Рыжих Татьяна Викторовна Кучеренко Марина Александровна Кутейникова Екатерина Александровна. Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»

Мастер-класс для педагогов и родителей «Совершенствование межполушарных связей у детей с ОВЗ»

Мозг имеет ключевое значение в организме. Основные функции мозга включают в себя обработку сенсорной информации, поступающей от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память, мышление и т.д. Кроме того, головной мозг регулирует и координирует работу всех мышц человека.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ.

 

Скачать конспект

Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.

Формирование межполушарных связей начинается еще во внутриутробном периоде, когда закладывается вся нейронная основа. Когда же ребенок появился на свет, резко запускаются механизмы, которые активируют стволовые структуры мозга и межполушарные связи.

Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме.

Если такой согласованности нет, то ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это вероятность появления дисграфии и дислексии.

В период от 2-3 лет до 7-8 лет происходит активизация межполушарных связей. На данном этапе в случае несформированной работы межполушарных связей может наблюдаться:

  • зеркальное написание букв и цифр;
  • псевдо леворукость;
  • логопедические проблемы (например, задержка фонематического слуха).

Завершающий этап в развитии межполушарных связей приходится на возраст от 7 до 15 лет. На этом этапе межполушарные взаимодействия помогают ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их.

В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.

Что может послужить причиной несформированной работы межполушарных связей у детей?

  • родовые травмы
  • общий наркоз в первые годы жизни,
  • длительные и сильные стрессовые ситуации,
  • отсутствие этапа ползания.

На что стоит обратить внимание родителям?

  • Если ребенок мало ползал или ползал «неправильно» (задом, боком);
  • если длительное время не сформировывалась доминантная рука;
  • есть астигматизм;
  • есть логопедические проблемы;
  • если ребенок невнимательный;
  • у ребенка страдает мышление и память.

Существует тест на определение наличия нарушений межполушарного взаимодействия. Ребенок держит одну руку за спиной. Взрослый притрагивается кисточкой к фалангам пальцев (1-й или 3-й фаланге любого пальца, кроме большого, всего 8 вариантов) в произвольном порядке.

Ребенок должен показать большим пальцем на другой руке, к какой фаланге, какого пальца было прикосновение.

Если ребенок дал неправильных ответов более 30%, то это говорит о наличии нарушения межполушарного взаимодействия.

Для детей с ОВЗ характерно выраженное нарушение межполушарного взаимодействия: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении (проблемы в письме, устной речи, запоминании, счете как в письменном, так и в устном, а так же в целом восприятии учебной информации).

Для ознакомления педагогов и родителей с данным направлением в коррекционной работе мы подобрали упражнения, которые можно выполнять как в группе, так и дома и подготовили мастер-класс в форме интерактивной игры «Путешествие в Волшебную страну». В ходе мастер-класса участники могли самостоятельно выполнить предложенные задания. Мы представили карту Волшебной страны, на которой показаны основные «достопримечательности»: дворец Прищепок, замок карандашей, лес цветных палочек и пр. Каждой из них соответствует свое задание. Передвижение между ними осуществляется с помощью карточек с изображением всех «достопримечательностей». Продолжительность игры зависит от возраста ребенка и может составлять от 5-10 до 20-35 минут. Взрослый может выполнять задания вместе с ребенком.

Начало путешествия — «Замок карандашей». Участникам предлагалось двумя руками одновременно обвести по контуру или нарисовать узор.

«Парк теней». Ребенку необходимо показать ту или иную фигуру движением пальцев и кистей рук. Упражнение выполняется с помощью фонарика, на белом фоне.

«Водопад капелек». Упражнение с пипеткой. Перевернуть обратной стороной игрушки на присосках для ванны. Пипеткой капать окрашенную воду из небольшой емкости в присоски.

Второй вариант: в те же самые игрушки с присосками пинцетом накладывать бусинки. Сначала выполняется правой, затем левой рукой, после этого обеими руками одновременно.

«Лес цветных палочек». Упражнение «Выложи фигуру». Взять пинцетами две палочки левой и правой руками. Выложить фигуру по образцу. Палочки могут быть разные по длине, толщине.

«Дворец прищепок».

  • Скомкать салфетку с помощью прищепки, действуя только одной рукой.
  • Упражнение «Помпончики». Разложить помпоны в соответствии с цветом при помощи инструментов (ложки, прищепок), сначала поочерёдно левой и правой рукой, затем двумя руками одновременно.

«Берег драгоценных камней». Выложить из камешков фигуры по шаблону, одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

«Озеро послушных веревочек». Выложить узор из шнурков (веревочек) на бархатной бумаге (фетре) двумя руками одновременно.

«Городок ловких пальчиков».

  • Упражнение «Гаечки». Ведущей рукой открутить гаечку, другой рукой закрутить. Второй вариант: соотнести болтик и гаечку по форме и цвету, накрутить двумя руками одновременно. Можно использовать также металлические гаечки и болтики разного размера.
  • Упражнение с пластилином. Раскатать двумя руками одновременно «колбаску» из пластилина, затем одной рукой выложить узор, букву и пр.
  • Упражнение «Дорожки» Провести по дорожке обеими руками одновременно, проговаривая заданный звук (слог).
  • Упражнение «Назови и хлопни». Назвать картинку и хлопнуть по столу левой, правой или обеими руками, в соответствии с направлением стрелочки.
  • Упражнение со счетами. Передвигать костяшки на счетах от центра к краям, влево и вправо двумя руками одновременно.

Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма. Также эти упражнения помогут взрослому человеку: восстанавливать работоспособность и продуктивность; реализовать свой внутренний потенциал, формировать уверенность при публичных выступлениях, развивать более ясное и позитивное мышление.

Просмотров: 439
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Мялицына О.П.. Родительское собрание «Неужели таким может быть мой ребенок?...»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Малютина Екатерина Алексеевна. Дидактическое упражнение «Деревья в разные времена года»
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Замятина Александра Владимировна. Мастер-класс Тема: «Гиперактивный ребенок – способы взаимодействия»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Агатаева Ольга Николаевна. Конспект мастер-класса Тема: «Игрушки своими руками из соленого теста»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Прокофьева Елена Николаевна. Мастер–класс для родителей «Новогодняя игрушка своими руками»
  • Бекенёва Наталья Владимировна. Психотерапевтическая сказка + арт-терапевтическое упражнение «Воздушный шар».
  • Орешкова Наталья Юрьевна. Мастер — класс «Волшебный шар» своими руками
  • Логинова Галина Анатольевна. Мастер — класс «Мандала своими руками» (презентация)
  • Ильинская Диана Витальевна. Мастер-класс 'Подарок маме своими руками'
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Боровкова Любовь Владимировна. Из опыта работы «Снежная сказка руками педагогов»
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • евгения доника. Организация сбора информации через анкетирование родителей и педагогов с помощью сети Интернет
  • Шайдурова Антонина Андреевна Ретивых Яна Владимировна. «Создание декораций своими руками для театральной деятельности в ДОУ». Мастер-класс «стрекоза в технике «Тори»
  • Римская Т.Н., Шнитко Е.В.. Мастер – класс «Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга»
  • Пищулина А.С., Варданян Н.С.. Формирование причинно-следственных связей в ходе организации экспериментирования
  • Редактор. Мягкие игрушки своими руками
  • Редактор. Елочные игрушки своими руками
  • Редактор. Игрушки на елку своими руками
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь