Экспериментирование в детском саду — это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В соответствии с требованиями ФГОС воспитателям рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Одной из форм воздействия является экспериментирование в ДОУ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты. Такие опыты не требуют специального оборудования и дорогих материалов в ДОУ и дома. Экспериментировать дети могут практически во всех видах деятельности. Это позволяет им научиться логически мыслить, анализировать и делать выводы. Кроме того эксперименты напоминают детям фокусы: они необычные, захватывающие все внимание детей, а самое главное дети проделывают их сами. Развитие познавательной активности у детей развивает детскую любознательность и пытливость ума.
Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Скачать конспект
Задачи:
- Вызвать интерес к поисковой деятельности.
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
- Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
- Толчком к началу экспериментирования часто служит удивление, любопытство, выдвинутая кем — то проблема или просьба. Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- Случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное);
- Плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
Эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка). То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ.
Итак, в раннем детстве ребенок интуитивно знакомится с миром посредством ощущения, восприятия. Внимание детей двух лет привлекают самые разнообразные предметы. Малыш обследует объекты самыми разнообразными способами: вертит, крутит, трясет, бросает и др. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитывать следующие моменты:
Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.
За один раз можно рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях или один предмет с разными свойствами.
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Таким образом детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
Исследовательская деятельность является одним из этапов метода проекта. Мы ставим проблему и намечаем стратегию и тактику её решения, само решение предстоит найти ребенку совместно со взрослыми, исследуя и проводя наблюдения и эксперименты. Нами делается акцент на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Задача воспитателя – поддержать этот интерес и создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
Таким образом детское экспериментирование это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности.
|