Воспитатели: Гаврюшкина Л.Н., Бужор И.В., Каблучко Л.Б.
Образовательные задачи:
- закреплять умение разделять столбик (цилиндр) на две части и замыкать их в кольцо;
- формировать умение делить пластилин на разные по размеру части и раскатывать столбики (цилиндры) разной длины и толщины;
- развивать восприятие формы и величины, глазомер и мелкую моторику, творческие способности.
Оборудование: пластилин; дощечки; две веревки (красная длинная толстая и синяя короткая тонкая); баранки и бублики (натуральные), игрушка «Бабушка».
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ:
Введение в ситуацию
Воспитатель собирает около себя детей и сообщает, что в гости к ним пришла бабушка, она пришла не с пустыми руками, а принесла нам угощенье. Отгадайте, что это?
Кольцо не простое, кольцо золотое, Блестящее, хрустящее, Объеденье настоящее! (баранки, бублики)
Воспитатель: -Всем хватит угощенья? (Нет.)
-Почему? (Всего один бублик и одно баранка, а нас много.)
-Бабушка горюет, потому что не всем детям хватит угощенья.
-Что же сделать, чтобы угощенья хватило всем? (Испечь много баранок и бубликов.)
-Хотите помочь бабушке испечь много-много баранок и бубликов?
Я уверена, вы справитесь, ведь для вас это очень просто. Если что-то не получится, я всегда смогу вам помочь.
Актуализация
-Какой формы баранки и бублики? (И баранки, и бублики круглой формы.)
- Правильно, они одинаковой — круглой — формы, похожи на кольцо.
-А чем отличается бублик от баранки? (Размером: баранки — маленькие, а бублики — большие.)
-Из чего мы можем их «испечь»? (Из пластилина.)
Бублики и баранки положим в разные тарелки: бублики в большую синюю, а баранки в маленькую красную. (Воспитатель предлагает детям приступить к лепке. Воспитанники проходят на рабочие места.)
-Чтобы у нас получилось много баранок и бубликов, каждый из вас «испечет» один бублик и одну баранку.
-Сколько всего изделий испечет каждый? (Два.)
-На сколько частей надо разделить пластилин, чтобы получилось два изделия? (На две части.) Можете приступать к работе.
(Во время самостоятельной деятельности воспитатель мотивирует детей на успешное выполнение работы авансированием успешного результата: «Имея такие возможности, как у вас...», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь у тебя такой острый ум...»)
Затруднение в ситуации
Скорее всего, большинство из них разделит пластилин на одинаковые части.
-Смогли вы слепить изделия так, чтобы можно было узнать, где какое?
-Почему не смогли? (Потому что не знаем, как по-разному надо лепить бублик и баранку.)
Физкульминутка:
Чьи это ножки скачут по дорожке?
Чьи это ручки хлопают в ладошки?
Это наши детки встали спозаранку
Весело танцуют и грызут баранку!
«Открытие» нового знания (способа действия)
-Что нужно сделать, если вы не знаете, как сделать правильно? (Спросить у того, кто знает).
Воспитатель приглашает детей к демонстрационному столу. В это время использованный пластилин меняется на новый.
-Мы с вами выяснили, что бублик больше по размеру, чем баранка, значит, при делении пластилина части должны быть одинаковыми или разными по размеру? (Разными: для баранки — меньшая часть, а для бублика — большая.)
-Посмотрите, мы разламываем столбик не посередине, а немного ближе к одному краю, получились разные части — большая и маленькая. (Воспитатель показывает, как надо разделить столбик на две разные части.)
-Что будем делать с каждой частью? (Раскатывать столбик и соединять концы, чтобы получилось кольцо.)
-Правильно. Из большой части раскатываем длинный и толстый столбик, из маленькой — короткий и тонкий. (Воспитатель выполняет соответствующие действия и комментирует их.)
(Показывая два столбика, воспитатель предлагает сравнить их по величине и угадать, из какого получится баранка, а из какого — бублик. Замыкает столбики в кольца. Раскладывает на тарелки (бублики на синюю, баранки на красную).
Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка
(Воспитатель вместе с детьми проговаривает алгоритм выполнения задания.)
-Что мы делаем сначала? (Делим пластилин на две разные части: большую и маленькую.)
-Что делаем с большим куском?
(Раскатываем из большого куска длинный и толстый столбик, со-единяем концы, чтобы получилось кольцо.)
-Что делаем с маленьким куском? (Раскатываем из маленького куска короткий и тонкий столбик, соединяем концы, чтобы получилось кольцо.)
(Дети самостоятельно делят материал на части, раскатывают столбики на длинные толстые и короткие тонкие. Воспитатель проверяет, удалось ли им подготовить контрастные по размеру формы.
Во время этого этапа работы реализуется скрытая помощь посредством намека, указания, пожелания: «Лучше начать с...», «Обрати внимание...».
Дети замыкают столбики в кольца и раскладывают в тарелки заданного цвета и величины.
Для воспитанников, которые испытывали затруднения, воспитатель использует прием «персональной исключительности» — указывает на важность усилий именно этого ребенка в данной деятельности ( «Только ты и мог бы...», «Только тебе я могу доверить...»).)
Осмысление
(Воспитатель собирает около себя детей.)
-Кому мы сегодня помогали? (Выслушивает все ответы детей.)
-Вы смогли помочь бабушке потому, что умеете делить пластилин на разные части и лепить из палочек баранки и бублики.
-Вот сколько вкусных баранок и бубликов у нас получилось. Все молодцы! Спасибо.
(На последнем этапе оценивается полученный результат работ детей индивидуально).
Хорошо мы поиграли, Свою удаль показали. А теперь чайку попьём, Поговорим о том, о сём.
|