Воспитатель ВК Тумашева М.П. МБДОУ детский сад №77.
Цель:
- дать понятие, что справедливость – это важнейшее качество человека, это признание за другим человеком равных с собой прав и обязанностей.
- Помочь осознать свои права и обязанности и признавать за другим такие же права и обязанности.
Задачи:
- способствовать формированию гражданской позиции, толерантному отношению к представителям разных национальностей.
- Формировать понятие, что справедливость базируется на доброжелательности, правдивости, беспристрастности, самокритичности, объективности.
- Развивать умение внимательно слушать сказку; вступая в общение со взрослым, высказывать своё мнение на заданные вопросы.
-Ребята, вы любите слушать сказки? Почему? /свободные ответы детей/
Скачать конспект
-А как вы думаете, почему сказки слушать надо внимательно? /ответы/
-Правильно, внимательным надо быть потому, что в каждой сказке «есть намек, добрым молодцам урок». И его надо услышать и понять. Поэтому, садитесь поудобнее и слушайте:
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три товарища: Иван, Джон и Чен-Ли. /показ картинки/
-Как вы думаете, кто из Иван, а кто Чен- Ли? Почему?
- Жили они дружно, не ссорились, вместе работали и вместе играли. Но соседские ребятишки часто обижали их за необычный внешний вид, за непохожесть. Друзья пытались объяснить ребятам, что они поступают нехорошо, несправедливо, но те их не слушали и не слышали их объяснений. Надоело нашим героям сносить издевки, терпеть унижения, и решили пойти искать страну под названием Справедливость, где у всех жителей равные права и обязанности и где никто никого не обижает. Однажды утром наши герои, встав пораньше, отправились в путь.
Шли друзья весь день, устали и к вечеру пришли к лесной избушке. Постучались. Никто не откликнулся. Осторожно вошли в дом – никого нет, но на столе лежит каравай хлеба и записка:» Угощайтесь, путники!» Обрадовались мальчики, уселись за стол и стали делить каравай.
-У нас на столе ломоть каравая, кто может разделить его для трёх друзей? / один ребенок по желанию «делит» ломоть хлеба на три части/
- А как же поделили хлеб наши трое друзей, как думаете? /свободные предположения детей/
-Иван, Джон и Чен-Ли долго спорили: кому отрезать самый большой кусок? В конце концов решили разделить каравай на три равные части. Как вы думаете, почему части должны быть равными? /ответы/
-Да, части должны быть равными потому, что все трое одинаково проголодались и имеют равное право на хлеб. В том, чтобы не искать выгоды для себя, делать все от чистого сердца, и заключается БЕСКОРЫСТИЕ. Давайте хором повторим новое слово.
-Запомнили, а теперь потанцуем любимый танец «Лавата»
-Молодцы, хорошо танцуете. Вот и наши герои переночевали в избушке, а утром отправились дальше на поиски страны Справедливость. Шли они, лесом любовались, и вдруг перед ними возникла бурлящая река, а через неё мост. У моста сидит Ворон.
-Здравствуй, Ворон.
-Добрый день! Куда путь держите?
-В страну Справедливость. Правильно ли мы идём? Той ли дорогой?
Идете-то вы правильно, но пройдете ли вы по мосту? Он очень старый1. Я его берегу, никого через него не пропускаю.
-Нам очень нужно переправиться на другой берег. Пропусти нас, пожалуйста, через бурную реку, потому что перила на мосту веревочные, настил из древних досок «через одну», есть и сломанные доски…
-Хорошо, согласился Ворон. – Только у меня одно условие: сначала должен пройти самый тяжелый, а последним – самый легкий. Решайте, кто пойдет первым.
-Давайте вернемся к фотографии наших друзей/показ слайда/ — как вы думаете, кто из них самый тяжелый, а кто самый легкий? /дети высказывают свои предположения/
-Вот и друзья подумали, подумали, и Иван сказал:
-Я пойду первым, потому что я самый тяжелый из вас.
-А я пойду вторым, — отозвался Джон, ведь, ты Чен-Ли, самый легкий из нас.
Хорошо поступили мальчики, честно. Хоть и было им страшно, но не стали они скрывать, кто тяжелее. БЫТЬ ЧЕСТНЫМ – значит говорить все прямо, искренне, ничего не скрывая.
Перешли путники через реку, сели отдохнуть. Чтобы согреться, решили развести костер. Для костра нужны дрова.
Они сходили в лес, набрали хвороста и попытались развести костер, но у них ничего не получилось – хворост был сырой. И они все вместе снова пошли собирать хворост, самое главное, что они пошли все вместе, потому все ОБЯЗАНЫ участвовать в общей работе. Кроме того, они признали, что поспешили, набрав сырого хвороста, а кто признает недостатки в своей работе, их называют самокритичными, то есть – сам себя критикует.
Сухой хворост разгорелся быстро, возле костра друзья согрелись и пошли дальше. Долго ли, коротко ли шли, но подошли к большому, красивому городу. В городе в то время была ярмарка/показ слайда/. На ярмарке было весело: карусели, сладости, скоморохи. Интересно стало ребятам, захотелось посмотреть на скоморохов. Ох, и веселые же они! Один частушки пел – Иван так частушки любил! Другой заводил пляски озорные – Джон и сам не прочь поплясать! Третий и пел, и плясал, и фокусы показывал. В благодарность друзья хотели дать скоморохам по монетке, но оказалось, что у них только одна монетка.
-Кому они отдадут монетку, по-вашему? Кто больше заслужил вознаграждение? /ответы детей/
-Иван хотел отдать денежку частушечнику, Джон – танцору. Долго бы они спорили, если бы Чен-Ли не объяснил, что третий скоморох старался больше других: его выступление было интереснее, он показал много разных номеров. Поэтому монетку нужно отдать ему. Иван и Джон согласились – прав друг. Когда люди оценивают кого-то по заслугам, а не выбирают только того, кто нравится, они поступают БЕСПРИСТРАСТНО.
Повеселились мальчики, а идти до страны Справедливость далеко ещё. Как быстрее добраться? /ответы/
Не было на ярмарке в то время ни машин, ни самолетов, ни поездов. Были только ослик, лошадка и верблюд. Кого же выбрать? Какие у вас предположения? /ответы детей/
-Ослик симпатичный, но маленький – не сможет везти всех троих. Верблюд большой, даже слишком – ребятам на него не забраться, да и тяжело ему по лесным дорогам ходить. А вот лошадь и увезти всех сможет, и к дорогам неровным привыкла. Её и выбрали. Этот выбор был ОБЪЕКТИВНЫМ – оценили все достоинства и недостатки животных.
На лошади ребята быстро добрались до страны Справедливость. Там их встретили очень радушно: приглашали в гости, угощали пирогами. Они рассказали жителям страны о своих приключениях, о том, что поступали БЕСКОРЫСТНО, ЧЕСТНО, САМОКРИТИЧНО, БЕСПРИСТРАСТНО, ОБЪЕКТИВНО. Жители страны их похвалили и предложили остаться у них навсегда. Справедливые люди поступают именно так, как поступали друзья, а ещё они доброжелательные – желают всем добра.
Ребята согласились, и стали они жить-поживать, да добра наживать.
-Какой же самый главный урок этой сказки7 Как поступают справедливые люди? /ответы детей/
-Что вам понравилось больше всего в этой сказке?
-Что для вас осталось не совсем понятным?
-Хотели бы вы походить на этих друзей?
/Предложить подойти к столу, на котором разные сказочные иллюстрации
-Назови сказку и скажи, кто в ней поступал справедливо?
/иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Золушка», «Теремок» …/
-Молодцы, теперь я вижу, что вы понимаете, что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ. Давайте закрепим ещё раз это понятие по картинкам/слайд-шоу/.
|