Аликина Наталья Анатольевна. «Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО»

«Психолого-педагогическое сопровождение обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в условиях ДОО»

Аликина Наталья Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ «ДС «Радуга»

Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею – возможность гармонического развития личности каждого ребёнка – и содействует ее реализации в практической работе. Целью психологического сопровождения в ДОО является создание условий для развития и сохранения психологического здоровья дошкольников, оказание психологической поддержки и помощи.

Положительное самочувствие ребенка в группе — это удовлетворенность существующими взаимоотношениями в группе, степень участия в совместной деятельности, защищенность, внутреннее спокойствие, переживание чувства «мы». Все это можно определить, как эмоциональное благополучие. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям и окружающему миру.

 

Скачать конспект

В настоящее время проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. Этому предшествуют различные факторы: изменениями социально-экономических условий жизни; дефицит культуры общения и взаимопонимания людей; не умение проявить доброту и внимательности друг к другу; эмоциональная бедность.

Каждый год становится всё больше детей с высокой степенью эмоциональной возбудимости, выраженными проявлениями неконструктивного поведения (признаки тревожности и гипервозбудимости) и, как следствие, трудностями в процессе адаптации к условиям дошкольного учреждения, в социализации.

Увеличивается количество детей не владеющих способами адекватного выражения эмоций, не способных понимать не только чужие чувства, но и свои. И, как правило, результат — психосоматические заболевания, неудовлетворенность межличностными взаимоотношениями.

Последствия психологического дискомфорта для ребенка очень серьезны. Это появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности. Переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма). В более зрелом возрасте человек занимает позицию избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявляет агрессивные поведенческие реакции (побеги из дома, вандализм).

Именно поэтому в своей деятельности особое внимание уделяю работе по созданию условий обеспечения эмоционального благополучия воспитанников и тем самым сохранения психологического здоровья детей. Эмоциональное благополучие ребенка является показателем оптимальности его психического здоровья и развития в целом.

Работа осуществляется по всем направлениям (психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция), с охватом всех участников воспитательного процесса, системно и поэтапно.

I этап. Диагностический

Цель: мониторинг уровня эмоционального благополучия воспитанников, выявление проблем и нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольников.

Изучение эмоциональной сферы осуществляется по следующим параметрам:

Исследуемая сфера

Методика, автор

Самооценка

«Лесенка», Хухлаева Л.

Агрессивность

«Несуществующее животное», «Кактус».

Анкета «Критерии агрессивности у ребёнка»

Тревожность

Детский тест тревожности, Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен,

Опросник «Признаки тревожности» Лаврентьева Г. П.,

Титаренко Т. М.

Семейные отношения

«Рисунок семьи» Г.Т.Хоментаускаса, методика Р. Жиля, САТ

Страхи

Опросник А.Захарова, «Нарисуй свой страх»

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов диагностики позволяет выявить детей с признаками эмоционального неблагополучия (эмоциональная неустойчивость, эмоциональный дискомфорт, враждебность, агрессивность, тревожность и др.), нуждающихся в психологической помощи и повышенном внимании педагогов.

II этап . Формирующий (Работа по направлениям).

На данном этапе осуществляется работа по развитию психолого-педагогической культуры участников педагогического процесса. Организуется развивающая деятельность с детьми, направленная на предотвращение и коррекцию возможных трудностей в их эмоциональном становлении на каждом возрастном этапе. Ведётся консультирование педагогов и родителей.

  • Психопрофилактика (нарушений не выявлено);
  • Психокоррекция (наличие нарушений);
  • Просвещение и консультирование.

Работу с детьми осуществляю индивидуально и по подгруппам (с детьми, имеющими аналогичные проблемы в развитии эмоциональной сферы), по   психокоррекционным программам:

Коррекционно-развивающая программа

Цель

Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.

(И.Ярушина).  

Оказание помощи детям дошкольного возраста в преодолении переживаний, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию.

Адаптированная программа «Волшебная страна внутри нас» (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. СПб., 2003)

Коррекция и профилактика эмоционально-волевой и коммуникативной сферы.

Авторская программа «Давай дружить»

Снижение уровня агрессивных проявлений.

Авторская программа «Солнышко в ладошке»

Снижение уровня тревожности

Авторская программа «Три мишени»

Снижение проявлений гиперактивнсти.

Адаптированная программа коррекционных игр и занятий

« Страна понимания».

Преодоление отчуждённого отношения к сверстникам.

«Тренинг общения»

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников

Уверена, что предотвращать проблему легче, чем решать её, когда она уже существует. Поэтому все используемые мною коррекционно-развивающие программы помогают комплексно развивать различные свойства личности дошкольников.

Работая с детьми с нарушениями эмоциональной сферы, необходимо прежде всего развивать у них умение общаться с окружающими. Для решения данной проблемы мной используются «Цикл психологических тренингов общения» по созданию бесконфликтной обстановки в группе.

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Поэтому мы с детьми много играем. Являясь автором проекта «Азбука доброго общения», использую в работе с детьми старшего дошкольного возраста специально подобранные игры и упражнения на развитие доброжелательных отношений к сверстникам и взрослым.

На коррекционно – развивающих занятиях широко используются игры и упражнения на снижение тревожности, агрессивности и гиперактивности. Так, в работе с детьми с синдромом гиперактивности используются следующие игры: «Ласковые лапки», «Кричалки—шепталки—молчалки», «Гвалт», «Менялки» и другие.

Для коррекции тревожности применяю релаксационные и дыхательные упражнениями.

В работе с агрессивными детьми использую игры и упражнения, предоставляющие ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию в нужное русло.

С целью повышения коррекционно-развивающего воздействия использую различные формы, средства и методы взаимодействия с воспитанниками. Основными методами коррекционных воздействий являются:

Тема занятия

Цель занятия

Методы и приемы

Технология

«Путешествие в мир эмоций»

Стимулирование воображения.

Эмоциональное сближение детей, совершенствование открыто выражать свои чувства

Релаксационные упражнения, нетрадиционное рисование, психодинамические этюды

Изо

терапия

«Сказочная шкатулка»

Развитие способности ощущать близость и тепло другого

Тренировка умения выражать эмоции мимикой

Нетрадиционное рисование, метод эмоционального стимулирования, психогимнастика

Сказко

терапия

«Добрые волшебники»

Развивать представления у детей об основных эмоциях, развитие эмпатии

Обыгрывание ситуаций, придумывание продолжения истории, рисование

Мульт

терапия

«Я больше не боюсь»

Коррекция страхов детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр и обсуждение мультипликационного фильма, беседа, рисование, релаксация

Изо

терапия

«Очумелые ручки»

Понижение эмоционального напряжения, гармонизация психоэмоционального состояния.

Игры на поверхности сухого и мокрого песка,   релаксация.

Песко

терапия

Цели занятия достигаются через использование разнообразных форм организации деятельности и типов занятий, сочетание методических приемов.

Мною в работе активно используются игры и упражнения на развитие восприятия. Как показывает многолетний опыт, они являются замечательным средством коррекционной работы с данной категорией детей.

В процессе сенсорного развития происходит оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка как расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее, а также позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Так прохождение под «сухим дождём» создает положительный эмоциональный фон. Прослушивание аудиозаписей со звуками природы способствует улучшению эмоционального состояния, снятию нервного возбуждения и тревожности, нормализации сна. Игры с водой и различными сыпучими материалами снижают беспокойство и агрессию.

Успешность установления контакта с детьми с проблемами в эмоциональной сфере во многом зависит от стратегии и тактики взрослого. Поэтому проводится консультативная и просветительская работа с родителями. Психологическое просвещение и психопрофилактику осуществляю через индивидуальные и групповые формы работы. В связи с этим использую различные формы сотрудничества с родителями:

Формы сотрудничества

Тема

Стендовая консультация

«Тревожный ребёнок»

Индивидуальная консультация

«Правила общение с детьми с синдромом гиперактивности»

Экспресс-выступление на родительском собрании

«Если ребёнок сводит Вас с ума»

Стендовая консультация

«Детские страхи. Причины возникновения».

Игровой практикум

«Лучший способ борьбы с агрессией и тревожностью - игра»

Наряду с традиционными использую инновационные формы сотрудничества с семьей:

  • Служба доверия «ППП» - Предлагаем, Помогаем, Поддерживаем. Родители имеют возможность анонимно поделиться своими проблемами, задать интересующие их вопросы через «Почту доверия» и получить квалифицированную помощь специалистов посредствам стендовых консультаций в родительских уголках;
  • Родительский клуб «Учусь быть родителем», целью работы которого является обогащение воспитательного опыта родителей и укрепление детско–родительских отношений;
  • Цикл занятий с элементами тренинга – «Тепло семьи», целью которых является знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях;
  • Создание на базе ДОО консультативного пункта для родителей и детей, не посещающих детский сад, целью работы которого является оказание социальной и психолого-педагогической помощи родителям;

Безусловно, педагоги как никто другой нуждаются в консультативной помощи. Критериями компетентности педагогов в вопросах обеспечения эмоционального благополучия дошкольников являются:

  • осознание педагогами необходимости целенаправленной работы по обеспечению эмоционального благополучия в дошкольном возрасте;
  • наличие у педагогов осознанной, целенаправленной и структурированной системы работы по обеспечению эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализуемой педагогической деятельности.

С этой целью в рамках психологического просвещения активно использую различные формы взаимодействия с педагогами: беседы, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги.  

Таким образом, воспитатели имеют возможность узнавать об особенностях и условиях формирования эмоционального благополучия у дошкольников и о способах взаимодействия с детьми, испытывающими эмоциональный дискомфорт, а самое главное научиться принимать их такими, какие они есть.

Просмотров: 457
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Желтикова Людмила Викторовна. Использование воспитателем технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка с целью развития его эмоциональной устойчивости
  • Лямина Наталья Михайловна. Развитие саморегуляции у дошкольников через различные сферы: двигательной, эмоциональной, сферы общения и поведения.
  • Сигаева Нэля Викторовна. Развитие творческого воображения и эмоционального благополучия детей (из опыта работы)
  • Пузанова Светлана Николаевна. «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
  • Редактор. Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
  • Земскова Елена Валерьевна. «Создание условий для эмоционального комфорта и благополучия воспитанников с особыми образовательными потребностями»
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Айнуллина Елена Николаевна. Занятия по развитию эмоционального благополучия у дошкольников
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Минаева Е.Н., Темирова Г.И.. СОЗДАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Тутынина Татьяна Юрьевна. Коррекция родительской позиции отцов как условие эмоционального благополучия дошкольников
  • Бахметьева Л.Е., Васюта Т.В.. Семинар практикум для психологов ДОУ: «Арт-терапевтические технологии в работе с педагогами с целью профилактики эмоционального выгорания»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Сен Людмила Владимировна. Создание эмоционального благополучия детей 2 – 3 лет в ситуации психической депривации
  • Поморцева Ольга Александровна. Семинар-практикум с педагогами «Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания»
  • Васильева Алина Владимировна. Формирование безопасного поведения как важное условие эмоционального благополучия дошкольника. Детские страхи.
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. ПРОГРАММА 'Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста'
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Тютюнник Елена Викторовна. Проект. «Песочная терапия как средство развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
  • Мищенко И. В. Развитие эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкально-творческой деятельности для успешной социализации и индивидуализации личностных качеств.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Айткажанова Жанна Владимировна. Занятие для работы с детьми, имеющими признаки агрессивности и гиперактивности. Тема «Красная шапочка»
  • Рогова Наталья Николаевна. Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста.
  • Шемякова Алена. Песочная терапия в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особенности развития
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь