в отношении каждой конкретной техники, которую намерены применить, то им следует лично на себе испытать общие процедуры, к которым они хотят прибегнуть, или же изучить их под контролем кого-либо из тех, кто знаком с этими процедурами.

Характер техник, которые ведущие намерены применить, должен быть объяснен предполагаемым участникам настолько исчерпывающе, насколько это возможно, и эти техники должны совпадать с уровнем подготовки и опытом ведущего. Ведущие не должны считать, что простое обладание соответствующими учеными степенями и лицензиями гарантирует достаточную квалификацию для использования любой техники, также не следует думать, что перечисления этих степеней достаточно для полного информирования предполагаемых участников о своей квалификации. Если группа будет специально ориентирована на конкретные техники - работу с телом, например, то ведущие должны подтвердить свою квалификацию в этой области. Ведущие, неспособные доказать свою подготовленность, могут ввести группу в заблуждение.

Невозможно объяснить заранее каждую технику. Но члены группы должны быть информированы об общем стиле руководителя. Разумеется, если ведущий намеревается использовать в основном техники, связанные с катарсисом, подобные процедурам, высвобождающим эмоции, или техники, связанные с физическими действиями, направленные на преодоление сопротивления, то клиент должен в полной мере осознавать эти его намерения.

Некоторые из этих моментов могут быть освещены в литературе или рекламе, относящейся к группе. Один из лучших периодов для информирования возможных участников о целях группы и подготовке ведущего - период скрининга и интервьюирования, которые мы обсудим в следующей главе.

Использование аудио- и видеозаписей

Запись на пленку как элемент техники обычно применяют для тренинга и обратной связи с участниками. Мы знаем нескольких профессоров, которые не проявили должной осторожности в применении этой тренинговой техники - не сумев, в частности, соблюсти конфиденциальность и проинформировать студентов, которые имели доступ к этим записям, о том, как они могут быть использованы. Важно, чтобы никакие записи не делались без ведома и отчетливо выраженного согласия членов группы. Участникам полагается знать, почему сессия записывается на аудио- или видеомагнитофон, что станет с материалом после и как он будет использован. Если записи будут использованы в научных целях или их будут прослушивать или просматривать и обсуждать супервизор и студенты во время практикума, члены группы имеют право знать об этом.

Ведущие часто находят полезным записывать групповую сессию на видеопленку и перед очередной сессией давать группе просмотреть запись. Такую запись можно потом стереть, а до того условиться, что ею будут пользоваться только члены группы и ведущие. Если запись ведется именно так, то будет правильным предупредить участников, что они могут в любой момент выключить камеру или диктофон, если сочтут, что это мешает их работе.

Нам, вероятно, следует подчеркнуть, что некоторые клиенты с трудом справляются с переживаниями при просмотре в одиночку записи их работы, сделанной на сессии. Ведущие могут поэтому неохотно давать участникам подобные записи между сессиями. В любом случае, предполагаемым членам группы должны быть заранее известны соображения ведущего по этому поводу.

МОТИВАЦИЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ ВЕДУЩЕГО

Осознание мотивации

Нас беспокоят ведущие, которые используют техники в целях собственной защиты, для удовлетворения собственных потребностей во власти и престиже или ради контроля над членами своих групп. Ведущие, которые не осознают своих мотивов, могут неправильно использовать техники самыми разными путями. Они могут оказывать давление на определенных участников с целью вынудить их действовать желательным образом. Они могут пользоваться техниками главным образом, чтобы поразить участников своим терапевтическим мастерством. Они могут увести клиента в сторону от исследования переживаний и проблем, которые сами находят опасными. Они могут применять жесткие конфронтационные техники для возбуждения в своих группах агрессии. Во всех подобных случаях на первый план выступают потребности руководителя, в то время как проблемы участников полагаются относительно несущественными. Хотя для ведущих безусловно допустимо иметь собственные потребности и даже частично удовлетворять их в процессе ведения группы, они не имеют права эксплуатировать членов группы ради удовлетворения таких потребностей.

У ведущих есть возможность спрятаться за свое положение. Они могут маскировать свои некомпетентность, страх или незащищенность, пытаясь произвести впечатление, будто они всезнающи и всемогущи. Они могут прятать свои истинные чувства и проявлять лишь то, что соответствует впечатлению, которое они желают произвести, и они могут избирать техники, которые увековечивают эту иллюзию.

Даже опытные ведущие иногда с трудом распознают подобные мотивы при использовании различных техник. Когда эти злоупотребления становятся устойчивым паттерном поведения, можно надеяться, что это проявится в личной терапии руководителя или при супервизии занятий. Также на эти паттерны могут указать ко-терапевты. Если у ведущих нет супервизоров или ко-терапевтов, они могут взять за правило пересматривать каждое занятие группы и обращать особое внимание на то, каким образом их собственные потребности и мотивы могут вмешиваться в процесс.

Что делать с имиджем сверхчеловека

Члены группы часто приписывают ведущим преувеличенные силу и мудрость, и в этом заключен соблазн для тех руководителей, которые, испытывая потребность во власти, ведут себя неэтично и закрепляют это заблуждение. Один из способов избежать этого - быть готовым объяснить цель предложенной техники. Несмотря на то что постоянное предварительное объяснение смысла техники уводит в сторону от главной задачи, члену группы иногда стоит поинтересоваться этим. Пример: Фердинанд заявил, что чувствует себя в группе одиноко и изолированно. Когда ведущая попросила его удалиться в соседнюю комнату, Фердинанд спросил, почему. Вместо того чтобы настаивать в манере "просто сделай это", ведущая коротко объяснила: "Мне бы хотелось, чтобы ты сосредоточился и получше представил себе одиночество - так, чтобы мы могли исследовать его". В этом случае ведущая могла воздержаться от объяснения истинной подоплеки приема. Она, например, могла интуитивно догадаться, что Фердинанда в детстве часто выставляли за дверь и что данное упражнение восстановит прошлые переживания и установит связи между ними и его нынешним одиночеством. Эта догадка, расскажи о ней предварительно, не сработала бы, но ее можно было бы объяснить позже. В подобных ситуациях разъяснение техник ведет к разрушению имиджа ведущих как сверхлюдей-колдунов. В общем, с ростом доверия между членами группы могут быть использованы все более глубокие, провоцирующие техники.

Наличие теоретического обоснования

Хотя ведущие не всегда могут точно предсказать последствия применения своих техник, у них могут быть определенные соображения по поводу связи техники с имеющимся материалом. Если супервизор, коллега или член группы спросят у ведущего: "Почему вы использовали эту технику? Чего вы надеялись этим добиться?", тот должен уметь обосновать свои действия. Мы не просим ведущих задумываться над обоснованием техники настолько глубоко, чтобы потерять уверенность в себе, но понимание цели техники может стать второй натурой и не противоречить спонтанным интуитивным действиям.

Обоснование использования техники должно вырастать из цельной картины того, что демонстрирует клиент. Следует приложить все усилия, чтобы запомнить ключевые темы из различных эпизодов в работе с ним. Например, в течение недели Билл рассказывал о своем страхе перед вступлением в личные отношения. На протяжении следующей сессии он не участвовал в работе группы; он развалился в своем кресле и выглядел так, словно вот-вот уснет. При следующей встрече он заявил, что прочие члены группы обращаются с ним холодно. Помня об этих эпизодах, ведущий группы попытался соединить их воедино, предложив Биллу развалиться и сонно осматривать комнату, обращаясь к каждому из участников с целым предложением, начинавшимся словами: "Способ, каким я держусь от вас подальше, таков..." Действия ведущего в этом примере имели обоснование: он стремился состыковать уже существующий материал с направлением, которое задавалось техникой.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ ЧЕГО-ЛИБО

Уход от конфронтации участников

Во время семинара мы наблюдали, как клиент попытался выразить свое истинное отношение к терапевту. Его тут же попросили представить, что на пустом стуле перед ним сидит терапевт и он должен обращаться к этому стулу как к терапевту. Подобное уклонение от прямого общения с клиентом порождает этическую проблему готовности терапевта поддерживать с клиентами честные отношения. Оно подразумевает, что у клиентов с ведущим нет проблем, имеющих право на существование; что все, что они говорят, является лишь невротическим переносом. Люди не в состоянии укрепить свою человечность, если их подводят к заключению, что их руководители в группе - существа высшего порядка.

В другом случае участник выразил в отношении ведущего гнев, и тот ответил: "Я рад, что ты смог выразить свои чувства". Такой ответ является снисходительным и подразумевает, что ведущий поднимает самооценку за счет клиента, который стремится к истинной встрече с ним. Во время наблюдения за работой ведущих-стажеров мы иногда замечаем, что они напуганы гневом участников, особенно если он направлен непосредственно в их адрес, и предпринимают шаги, позволяющие обойти чреватые гневом конфронтации. Иногда они стараются быстро погасить конфликт или вообще его избежать. Например, Герберт, ведущий-стажер, после перепалки между двумя членами группы предложил им не оскорблять друг друга, а обняться и попробовать испытать "позитивные эмоции". По существу, он попросил их притвориться, будто конфликта не существует, вместо того чтобы разобраться в том, что происходило. Из-за дискомфорта, испытанного Гербертом, они не поняли подлинных проблем в своих взаимоотношениях. При проработке ситуации мы сфокусировались на внутренней динамике Герберта, которая предполагала, что, когда он сталкивался с конфликтом или гневом, он испытывал дискомфорт. Он с готовностью признал, что в его семье ему никогда не позволялось даже испытывать гнев, не говоря уж об открытом его выражении. Он не вполне отдавал себе отчет в том, что стратегии, которые он применял в процессе занятия, пресекали попытки членов группы проработать свой конфликт. Когда он рассказал о том, что думал и чувствовал при ведении группы, он смог увидеть, как его собственные ограничения повлияли на способность помочь участникам установить честные отношения.

Как показывает приведенный пример, при наличии внутригруппового конфликта его следует со всей откровенностью признать и открыто в нем разобраться. Техники ведущего должны не уводить участников в сторону от того, что они переживают, а укреплять прямое взаимодействие. Если конфликт не вскрыт, он уходит вглубь и тлеет, продуктивная работа в группе в конечном счете прекращается. Нераспознанный конфликт становится скрытым сценарием, который обязательно помешает эффективному групповому общению. Люди, как это часто бывает и в повседневной жизни, склонны скрывать, что им трудно признать и проработать конфликт. Когда в группе начинает назревать конфликт, естественным стремлением будет быстро попытаться обойти его. Но подобная тактика слишком хорошо известна, и она не учит участников успешно справляться с их различиями. Можно предложить попробовать в группе другой тип поведения, договорившись о том, что участники будут продолжать говорить о своих реакциях на конфликт, вместо того чтобы избегать конфликтной ситуации.

Работа со страхами ведущего

Некоторые ведущие используют техники, желая скрыть свой страх исследовать предъявленные группой вопросы. Такое часто случается при наличии в группе дистанцированности или враждебности.

Один из нас осуществлял супервизию над группой тренинга, в которой Паулина, стажер, была явно удручена наличием в группе нерешенного конфликта. Неожиданно она применила направленную фантазию. Паулина попросила членов группы закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и "просто расслабиться". Затем она попросила их вызвать в памяти приятные воспоминания и вообразить себя в месте, где им очень хотелось бы оказаться. Примерно десятью минутами позднее одна из участниц, Сара, воскликнула, наконец, что она вынуждена заговорить, поскольку чувствует, "как будто она выходит из собственной кожи". Как выяснилось, Сара сердилась на Паулину, но не чувствовала, что та позволит ей коснуться источника своего гнева. Вскоре после этого почти все члены группы заговорили о враждебности, испытанной ими перед применением Паулиной направленной фантазии, которая должна была их расслабить. В результате разбора случившегося на сессии, участники, в конце концов, начали узнавать в себе и проявлять чувства, которые до того держали в секрете. Каждый член группы понял, как можно применять техники так, чтобы саботировать попытку группы развить истинную сплоченность в процессе обсуждения внутренних различий.

Если в группе нужно создать истинную близость, то необходимо время. Часто на определенных этапах истории группы сплоченности нет. Если ведущие испытывают страх, они могут попытаться усилить ложное чувство сплоченности, применяя разнообразные техники. В одной группе, например, ведущий предложил, чтобы участники прижались друг к другу. Если уж и применять какую-либо технику, то лучше было предложить членам группы разделиться, разойтись по углам комнаты, а после попросить их рассказать, как они себя чувствуют. Другими словами, ведущим следует пытаться сделать явным и даже преувеличенным то, что уже происходит, вместо того чтобы преодолевать свой собственный страх, предлагая искусственное решение.

Неверное использование техник, вызванное страхами ведущего, часто наблюдается, когда группа испытывает неловкость. Группа, например, может быть вялой, паузы - длинными, инициатива участников - невысокой, а сопротивление - разнообразным. В подобных случаях мы настаиваем, чтобы ведущие работали непосредственно с этим феноменом. В отчаянной попытке сдвинуться с мертвой точки некоторые предлагают интерактивную технику или прямо обращаются к участникам и задают им вопросы. Мы полагаем, что эти техники мешают рассмотреть потенциально богатый материал. Обращение к техникам, помогающим уклониться от этого материала, является со стороны ведущего типичным проявлением страха.

В широком смысле этическая проблема в этой ситуации заключается в следующем: одной из важнейших вещей, которым учит нас группа, является то, что в наших силах научиться осознавать и выражать свои мысли и переживания. Если ведущие применяют техники, которые умаляют или вуалируют динамику группы, они моделируют представление, будто наши чувства - нечто такое, от чего стоит держаться подальше.

В целом, следует проявить осторожность в использовании техник вообще, если они подменяют подлинное исследование. Кроме того, техника, когда ее применяют, должна помогать подчеркнуть когнитивный, эмоциональный и поведенческий материал, представленный в группе, а не уводить в сторону от него из-за того, что ведущий чувствует себя неловко.

НЕОПРАВДАННОЕ ДАВЛЕНИЕ

Свобода не участвовать

Некоторые ведущие часто пользуются для развития группового общения интерактивными, коммуникационными и невербальными упражнениями. Ведущий, к примеру, может попросить участников разбиться на пары и приступить к тактильным упражнениям с прикосновениями или иным невербальным способом выразить свои чувства к партнерам. Если ведущие не проявляют осторожности, они могут создать впечатление, будто ожидают участия всех членов группы во всех этих упражнениях. Такие ведущие рискуют бесцеремонно вторгнуться в сферу чувств клиентов, а также проявить неуважение к их праву воздержаться от некоторых упражнений. Отдельные участники могут почувствовать, что их принуждают делать "как все", поэтому, чтобы сделать участие в упражнении истинно приемлемым для таких членов группы, ведущим всякий раз, когда в этом возникнет необходимость, нужно упоминать о возможности выбора.

Чтобы избежать этой проблемы, мы, как правило, приглашаем членов группы к работе с лично значимым материалом. Если они делятся проблемами, которые им хочется решить, то их шансы справиться со всем, что выйдет на поверхность, возрастают. Далее, мы обычно убеждаем участников, что они могут сами решить, когда остановиться. Иногда они открывают для себя болезненные или угрожающие сферы, и в этих случаях говорят, что не хотят продолжать. Как правило, мы анализируем их желание остановиться и таким образом фокусируемся на факторах, которые они находят угрожающими. Участники могут не доверять ведущему касаться того, что может выйти наружу. Они могут не настолько доверять группе, чтобы исследовать какой-либо вопрос. Они могут бояться глупо выглядеть. Или же они могут опасаться потерять над собой контроль и не суметь восстановить самообладание. Если члены группы приняли решение остановиться, мы говорим, что, когда они захотят вернуться к проблеме, они всегда могут об этом сказать. В этом случае на участниках лежит очевидная ответственность за принятие решения относительно того, что конкретно они вынесут на обозрение группы и насколько глубоко их намерение решить ими же представленные проблемы. Возложение ответственности на участников является встроенным фактором безопасности и знаком нашего к ним уважения.

У этой проблемы существует другая сторона. Мы допускаем, что люди, пришедшие в группу, нуждаются в некотором давлении для эффективной работы. Задача, таким образом, сводится к достижению баланса между адекватным нажимом и неэтичным принуждением. Если ведущий затрудняется даже произнести: "Вы действительно уверены, что не хотите этого сделать?" или "Что, если вы только попробуете это сделать, а после мы сможем остановиться, если вы захотите?", то он может оказаться не в состоянии взять на себя какую бы то ни было ответственность за поддержание продуктивной обстановки. Ведущие должны быть начеку, чтобы заметить лазейку, которую оставляет им участник группы для использования техники, но по этическим соображениям они также обязаны уважать отказ клиента. Мы, как правило, уважаем этот отказ и одновременно пытаемся исследовать его причины.

В этих ситуациях многое зависит от состава и задачи конкретной группы, и еще больше - от отношений, которые сложились между вами и отдельным клиентом. Развитые взаимоотношения ставят вас в положение человека, знающего, когда позволительно немного подтолкнуть. Этический аспект вопроса заключен в исходном предпочтении работать с уже имеющимся материалом и, что даже более важно, в исходном уважении к решениям клиента по поводу того, что именно исследовать и насколько далеко заходить в этом процессе.

Давление со стороны других участников

Ведущие берут на себя моральное обязательство реагировать на неуместное давление, оказываемое на члена группы другими участниками, - особенно если заверили группу, что никто не будет принужден к самораскрытию или участию в упражнениях. Соответствующее указание ASGW (1989) на этот счет таково: "Групповые консультанты защищают участников от физических угроз, запугивания, принуждения и неадекватного давления со стороны членов группы, по мере возможности и необходимости". Соответствующее указание разъясняет задачу группы как помощь участникам найти свои собственные ответы, но не как принуждение делать то, что группа считает благоприятным. Ведущий может прокомментировать стороннее давление или проинтерпретировать кажущуюся необходимость принуждать, переключая внимание на тех, кто это давление оказывает. Ведущий может спросить у них, зачем им нужно подвергать давлению кого-то другого: "Похоже, вы хотите, чтобы Джейн рассказала больше. Не могли бы вы ей сказать, почему это так важно для вас?"; "Не могли бы вы рассказать группе, как вы будете себя чувствовать, если вам не удастся заставить Джейн сделать так, как вам хочется?"; "Не могли бы вы рассказать, в каких ситуациях вы, не будучи в группе, хотите, чтобы кто-нибудь сделал то же самое, чего вы добиваетесь от Джейн?" Цель подобных вмешательств - выявить чувства тех, кто оказывает давление, и посмотреть, как можно было бы продуктивно поработать с этими чувствами, одновременно напоминая группе о необходимости уважать желания участника, который не хочет чего-либо делать.

Неправильное применение конфронтационных техник

Иногда ведущие групп могут злоупотреблять своей властью, применяя техники в отношении конкретного участника. Некоторые ведущие наслаждаются чувством власти, привлекая внимание к члену группы и бомбардируя его вопросами или намеренно ставя его в положение защищающегося. В группе, в которой мы осуществляли супервизию, стажер начинал сессию, обращаясь к определенному участнику, и на протяжении всей сессии продолжал обращаться к нему. Он верил, что это эффективно при работе с сопротивляющимися клиентами; он полагал, что подобное давление сломает их упрямую защиту. Хотя мы и считаем, что конфронтационные техники можно использовать в работе с сопротивлением или защитой, однако бесконечно допрашивать клиентов неприемлемо. Когда ведущие задают вопрос за вопросом, участники группы предпочитают замыкаться в себе. Другие участники перенимают у ведущего манеру расспрашивать, атмосфера доверия утрачивается, и группа лишается возможности глубоко исследовать свои проблемы. Вместо этого участники думают лишь о том, как должным образом ответить на сыплющиеся на них вопросы. С конфронтацией нужно обращаться осторожно и заботиться об участниках, находящихся в состоянии конфронтации.

Принудительные прикосновения

У этической проблемы использования прикосновений в качестве техники есть несколько граней. В некоторых случаях ведущие применяют техники, предполагающие прикосновения, чтобы удовлетворить свои собственные потребности или фантазии, и не берут в расчет потребности участников. Ведущие могли испытывать недостаток физических контактов в своей собственной жизни и могут компенсировать эту нехватку через работу с группами.

Другой этический аспект использования техник прикосновений относится к их потенциальной искусственности. Подобные техники часто могут быть использованы в качестве кратчайшего пути к близости. Однако некоторые чувствуют себя неуютно, когда их трогают или требуют определенного уровня близости как условия прикосновения. Некоторые, в силу своего культурного воспитания, испытывают раздражение, когда к ним прикасаются люди, с которыми они не знакомы близко. В некоторых культурах лицам противоположного пола строго запрещается прикасаться друг к другу. Хотя для некоторых участников группы повышение уровня комфортности с помощью физического контакта является терапевтически важным, эта необходимость должна быть уравновешена уважительным отношением к соответствующей готовности участников. Мы не препятствуем спонтанным прикосновениям в наших группах, но редко применяем технику, открыто подталкивающую клиентов к физическому контакту, которого они не желают. По мере того как группа развивает близкие отношения и допускает риск, наблюдается тенденция к учащению прикосновений, но в этих случаях касание скорее достигнуто, чем навязано. Если двое участников стараются лучше узнать друг друга и прорваться сквозь свои привычные ограничения, то, чтобы не проделывать тяжелую работу, которой требует осмысленное сближение, можно воспользоваться техникой прикосновения.

Последний этический аспект прикосновений обнаруживается, когда ведущего просят дотронуться до кого-то, от кого он или она чувствует себя дистанцированным. Такая просьба может возникнуть, например, когда ведущий разыгрывает роль отца или матери. В подобных случаях ведущие обязаны быть искренними - частично из-за вреда, который подобный обман уже причинил многим из их клиентов. Здесь этическая проблема состоит в честности с клиентами и в моделировании честности. Участники группы чувствуют, когда ведущие игнорируют ими же поставленные условия, и, не получив от них непосредственной обратной связи, лишаются объяснения, почему в их жизни так мало близких отношений.

Неуместный катарсис

Некоторые ведущие отличаются излишней готовностью соотносить успех своих групп с интенсивностью эмоций, которые они вызывают, и слишком любят ввергать людей в катарсические переживания ради самих переживаний. Высокоэмоциональные сессии волнуют своим драматизмом, и выражение эмоций безусловно является важным компонентом группового процесса. Опасность заключается в утрате понимания того, что конкретно рассчитывают извлечь из катарсиса. Более того - ведущие и участники могут ожидать, что все члены группы проявят сильные эмоции, и, если кто-то не делает ничего подобного, его так или иначе считают неудачником. Мы вспоминаем участницу, которая в перерыве подошла к ведущему и со слезами сказала, что она, должно быть, ничего не получает от группы, поскольку до сих пор не пережила катарсис.

Катарсис, в частности, затрагивает следующие этические вопросы: чьи потребности удовлетворяются в процессе катарсиса - ведущего, группы или отдельного участника? Ясно ли ведущему, к чему приведет катарсис и в чем его смысл? Может ли ведущий справиться с интенсивностью катарсиса или тем, чем он может закончиться? Хватит ли сессионного времени на работу с высвобождаемыми эмоциями и на то, чтобы прийти к какому-то решению? Будет ли ведущий группы проводить с участником последующие сессии для работы с отдаленными последствиями катарсиса? Ощущает ли ведущий тонкую грань между вызовом катарсиса с терапевтической целью и вызовом его ради драматического переживания как такового?

Ведущим следует особенно внимательно следить за тем, чтобы катарсис применялся не в их собственных интересах, а в интересах клиента. ASGW (1989) предупреждает ведущих, что их личные и профессиональные проблемы не должны решаться за счет участников. Например, некоторые ведущие могут испытывать желание наблюдать, как люди выражают гнев, потому что хотели бы сами иметь к этому способность, и они, таким образом, вопреки этическим нормам ввергают членов группы в подобные переживания, разрабатывая техники для вызова таких чувств и фокусируя группу на гневе. Некоторые групповые терапевты могут также разрабатывать техники, которые побуждают участников выражать по отношению друг к другу лишь позитивные и теплые чувства. Дело не в том, что эти чувства неподобающие - ведь подавляющее большинство участников периодически испытывает как гнев, так и теплые чувства. Проблема заключается в том, насколько потребности ведущего становятся определяющими при выборе техник. Следует часто задаваться вопросом: "Чьи потребности первостепенны и чьи потребности удовлетворяются - участников или ведущего?"

Свобода уйти

Некоторые ведущие отстаивают право участников на возможность выхода из группы в любой момент, тогда как другие твердо держатся мнения, что если однажды участник доверил себя группе, то с ней и обязан оставаться. Установка и политика ведущего в этом вопросе должны быть сформулированы на предварительной сессии. В данном вопросе ведущие могут руководствоваться двумя принципами ASGW (1989):

Участники имеют право выхода из группы, однако важно, чтобы до них была доведена необходимость постановки в известность консультанта и членов группы перед принятием решения об уходе. Консультант обсуждает с членом группы, решившим уйти до окончания терапии, возможный риск, связанный с уходом.

Групповой консультант призывает (если это возможно) членов группы перед уходом обсудить причины, по которым они хотят прервать свою работу, в группе. Консультант вмешивается, если другие участники оказывают неоправданное давление на члена группы с целью заставить его остаться.

Мы считаем, что на таких участниках лежит ответственность за объяснение ведущему и остальным членам группы, почему они хотят уйти. У нас есть несколько причин для такой политики. Для участников может оказаться вредным уходить, не имея возможности обсудить аспекты опыта, которые они считают пугающими или негативными. Кроме того, было бы очень жалко, если бы член группы ушел из-за неправильного понимания полученной обратной связи. С другой стороны, прочим членам группы может повредить предположение, что кто-то покинул группу из-за каких-то их слов или действий. Призывая человека, собравшегося уйти, изложить причины своего ухода перед всей группой, мы даем возможность остальным участникам проверить соображения, которые могут быть у них по поводу собственной ответственности за решение этого человека. Мы сообщаем нашим участникам, что они обязаны посещать все занятия и ставить в известность нас и группу, если намерены пропустить занятие или уйти из группы. Даже если члены группы только задумываются об уходе, мы просим их об этом сказать, поскольку такое признание неизбежно дает в высшей степени важный материал для изучения на сессии. Хотя мы не стремимся втягивать участников в обсуждение или оказывать на них излишнее давление, чтобы они остались, мы подчеркиваем насколько серьезную роль сыграет их уход для всей группы, особенно если они поступят так без объяснений. Могут быть случаи, когда участник хочет оставить группу, даже если ведущий убежден, что это не будет для него благоприятно. В подобных случаях хорошим выходом будет предложить человеку прибегнуть к другому виду помощи.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ТЕХНИК

Физические упражнения типа избиения подушек или арм-рестлинга часто приводят к непредсказуемым последствиям. Символическое высвобождение агрессии может, очевидно, быть ценным, но следует принять некоторые меры предосторожности. Ведущие, которые используют такие техники, должны защитить участников от возможного вреда и приготовиться иметь дело с непредвиденным развитием, которое может принять упражнение. Здесь следует заботиться не просто о физической безопасности клиентов. Если клиент в течение длительного времени подавлял эмоцию из страха перед последствиями, этот страх трагически усиливается, если эмоция, будучи выраженной, действительно выходит из-под контроля и наносит ущерб окружающим. Как правило, по соображениям безопасности мы избегаем двигательных техник, захватывающих всю группу. Мы предпочитаем вводить такие техники только при работе с индивидуальным клиентом, с которым мы хорошо знакомы.

Групповые консультанты, которые используют такие техники, должны обладать достаточными опытом и подготовкой, чтобы понимать характер и возможные последствия подобной работы. Призывая использовать техники, мы одновременно видим опасность неразумного или необдуманного использования приемов, которые они не испытали на себе или которые с легкостью порождают такой материал, с которым ведущий не умеет обращаться. Простого чтения литературы о техниках с последующей попыткой их применить недостаточно. Начинающим ведущим следует использовать их только под непосредственной супервизией или при руководстве группой совместно с опытным консультантом.

Кроме того, как мы подчеркивали в предыдущем разделе, ведущие никогда не должны подстегивать или толкать участников на двигательные упражнения. Здесь принципиально важно, наряду с приглашением выполнить упражнение, предоставить участникам очевидную возможность воздержаться от него. Если ведущие объясняют членам группы планируемое упражнение, интересуются у них, хотят ли те его попробовать, и принимают меры предосторожности, вероятность негативных последствий сводится к минимуму. Если двигательные техники все-таки используются, чрезвычайно важно соотнести потенциальную полезность техники с возможным риском.

Многие ведущие заинтересованы в разнообразии телесно ориентированных техник, предназначенных для высвобождения сильных эмоций. Обычно эти методы сочетают глубокое или ускоренное дыхание с различными позами или движениями, а также комбинируют с дыханием звуки (стон или крик). Эти техники поистине могущественны, и напряжение, которое они генерируют, может испугать участника или даже терапевта, если он впервые работает с такими приемами. Кроме того, они несут в себе некоторые неотъемлемые опасности физического порядка - такие, как гипервентиляция.

Главной этической проблемой является компетентность ведущего - к этой проблеме мы обратимся в следующем параграфе. Ведущий, который не готов иметь дело с интенсивным выражением эмоций, не должен практиковать техники, склонные их вызывать. Далее необходимо позаботиться о достаточном знакомстве ведущего с участниками, чтобы можно было оценить, насколько уместна в данном случае техника, вызывающая подобный катарсис. Техники такого рода следует применять при наличии большого запаса времени для проработки полученного материала, включая дополнительное время после упражнения. Мы предпочитаем использовать эти техники не для возбуждения несуществующих переживаний, но работать только с теми чувствами, которые участник уже проявляет и готов интенсифицировать. Наконец, мы стараемся помнить, что в моменты размышления и рефлексии личностный рост может иметь место в той же степени, что и в более эмоционально окрашенных ситуациях, и потому выступаем против использования двигательных техник ради неуместного стремления к драматизации процесса.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГРУППОВЫХ ТЕХНИК

Вероятно, самым главным этическим аспектом применения групповых техник является уровень компетентности, достигнутый работающим с группой. Ведущие не должны использовать техники, к которым не имеют подготовки или над которыми не ведется супервизия со стороны консультанта, знакомого с характером вмешательства.

Вопроса обладания компетенцией в отношении групп касается специальное указание (Б2) ASGW (1998):

Работающие с группами обладают основными познаниями о группах и принципах групповой динамики и способны осуществлять главные групповые функции, как это описано в Профессиональных стандартах для подготовки работающих с группами ASGW. Кроме того, работающие с группами обладают соответствующими знаниями и навыками в рамках избранной групповой специализации (психотерапия, консультирование, решение задач, психологическое образование - как описано в Стандартах подготовки ASGW).

Этот аспект не ограничивается простым определением того, является ли кто-либо компетентным или некомпетентным ведущим. Следует учитывать, какое именно требуется умение, для какой категории людей и в работе с каким конкретным типом группы.

Одним из способов не отставать от жизни в знании техник является чтение профессиональных журналов и избранных книг по групповому консультированию. Также решающее значение имеет чтение специальной литературы о различных категориях лиц, с которыми вы работаете. Окончание единственного курса по групповому консультированию как части учебной программы не обеспечит вашей компетентности в работе со сложными категориями лиц. Обучающие семинары могут улучшить ваши навыки ведения групп.

Студенты, которых мы обучаем, часто беспокоятся, достаточно ли они знают, чтобы эффективно использовать богатое многообразие техник. Хотя мы не рекомендуем бездумно применять техники, способные втянуть членов группы в напряженную работу, мы поощряем студентов к экспериментированию в безопасной обстановке с техниками, которые вряд ли приведут к деятельности столь напряженной, что им будет трудно с ней справиться. Первое правило, которое мы пытаемся четко изложить, гласит, что стажеры должны опробовать широкий спектр техник на себе в качестве членов группы. Вычитывание техники из книги, наблюдение за применением техник профессионалами или же простое их обсуждение не обеспечивают стажеров навыками или уверенностью в надлежащем и эффективном использовании этих приемов. Поскольку мы убеждены в ценности определенных видов экспериенциальной групповой работы, мы призываем студентов к поиску групп, в которых они полностью могли бы участвовать как члены. Подобный опыт доказал свою бесценность наряду с изучением курсов и супервизией во время обучающих семинаров.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ

Главным этическим соображением, на котором мы остановились в этой главе, является то, что техники могут быть вредны, если применять их не к месту или без оглядки на участников и ситуацию. Они могут ранить участников физически или эмоционально. Этические проблемы возникают, когда техники не служат потребностям участников и используются просто как трюк. Широко распространенный негативный имидж групп порожден неправильным применением техник, которое скрывает фундаментальную природу группы как арены для честного и бережного человеческого взаимодействия.




Просмотров: 1168
Категория: Психоанализ, Психология




Другие новости по теме:

  • Рутан Дж. Ограниченные во времени психодинамические группы
  • Бэйдер Э. Семь шагов, которые нужно предпринять, если вы хотите заставить вашего супруга измениться
  • Фопель К. Этапы развития группы
  • Варданян А. Когда одной консультации может быть достаточно
  • Манухина Н.М. "Нельзя" или "можно"? - заметки психолога о влиянии запретов
  • Шефер Ч. Техники работы с фантазией в игровой терапии
  • Морено Дж. Техники музыкальной психодрамы
  • Чепмен А. Специальные техники в проблемно-ориентированной психотерапии
  • Лэнгле А. Дороги, ведущие к смыслу
  • Стафкенс А. Психоаналитические концепции реальности и некоторые спорные идеи "нового подхода"
  • Стайнер Дж. Проблемы психоаналитической техники: интерпретации, центрированные на пациенте, и интерпретации, центрированные на аналитике
  • Барская В.О. "Невидимые миру" силы: о некоторых факторах консультативной работы
  • Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери"
  • Зимин В.А. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза")
  • Гронский А.В. Психологический эксперимент «Если бы я жил в 1937 году»...
  • Барлас Т.В. Достоверность вымысла. Возможности психологической интерпретации сна Татьяны из "Евгения Онегина"
  • Поперечный И.Ю. Аналитическое толкование творчества С.Дали на примере картины "Апофеоз Гомера (Дневной сон Гала)"
  • Моросанова В.И. Опросник "Стиль саморегуляции поведения"
  • Березкина О.В. Исследование истории расширенной семьи на материале романа Л. Улицкой "Медея и ее дети"
  • Круглый стол: Об опыте "живых" супервизий в обучении системной семейной терапии
  • Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования
  • Митряшкина Н.В. "Эта нелегкая штука - жизнь…" или о психологической помощи детям
  • Венгер А.Л. "Симптоматические" рекомендации в психологическом консультировании детей и подростков
  • Васильева Н.Л. Рецензия на книгу Бурлаковой Н.С., Олешкевич В.И. "Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд"
  • Мэйерс Х. Рассмотрение техник лечения применительно к функциям мазохизма
  • Пухова Т.И. «Когда муж не хочет работать» - размышляя о случае из практики
  • Реснек-Саннез Х. Стыд: желание быть на виду и потребность спрятаться
  • Лэндрет Г.Л. Игровая терапия, центрированная на ребенке: Работа в группе
  • Мучник М.М. Первосцена в группе
  • Райзман Е.М. Матрица, гендер и зависть: мужчина в психоаналитической группе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь