Насирова Зарфия Мирзага Кызы, Березнева Валентина Юрьевна. Современные речевые особенности у дошкольников

Современные речевые особенности у дошкольников

  • Насирова Зарфия Мирзага кызы, воспитатель высшей категории, г. Тольятти, Самарская обл., АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 134, «Веснушки»
  • Березнева Валентина Юрьевна, воспитатель высшей категории, г. Тольятти, Самарская обл., АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 134, «Веснушки»

Понижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста обусловлено разными важными причинами. С появлением компьютера в нашей повседневной жизни дети стали находить необходимую для себя информацию в интернете. В результате этого они мало общаются, их речевой опыт ограничен, а языковые средства несовершенны. Снижен интерес дошкольников к чтению, разговорная речь скудна и малословна, потребность в общении не восполняется. Социальные проблемы общества часто не позволяет родителям уделять достаточного внимания всестороннему, в том числе речевому, развитию своих детей. Так как цифровое пространство заменило собой живое речевое общение, то целенаправленное формирование связной речи должно занимать важное место в общей системе дошкольного образования.

Российский психолог, лингвист и специалист в области теории усвоения язы

ка в дошкольном детстве Ф.А. Сохин писал: «Умение связно говорить развивается при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях». Действительно, речь является важнейшим условием для коммуникации, она нужна представителям различных профессий. Культура речи включает дикцию – четкость произношения, орфоэпию – правильность произношения, владение голосом, умение статистически и логически строить высказывание.

Как известно, люди зачастую не имеют идеальные речевые данные. Причинами отклонений от нормы могут быть органическими или функциональными. Как показывает практика, педагоги детских дошкольных учреждений помогают справиться с данными проблемами.

Период дошкольного детства является важным элементом в пробуждении творческих возможностей ребенка, проявлении его самостоятельности, в развитии и последующем становлении его личности в целом. Вхождение детей в особое измерение детской деятельности – это ключевое условие формирования их индивидуальности. Как сказано в высказывании французского писателя Мишеля де Монтень: «Игры детей – вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Как правило, ведущей формой поведения и освоения мира для ребёнка является игровой. Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми, учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Взаимопонимание между людьми достигается посредством общения и диалога. Истоки такого понимания (или недопонимания) заложены в детстве. Общение матери с ребенком филолог Н.И. Лепская образно называла дуэтом, в котором существуют две партии, но отсутствует согласие. С опытом приходит согласование партий, а дуэт превращается в совместный диалог.

Общение ребенка в раннем возрасте с матерью и близкими людьми является особым условием его здорового психического развития. С годами общение с ровесниками занимает важное место в жизни ребенка. Поэтому умение вести диалог очень важно формировать с самого детства. Данная форма речевого общения помогает ребенку стать полноценной ячейкой общества. В нем взаимодействие партнеров опосредуется знаками языка, умением словесно выразить свою мысль, выражением чувств, установлением с партнером «диалогических отношений» в разнообразных коммуникативных ситуациях.

Культура речевого воспитания в детском саду складывалась на протяжении всего XX века. У ее истоков стояли такие замечательные педагоги и психологи, как Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, М.М. Конина, А.П. Усова, Ф. А. Сохин. С именем Ф.А. Сохина связана отдельная эпоха в становлении методики преподавания родного языка. Он основал лабораторию развития речи в Институте дошкольного воспитания, которая подготовила поколение высококвалифицированных специалистов в области методики преподавания родного языка.

В педагогической культуре детского сада имеется широкий арсенал обучения языку – специальные речевые занятия, дидактические игры, беседы с детьми, народные игры, игры-драматизации и пр. Все эти формы обучения направлены на развитие коммуникативных компетенций, т.е. не только на умение формулировать мысль в слове, строить текст (монолог), но и прежде всего на умение строить взаимоотношения, «диалогические отношения» с партнером, а также на обмен с ним чувствами, надежность взаимодействие и взаимопонимание с взрослыми и сверстниками.

Диалог со сверстниками более характерен для совместных игр старших дошкольников. Для детей младшего возраста присущи типичные игры, связанные с общением, в процессе которого каждый рассказывает о себе и не встает на позиции партнера. Истоки диалога возникают в возрасте 3-5 лет, когда закладывается его основа, формируется диалогическая речь, изучается родной язык (его звуковая система, грамматический строй, лексический состав), развивается фразовая речь (умение строить разные типа высказываний). Опыт практического взаимодействия со сверстниками в разнообразных коллективных играх (инсценировках, играх-драматизациях, подвижных, сюжетно-ролевых играх и др.), в деятельности кооперативного типа (коллективная изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование) также способствует успешному овладению диалогом. Например, игры, которые используются в практике в детском саду: «Так бывает или нет?», «Ошибка», «Знатоки»; ( «Небылицы»), «Заказ такси по телефону», «Звонок на работу маме (папе)», «Звонок в поликлинику» и т.д. способствуют развитию умения строить диалог.

Литература:

  1. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Антохина Н.В., Павлова Т.С., Львова Т.В., Прокопова СП., Журавлева Н.Н., Чернышева И.Н. – «Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Старшая группа». Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008. – 80 с.
  2. Арушанова А.Г., Дурова Н.В., Иванкова Р.А., Рычагова Е.С. – «Истоки диалога: Книга для воспитателей». – М., Мозаика-Синтез, 2003. – 216 с.
  3. Ушакова О.С. – «Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей». – М., ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
  4. Большакова С.Е. – «Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений». – М., ТЦ Сфера, 2005. – 128 с.
  5. Недорезова Н.А., Красильникова Е.М. – «Ребенок в мире слов: практическое руководство по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста». – Тольятти, Кассандра, 2012. – 102 с.
Просмотров: 186
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Надежда Шагина. Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Коновалова Ирина Леонидовна. Интерактивные игры как средство формирования у дошкольников умения общаться и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Кольвейвина Анастасия Владимировна. Использование здоровьеформирующих технологий на занятиях и в повседневной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения
  • Полякова Людмила Ивановна. Речевые игры для усвоения детьми фонематических представлений
  • Подшивайлова Валентина Николаевна. «Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Петрова Эльвира Александровна. Особенности общения детей младшего дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками
  • Ушакова Екатерина Борисовна. Дидактические игры для детей дошкольного возраста, теория и практика использования
  • Першина Екатерина Валентиновна. Методическая разработка «Экологические игры для дошкольников «Речевые тропинки»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Валентина Усатенко. Речевые игры по сказкам К.Чуковского
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Бакина Ирина Николаевна Гузева Елена Викторовна. «ИГРЫ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ СРЕДСТВ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР».
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»
  • Сидалинова Гульнара Рафаиловна. «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через игры речевого содержания в рамках проявления детской инициативы»
  • Мамонова Светлана Юрьевна. Хороводные игры как средство развития общения детей раннего возраста.
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Пашкова Ксения Сергеевна. Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей младшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь