- Царегородцева Татьяна Владимировна, воспитатель
- Никитина Ирина Александровна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 110 «Жемчужинка» города Прокопьевск Кемеровской области
Цель: развивать познавательные способности в процессе обучения дошкольников правилам дорожного движения.
Задачи: выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
Оборудование: воздушный шарик с письмом, грузовик с квадратными колёсами, план-схема, строительный материал, игра «Железная дорога», таблички с дорожными знаками, разрезные картинки, макет светофора, картинки с ситуациями на дорогах.
Предварительная работа:
- На прогулке наблюдение за транспортом
- Беседа «Сигналы светофора», «Красный, желтый, зеленый», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «О полосатой «зебре» и дорожном знаке», «Пешеходный переход», «В городском транспорте».
- Чтение стихотворений на тему ПДД
- Рассматривание фотографий «Улицы нашего города»
- Рисование транспорта.
- Аппликация «Автобус»
- Конструирование «Наши улицы»
- Дидактические игры: «Что такое улица?», «Дорожные знаки» и т.д.
- Работа с родителями по правилам дорожного движения
Ход занятия:
Дети под музыку входят в зал, куда следом залетает воздушный шарик с письмом.
Воспитатель: К нам в гости прилетел воздушный шарик. Как хорошо, что шарик до нас долетел. А ведь он мог попасть в неприятную ситуацию. Ребята, как вы думаете, что может случиться с летящим по улице воздушным шариком? (наколоться на сучок, кто-то может поймать и забрать себе, от сильного ветра может улететь в другую сторону или лопнуть от града и пр.).
- Что же там находится?
(ответы детей)
- Как нам достать письмо из шарика?
(воспитатель прокалывает шарик, воспитатель читает письмо).
Письмо. "Здравствуете, ребята! Обращаюсь к вам всем. Помогите моим друзьям. Злая волшебница Разломайка в пути на них напала и за что, не знаю, их заколдовала. Поймала Вертолётик и пароход схватила, Электровозик быстрый домой не отпустила. Даже друг-Грузовичок ей попался на крючок. Разыщите Разломайку, чтоб помочь моим друзьям. С уважением и надеждой Автомобильчик пишет вам?
Воспитатель: Ребята, поможем Автомобильчику? Но прежде, чем отправиться в путь, нужно выбрать, на каком транспорте мы поедем.
(подводит детей к транспорту: велосипед, корабль, автобус).
Игра "Хорошо – плохо».
Дети выбирают автобус, занимают свои места и отправляются на поиски Разломайки. Звучит музыка.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы и добрались. Посмотрите, что написано на вывеске: "Владения Разломайкино".
(во владениях Разломайки все сломано, лежат запчасти от машины).
- Дети, посмотрите, Грузовичок на обочине дороги, но почему-то он не едет?
(дети выясняют, что у Грузовичка квадратные колеса)
- Разломайка заколдовала Грузовичок! Как же нам ему помочь?
(выходит Разломайка)
Разломайка: Зачем ко мне пожаловали?
Дети: Автомобильчик прислал нам письмо и просит выручить его друзей
Разломайка: Каких это еще друзей?
(дети называют друзей автомобильчика).
Разломайка: Чего захотели, сначала задание выполните, а потом посмотрим, отпустить ваших друзей или нет.
- Я сейчас вас всех проверю, и игру для вас затею. Вот задам всем вам вопросы, отвечать на них непросто. Если ответ, будет согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечайте: "Это я, это я, это все мои друзья", а если нет, то молчите. Если правильно ответите на вопросы, станут круглыми колеса.
- Кто из вас идет вперед, только там, где переход?
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Знает кто, что свет зеленый означает путь открыт? А желтый свет всегда нам о внимании говорит?
- Знает кто, что красный свет — это значит хода нет?
- Кто из вас, идя домой, держит — путь по мостовой?
- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
(дети отвечают на вопросы, Разломайка после правильных ответов снимает у Грузовика квадратные колеса).
Воспитатель: Грузовичка мы с вами освободили. Давайте поставим его на автостоянку.
Разломайка: А сейчас у меня для вас — следующее задание: "Угадайте целое по частям"
Детям предлагается по 1 картинке с изображением части транспорта.
Разломайка: Угадали это влёт, Вам отдам я вертолет.
(дети ставят вертолет на аэродром)
Разломайка: Если дорогу правильно перейдете, самокат вы там найдете.
(дети читают стихи около пешеходного перехода)
1 ребенок. По городу, по улице
не ходят просто так,
Когда но знаешь правила,
Легко попасть впросак.
2 ребенок. Все время будь внимательным
и помни наперед:
Свои имеют правила
шофер и переход.
3 ребенок: Есть на каждом перекрестке пешеходный переход.
Перейди дорогу просто здесь без риска и хлопот.
(дети переводят черев переход парами и находят самокат).
Разломайка: (достает из мешка план-схему). Вот по этой схеме придется вам пройти и друга своего вы сможете найти.
(дети ориентируясь по схеме, приходят к железной дороге).
Разломайка: Чтоб на рельсы встал Электровоз — отвечайте на вопрос.
- Какие колёса у автомобиля не крутятся во время движения? (запасные)
- Может ли пассажир превратиться в зайца?
- А еще одну машинку отыщите по картинке.
(кладет на стол разрезную картинку с изображением автомобильчика).
Игра "Разрезные картинки”
(ставит автомобильчик на дорогу).
Разломайка: Светофор уже горит,
а автомобильчик ваш стоит.
Что ж не едут здесь машины,
укажите мне причину.
(на светофоре горят другие цвета).
1 ребенок. У светофора окошечка три,
при переходе на них посмотри.
Если в окошке красный горит,
"Стой! Не спеши!"- он говорит.
2 ребенок: Красный свет — идти опасно,
подожди, постой немножко!
Не рискуй собой напрасно!
3 ребенок: Коли вдруг желтое вспыхнет окошко,
Подожди, постой немножко.
4 ребенок: Если в окошке зеленый горит,
ясно, что путь переходу открыт.
Зеленый свет зажегся вдруг
- теперь идти мы можем.
Все: Ты, светофор, хороший друг шоферам и прохожим.
Разломайка: А у меня еще одно задание вам — расставить знаки по местам.
(раздает картинки-ситуации на дорогах, дети на парте находят подходящий знак. Объясняют причину выбора)
Воспитатель: Ребята, всех друзей мы выручили или нет? Идем на помощь Пароходику!
Разломайка: Хотите получить Пароход, вам задание здесь вот: и пусть мое задание будет на внимание!
Игра «Будь внимательным!"
(Разломайка отдает пароход, дети отпускают его в плавание)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы выручили всех друзей Автомобильчика. И нам пора возвращаться домой.
Разломайка: (сердится) И все равно вы не все знаете!
Воспитатель: Милая Разломайка. Ты плохие дела бросай-ка. В наш автобус полезай, вместе с нами поезжай. Будь милее и добрей, ведь добрым людям, дорогая, жить на свете веселей! И правила дорожные изучай, их никогда не нарушай!
|