срок реализации: 4 года
Составитель: Бабочкина Елена Владимировна, воспитатель г. Инта
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Направленность программы – художественная.
Нормативные основы. Содержание настоящей дополнительной общеобразовательной — общеразвивающей программы разработано с учетом следующих нормативных документов:
- ФЗ РФ от 29. 12. 2012 г. № 273 «Об образовании в РФ»
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. Постановлением правительства РФ 04. 09. 2014 № 1726
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- СанПиН 2.4. 4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18. 11. 2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных – дополнительных общеразвивающих программ»
- Устав МБДОУ «Детский сад № 32 «Родничок»
- Лицензия МБДОУ «Детский сад № 32 «Родничок» на образовательную деятельность
- Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад № 32 «Родничок».
Скачать программу
Актуальность программы. Дополнительное образование — один из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразия игровых замыслов.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении декоративного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А. В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Успешное развитие детского декоративно-прикладного творчества зависит от целого ряда условий. Главное из них — целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей, систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется воображение; обучение декоративно-прикладным умениям и навыкам.
Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – также одна из актуальных проблем на сегодняшний день, так как слабость движения пальцев и кистей рук затрудняют овладение простейшими, необходимыми умениями и навыками самообслуживания. К тому же уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Овладение различными навыками ручной работы с материалами и инструментами во время изготовления поделок в рамках кружковой деятельности, несомненно, будут способствовать развитию мелкой моторики.
Дополнительная образовательная деятельность художественного направления по декоративно-прикладному творчеству является средством всестороннего воспитания детей. Она способствуют развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир и делают открытия опытным путем – в процессе реального экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Наиболее благоприятные возможности для подлинного экспериментирования представляет художественно-продуктивная деятельность.
Отличительные особенности программы. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа кружка «Калейдоскоп» направлена на формирование и развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, раскрывает возможности отдельных направлений декоративно-прикладного творчества в художественно-эстетическом развитии дошкольников на основе интегративных видов деятельности и объединения всех областей развития ребенка.
Дополнительная образовательная деятельность по аппликации (из ткани, бумаги, сыпучего материала и т.д.), конструированию, работе с природными и бросовыми материалами, тканью, пластилином являются частью многогранной работы детского сада, поэтому декоративно-прикладная деятельность тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания.
Особое значение имеет взаимосвязь образовательной деятельности с игрой. Это взаимосвязь диктуется, с одной стороны, общностью, которая существует между двумя видами деятельности (отражение впечатлений окружающей жизни); с другой стороны – спецификой декоративно-прикладной деятельности, стремлением детей обыгрывать предметы и изображения (часто, изготовив игрушку или вылепив предмет; дети начинают играть с ним).
В настоящее время существует большое количество разнообразных материалов, представляющих огромный простор для детского творчества, но особый интерес у детей будет вызывать создание чего-нибудь необычного из вполне простых материалов.
Занятия по созданию поделок из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Совместное творчество ребенка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в детском саду и семье. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать работу, как в сфере умений, так и в поиске творческих находок. Актуальность данной программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного творчества, как целостного культурно-эстетического и социально-педагогического процесса.
Адресат программы: дошкольники младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.
Объем программы:
В год проводится 34 — 35 занятий (с сентября по май).
Количество детей в группе для освоения программы — до 15 человек.
Формы организации образовательного процесса: основной формой работы являются групповые занятия. Кроме того, используются следующие формы: индивидуальная, индивидуально-групповая, фронтальная, выставка.
Основной вид занятий – практический.
Используются следующие методы обучения:
- объяснительно-иллюстартивный,
- репродуктивный,
- проблемный,
- частично поисковый или эвристический,
- исследовательский.
Программа предлагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Срок освоения программы:
Программа работы творческого кружка рассчитана на 4 года обучения.
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю. Длительность одного занятия в младшей группе – 15 минут, в средней группе – 20 минут, в старшей группе — 20-25 минут, в подготовительной группе — 25-30 минут.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: развитие личности ребенка через обучение основам декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с основами знаний в области декоративно-прикладного творчества;
- формировать образное, пространственное мышление;
- формировать навыки и совершенствовать умения работы ручными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- обучать технологиям реализации разных видов творчества и рукоделия;
Развивающие:
- развивать восприятие формы, цвета, величины, пространства,
- развивать познавательные процессы — память, мышление, восприятие, воображение, внимание,
- формировать творческие способности,
- развивать самостоятельность, наблюдательность, любознательность, активный интерес к миру предметов и вещей, созданных людьми,
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание детей,
- способствовать формированию чувства уверенности в своих силах,
- добиваться максимальной самостоятельности детского творчества,
- содействовать воспитанию ценностного отношения к материалам и инструментам, результатам творческой деятельности окружающих,
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
|