Любовь человека к своему народу, знание его истории уважение к государству и стремление принести пользу окружающим является чрезвычайно важным в настоящее время для России, поскольку именно люди, живущие в стране есть ее будущее. Развитие патриотизма и гражданственности российского народа выступает одной из актуальных проблем современной России. Значительную роль в нравственном воспитании граждан РФ играет патриотическое воспитание. Личность дошкольника есть ничто иное, как одно из основных звеньев в цепочке преемственности поколений. Ценностные ориентиры, которые закладываются в человека с самого его детства, и главные направления его воспитания задают вектор развития общества и государство на ближайшие десятилетия. В связи с этим целесообразным выступает начало нравственно-патриотического воспитания гражданина уже на дошкольном этапе его детства. ФГОС ДОО одной из составляющих познавательного развития ребенка видит формирование у него представлений о малой Родине и Отечестве, о социальных и культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках (в том числе и о Дне Победы) [5].
В силу психолого-возрастных особенностей дошкольников познание ими мира начинается с восхищения. Все, что способно впечатлить ребенка создает в его памяти надежную базу, что в свою очередь влияет на его чувства и мысли [2]. Значительную роль в патриотическом воспитании детей играет литература, поскольку детская книга вызывает положительные эмоции у ребенка.
Современные педагоги практики и теоретики рассматривают художественную литературу, как средству воспитания у детей любви к Отечеству: Сотникова С.В., А.С. Белкина, И.В. Зарецкая, И.Н Домарева, А.В. Петровская, Т.И. Кочкина, Т.А. Сидельникова и др.. И. В. Зарецкая считает, что патриотизм начитается с матери ребенка, которая знакомит его первоначально с народным фольклором, а в дальнейшем по мере взросления ребенка спектр литературных произведений расширяется и усложняется[3]. Согласно точке зрения Т.И. Кочкиной и ее коллег, литературные герои, выступающие для детей своего рода идеалом, учат их защищать свой дом, свою Родину и гордиться историей страны [1]. Педагогами рассматривают как народную, так и авторскую литературу в воспитании патриотизма, уделяя особое значение стихам и рассказам о Великой Отечественной войне (ВОВ). Чтение рассказов и стихов по данной теме расширяет у детей представление о мире и войне, формирует уважительное отношение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, обогащает их знания о празднике «День Победы» и пр.
Важно понимание родителей и педагогов о том, что далеко не все произведения посвященные Великой Отечественной войне и ее героям можно использовать с целью воспитания маленьких патриотов. Нами были рассмотрены особенности детей дошкольного возраста и выявлены следующие критерии к литературе военной тематики для дошкольников:
- стихи/рассказы о войне должны быть интересны и понятны детям. Большой интерес у дошкольников вызывают рассказы, которые повествуют о жизни детей либо подвигах маленьких героев в военное время, а также произведения, которые написаны от лица ребенка.
- произведения о войне для дошкольников должны давать четкое представление о плохом и хорошем, о причинах поступков героев произведений.
- детская литература о войне должна быть направлена на сохранение психического здоровья ребенка. Данный критерий обуславливает отсутствие детальных описаний ужасов войны таких, как пыток и иных нечеловеческих отношений.
- объем и содержание, а также используемая лексика произведений должна быть ориентирована на возраст дошкольников т.е. рассказ о Великой Отечественной войне, который читается детям в подготовительной группе, не может быть понятным и полезным в плане патриотического воспитания для младших дошкольников. В младшей группе, рассказывая детям о войне, можно познакомить их со «Сказкой о громком барабане». Для детей среднего дошкольного возраста может стать интересным чтение стихов Т. Трутнева «Победой кончилась война». Произведения Г.Гайдара, к примеру, рассказ «Война и дети» может быть уместным для старших дошкольников, а подготовительной группе можно читать произведение С.П. Алексеева «Брестская крепость».
Стоит также отметить, что чтение произведений военной тематики для дошкольников с целью развитие патриотических чувств необходимо проводить в комплексе с различными беседами о войне, сопровождать изобразительной (рисуем открытку к 9 мая либо любимого военного героя), театральной, проектной деятельностью и пр[4]. Кроме того повысить интерес детей к литературе и положительно повлиять на развитие чувства любви к Родине возможно при сотрудничестве детского сада и родителей. Задачи патриотического воспитания решаются комплексно, но художественная литература занимает одно из главных мест в формировании личности юного гражданина нашей Родины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зарецкая, И.В. Детская литература как средство патриотического воспитания дошкольников /Актуальные вопросы развития профессионализма педагогов в современных условиях: Материалы Международной электронной научно-практической конференции. дод редакцией А.И. Чернышева, Т.Б. Волобуевой, Ю.А. Романенко [и др. ]. — М., 2017. — С. 117-120
- Кубышкина, Н. Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы / Н. Д. Кубышкина, Н. Л. Будякова, Л. И. Скарга. — Текст: непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 332-334.
- Патриотического воспитания дошкольников средствами художественной литературы/ Т.И. Кочкина, И.Н Домарева, А.В. Петровская, Т.А. Сидельникова // Наука и образование: вектор развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России. Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. Главный редактор М.П. Нечаев. — Чебоксары, 2016. — С. 126-128
- Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие// [Электронный ресурс] // режим доступа: http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/14. php.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] / ФИРО ( «Федеральный институт развития образования») – Режим доступа: http://www. firo. ru/? page_id=11003
|