Воспитание «чистой» речи у детей – это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями. Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звукопроизношению. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. По современным нормативам ребенок должен овладеть всеми звуками родного языка к 5 — 5,5 годам. Однако статистика показывает, что лишь половина дошкольников успешно овладевает звукопроизношением. Одной из причин нарушения звукопроизношения может быть недостаточная форсированность артикуляционных движений, движений произносительных органов, слабость мышц языка, губ, нижней челюсти. Подготовить ребенка к овладению звуками речи помогут специальные (артикуляционные) упражнения. Они необходимы для усвоения и закрепления определенных положений губ и языка, которые различны, в зависимости от произношения того или иного звука. Проводить упражнения нужно систематически, только тогда, будет достигнут нужный эффект. Гимнастику для языка рекомендуется выполнять перед зеркалом. Логопед показывает образец выполнения упражнения, а ребёнок повторяет за ним. Каждое упражнение необходимо выполнять 5-7 раз. Продолжительность гимнастики для детей 6-7 лет – 10 минут.
Все учителя-логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Для того чтобы повысить интерес мальчиков и девочек к выполнению сложных и рутинных упражнений, превратить каждодневные тренировки в весёлое увлекательное путешествие, можно обратиться к замечательным на мой взгляд пособиям автора И.А. Волошиной «Артикуляционная гимнастика для мальчиков» и «Артикуляционная гимнастика для девочек». В первом пособии мальчикам предлагается игра с машинкой. Губы в этой игре становятся и гаражом и мотором. Язычок превращается то в машинку, то в мостик, то в дорогу. В пути ребят ждут и поломка, и починка, встречи с лошадкой и экскаватором и ещё много всего интересного. Разглядывая картинки и повторяя двустишия, мальчики запоминают части и детали машин: колеса, капот, мотор, дворники и др. Во втором пособии девочкам предлагаем отправиться в путешествие по различным сказкам. Девочки встречаются с Золушкой, Мэри Поппинс, Красной шапочкой, Машенькой из «Трёх медведей», Русалочкой и другими сказочными персонажами. Данная гимнастика сопровождается рисунками и стихотворениями. Сначала взрослый читает стихотворения и показывает их соответствующими движениями органов артикуляции, а ребенок повторяет вслед за ним. По мере запоминания речевой материал проговаривается вместе с детьми. Данная гимнастика помогает достичь лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, а также выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции.
Детям со значительными речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Как говорил М.Е. Хватцев: «Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы». Взяв за основу систему массажа Архиповой Е.Ф. для детей с детским церебральным параличом и знания, полученные на курсах обычного лечебного массажа, я подготовила подробный материал, как для специалистов, педагогов, так и для родителей имеющих детей с тяжелыми нарушениями речи. Что значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. Логопедический массаж проводят с помощью медицинского шпателя, зубной щетки, ватной палочки, а можно просто пальцами рук, одетыми в медицинские перчатки и обернутыми в носовой платок. Массаж языка сопровождаем прочтением потешек, скороговорок, стихотворений. Движения пальцев имитируют происходящие в стихотворении события, действия. Это отвлекает ребенка от возможных неприятных ощущений. Вот некоторые из них.
«Дождик»:
Дождик, дождик, веселей. Капай, капай, не жалей! Только нас не замочи! Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще: Станет травка гуще.
(Точечные постукивания указательным пальцем по краям языка по часовой стрелке, затем против нее.)
«Дорога»:
От города дорога в гору, А из города — с горы. Из деревни дорога с горы, А в деревню — в гору.
(Большим и указательным пальцами одной руки придерживать кончик языка, большим и указательным пальцами второй руки скользить вверх-вниз по боковым краям языка.)
«Ноги и ножки»:
Большие ноги шли по дороге: топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке: топ, топ, топ.
(Точечные нажатия указательным пальцем (слегка вибрирующие) на язык от корня языка к кончику, затем от кончика к корню.)
«Дрова»:
На дворе — трава, На траве — дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора!
(Горизонтально лежащим указательным пальцем выполнять поперечные рубяще-похлопывающие движения.)
«Волк»:
Хлещет, хлещет дождь. Скрылся волк под хвощ. Хвост под хвощом, А сам под дождем.
(Язык приподнят на верхнюю губу. Большими пальцами рук массировать (разминать, надавливать) подъязычную область.)
«Щенок»:
Щеткой чищу я щенка. Щекочу ему бока.
(Перетирать боковые края языка продольно между указательным и большим пальцами одной руки.)
«Мыло»:
Милая Мила Мылилась мылом. Намылилась, смыла — Так мылилась Мила.
(Перетирать язык между большим и указательным пальцами — круговые движения.)
«Болтунья»:
Маленькая болтунья Молоко болтала, болтала, Болтала, болтала, Да не выболтала.
(Выполнять спиралевидные движения указательным пальцем из середины языка к краям по часовой стрелке, затем против нее; далее те же движения от края языка к его середине в разных направлениях.)
«Баран»:
У барана рога Скручены — перекручены, Вверчены — переверчены.
(Большими и указательными пальцами рук держать передний край языка. Выполнять повороты (выкручивание) языка влево — вправо. _
«Гармошка»:
Веселый Парамошка Играет на гармошке.
(Указательными и большими пальцами рук держать боковые края языка. Растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к середине — имитация игры на гармошке.)
«Оса»:
Ужа оса ужалила. Ежу ужасно жаль его.
(Надавливать указательным пальцем на середину языка 8 — 10 раз.)
«Змея»: выполнять змеевидные движения указательным пальцем от корня языка к его кончику, затем от кончика к корню. Змея ползет по травке, Змея везет подарки: Змеенку и змеючке Зелененькие брючки.
«Барабан»:
Обрадован баран — У барана барабан, И баран в барабан барабанит, Барабанит баран в барабан.
И баран гремел, стучал — Вдруг порвался барабан!
(Выполнять продольные похлопывающие движения горизонтально лежащими указательными пальцами.)
«Молния»:
Ярко молнии сверкают, Тучи стрелы посылают. Небо светится огнем, Искры сыплются дождем.
(Двигать указательным пальцем из стороны в сторону продольно и зигзагообразно от корня языка к кончику, и наоборот, от кончика языка к корню.)
«Виноград»:
На горе Арарат Рвет Варвара виноград.
(Большим и указательным пальцами рук выполнять соскальзывающие движения по краям языка от корня к кончику и обратно.)
«Веник»:
Валя песенку поет: — Валя веником метет, Я мету, мету, мету, Быть неряхой не хочу!
(Указательным пальцем выполнять «сметающие» движения вправо, затем влево.)
«Пироги»:
Съел молодец Тридцать три Пирога, Да все с творогом.
(Ребенок улыбается, просовывает широкий плоский кончик языка между передними зубами, слегка прикусывает язык от кончика к середине.)
«Елочка»:
В лесу родилась елочка, В лесу она росла. Зимой и летом стройная Зеленая была.
(Большими и указательными пальцами рук выполнять соскальзывающие движения «елочкой» от центра языка к краям сверху вниз.)
«Гуси»:
Шлепают гуськом Гусак за гусаком. Смотрят свысока Гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока Гусак у гусака.
(Большим и указательным пальцами пощипывать язык. Совмещение нескольких массажных движений.)
«Курочка»:
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать. А за ней цыплятки – Малые ребятки. —
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко. Лапками гребите, Зернышки ищите.
(Точечное покалывание языка указательным пальцем. выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Соскальзывающие скребущие движения от середины языка к краям.)
«Борщ»:
Боря борщ варил, варил Да не доварил. Боря борщ солил, солил Да недосолил.
Толя борщ варил, варил Да переварил. Толя борщ солил, солил Да пересолил.
(Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Круговые движении указательным пальцем по центру языка. Пощипывание языка указательным и большим пальцами одной руки. Круговые движения пальцем. Пощипывание языка.)
Массаж, направленный на растягивание подъязычной уздечки
«Крот»:
Во дворе горка, Под горой норка. В этой норке, Крот стережет норку.
(Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вверх. Указательными и большими пальцами рук тянуть язык за кончик вниз. Выполнять движения в соответствии с текстом стихотворения. Указательным пальцем с силой поглаживать снизу вверх подъязычную уздечку, растягивая её.)
|