- Учитель-логопед Седова Людмила Васильевна,
- Музыкальный руководитель: Смирнова Алла Викторовна.
МДОУ №25 «Улыбка» Городского округа Подольск.
Цель: познакомить детей с творчеством Есенина, раскрыть основные темы его поэзии.
Задачи:
- расширить знания о творчестве поэта;
- формировать устойчивый интерес к чтению;
- развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать творческие способности воспитанников;
- прививать интерес и любовь к поэтическому слову;
- воспитывать любовь к природе, к родине через творчество русских поэтов.
Оборудование: оформление зала в духе 20-х годов, портрет С. Есенина, презентация по творчеству поэта, детские костюмы в народном стиле и для театрализованной постановки, музыкальные аудиозаписи романсов на стихи Есенина, мягкие диванчики, музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники).
Скачать конспект
Детские творческие работы по мотивам произведений С.А. Есенина.
Ход мероприятия:
Дети входят в зал, рассаживаются на диванчики.
Звучит романс «Отговорила роща золотая».
Слайд 2. Заставка — Золотая роща.
Учитель-логопед:
- Прозвучал прекрасный русский романс «Отговорила роща золотая». Он написан на стихи великого поэта, о котором мы сегодня будем говорить. В этот прекрасный осенний день мы собрались вместе в нашей литературной гостиной, посвященной Сергею Александровичу Есенину.
Рассматривание выставки детских работ по мотивам стихотворения «Отговорила роща золотая».
Слайд 3. Сергей Есенин был одним из известнейших и любимых поэтов России в 20 веке. На протяжении всей своей жизни он писал стихи, которые до сих пор захватывают дух многих поклонников его таланта.
Слайд 4. Родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители – Александр Никитич и Татьяна Федоровна.
Слайд 5. Федор Андреевич и Наталья Евтихиевна Титовы – это бабушка и дедушка поэта. Дед Сергея Александровича был знатоком церковных книг, поэтому в семье Есенина было принято проводить ежевечернее чтение книг на религиозную тематику. Бабушка с раннего детства привила поэту любовь к литературе. Она рассказывала Сергею много народных сказок, песен и частушек. Но не все сказки были с хорошим концом. Это очень не нравилось маленькому Сергею, и он придумывал своё окончание сказок. Считается, что бабушкины рассказы стали началом для написания собственных произведений.
Слайд 6. Иллюстрации к стихотворению «Бабушкины сказки»
Читает 1-ый ребёнок.
Бабушкины сказки С. Есенин
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идет. Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели... Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело — Говори да говори.
Слайд 7. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине!» С.Есенин. Родина поэта – село Константиново.
Учитель-логопед:
Родившийся в далекой российской глубинке, в селе Константиново Рязанской губернии, Есенин, даже уже будучи известным поэтом, всегда был простым, общительным и веселым человеком. И через всю свою жизнь и через свое творчество он пронес любовь к своей малой родине и к России. Россия была для Есенина начало всех начал. Даже ее имя он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово… И роса, и сила, и синее что-то.»
Слайд 8. Иллюстрация к стихотворению «Спит ковыль».
Отрывок произведения читает 2-ой ребёнок.
Спит ковыль. С. Есенин
Спит ковыль. Равнина дорогая И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь. И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
Слайд 9. Тема природы в лирике поэта.
Учитель-логопед:
Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке», «Словно белою косынкой, подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком». Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду. Выражение чувств через явления природы – одна из самых характерных особенностей лирики С.Есенина.
Стихотворение «С добрым утром». Читает 3-ий ребёнок.
С добрым утром С. Есенин
Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: "С добрым утром!"
Слайд 10. Иллюстрация к стихотворению «Восход солнца»
Учитель-логопед: Следующее стихотворение.
Читает 4-ый ребёнок.
Восход Солнца С. Есенин
Загорелась зорька красная В небе темно-голубом, Полоса явилась ясная В своем блеске золотом.
Лучи солнышка высоко Отразили в небе свет. И рассыпались далеко От них новые в ответ.
Лучи ярко-золотые Осветили землю вдруг. Небеса уж голубые Расстилаются вокруг.
Слайд 11. Иллюстрация к стихотворению «Вот уж вечер».
Учитель-логопед: Следующее стихотворение.
Читает 5-ый ребёнок.
Вот уж вечер. Роса… С. Есенин
Вот уж вечер. Роса Блестит на крапиве. Я стою у дороги, Прислонившись к иве.
От луны свет большой Прямо на нашу крышу. Где-то песнь соловья Вдалеке я слышу.
Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки.
И вдали за рекой, Видно, за опушкой, Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.
Слайд 12. Иллюстрация к стихотворению «Ночь».
Учитель-логопед: Стихотворение «Ночь».
Читает 6-ой ребёнок.
Ночь (“Тихо дремлет река... ”) С. Есенин
Тихо дремлет река. Темный бор не шумит. Соловей не поет И дергач не кричит.
Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит.
Серебрится река. Серебрится ручей. Серебрится трава Орошенных степей.
Ночь. Вокруг тишина. В природе все спит. Своим блеском луна Все вокруг серебрит.
Слайд 13. Иллюстрация к стихотворению «Звёзды».
Учитель-логопед: Стихотворение «Звёзды».
Читает 7-ой ребёнок.
Звезды. С. Есенин
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Слайд 14. Времена года в стихотворениях С.А. Есенина.
Учитель-логопед: Особое место в лирике Есенина занимает цикл стихотворений, который условно можно назвать «Времена года», т.к. в нём преобладают родные пейзажи, но главное здесь не картины природы, а воспоминания поэта о своей жизни.
Слайд 15. Осень любимое время поэта и он посвятил ей немало строк.
Учитель-логопед:
Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.
Слайд 16. Иллюстрация с опавшим кленом.
Учитель-логопед: Даже когда поэт уезжал за границу, он всегда вспоминал свой дом и клен под окном. Стихотворение С.Есенина «Клен ты мой опавший» было положено на музыку и сейчас мы послушаем отрывок из этого романса.
Ансамбль детей исполняет отрывок романса «Клен ты мой опавший» с Оркестром музыкальных инструментов (металлофоны и треугольники)
Слайд 17. Иллюстрация к стихотворению «Нивы сжаты»
Учитель-логопед: Стихотворение о поздней осени.
Читает 8-ой ребёнок.
Нивы сжаты, рощи голы С. Есенин
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем совсем немного Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
Слайд 18. Иллюстрация к стихотворению «Пороша».
Учитель-логопед: Стихотворение о наступившей зиме.
Читает 9-тый ребёнок.
Пороша. С. Есенин
Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А под самою макушкой Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
Слайд19. Смех и юмор в Есенинской поэзии.
Учитель-логопед: С.Есенин много путешествовал. Однажды он был в Грузии и гостил у своего друга Вержбицкого Николай Константинович, который жил в городе Тифлисе на улице Коджорской, дом15.
Вержбицкий рассказывал о дружбе поэта с уличными ребятами. «Они толпой вваливались к нам в квартиру, требовали немедленного ответа на миллион вопросов, а главное — им были нужны развлечения.
Есенин пел для них тут же сочиненные частушки ‹... ›. Однажды, когда собрались ребятишки, Есенин экспромтом сочинил для них смешное стихотворение: «Тетя Мотя в розовом капоте...».
Театрализованная постановка по мотивам стихотворения:
(исполняет творческий коллектив детей)
Тетя Мотя в розовом капоте С. Есенин
Тетя Мотя В розовом капоте, Дядя Вадя В праздничном наряде,
Кузина Зина В плаще резиновом, Папа В пижаме,
На маме Шляпа, На сынишке Мишке Новые штанишки —
Делают прогулку По нашему переулку... И вдруг явление Всем на удивление:
Раскрасневшись от жары, Молодые маляры — Тит и Вася — Дом красят.
Разделывают стены Под розовый оттенок... Кричит Мишка: — Ишь, как!
Вот это ловко — Вместо кисточки спринцовка! — А папа Мише: — Удивляйся потише!
Разве трудно догадаться, Что это — механизация? Скоро научатся даже Наспринцовывать портреты и пейзажи!
Слайд 20. Поэзия С.Есенина в музыке.
Музыкальный руководитель: Музыка, песня всегда шли по жизни вместе с поэтом – с самых ранних лет. Его стихи необычайно лиричны и музыкальны, что не могло не тронуть сердца многих композиторов и певцов, дать этим произведениям музыкальную жизнь. В доме родителей, по воспоминанию Есенина, часто пели, играли на музыкальных инструментах, в основном на маленькой гармошке – «тальянке». «К стихам, – говорил он, – расположили песни, которые я слышал кругом себя, а отец мой даже слагал их. Запоминал песни, особенно частушки, любил фольклор, прежде всего музыкальный.
И мы тоже сейчас поиграем.
Фольклорная игра «Воротики»
Музыкальный руководитель: Стихи поэта настолько мелодичны, что легко ложатся на музыку и исполняются как романсы.
Слушание романса «Нивы сжаты. Рощи голы».
Главную партию на скрипке исполняет музыкальный руководитель.
Слайд 21. Заставка – Поздняя осень.
Слайд 22. Музыкальные произведения на стихи поэта.
Музыкальный руководитель: Сергей Есенин — один из многих Русских поэтов, на стихи которого композиторами созданы песни.
В разное время песни на стихи Есенина исполняли Людмила Зыкина Надежда Бабкина, Галина Ненашева «Береза», Муслим Магомаев ( «Королева»),
Олег Погудин, Александр Малинин, Николай Караченцов, Трио Реликт, Никита Джигурда, Сергей Безруков, Вика Цыганова и многие другие.
Чтение стихотворений С.Есенина присутствующими гостями.
Музыкальный руководитель: А сейчас мы послушаем самые узнаваемые стихотворения великого поэта, которые прочитают наши родители и педагоги.
Читаются следующие произведения:
- Стихотворение «Поёт зима – аукает…»;
- Стихотворение «Белая берёза»;
- Стихотворение «Черёмуха».
Слайд 23, 24, 25. Иллюстрации к стихотворениям, которые читают гости.
Музыкальный руководитель: А сейчас прозвучит романс на стихи С.Есенина «Плачет метель, как цыганская скрипка» и мы встречаем ещё одного гостя нашей гостиной.
Танец под музыку романса «Плачет метель, как цыганская скрипка»
Исполняет приглашенный педагог.
Слайд 26. Наследие поэта.
Учитель-логопед: С.А. Есенин написал 402 стихотворения и 44 поэмы.
Судьба наградила Сергея Александровича уникальным творческим даром и это позволило стать ему великим русским поэтом.
Наша литературная гостиная подошла к концу, я надеюсь, что сегодня вы получили положительный заряд эмоций благодаря удивительной силе есенинской поэзии.
Звучит романс в исполнении трио Реликт «Над окошком месяц»
дети и гости уходят из зала.
|