Консультация для родителей дошкольников «Расскажите детям о Войне»
Автор: Едренкина Любовь Владимировна, воспитатель первой квалификационной категории Санкт-Петербург Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №64 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга
Нужно ли рассказывать детям о войне?
Этот вопрос возникает не только у родителей.
В том, что рассказывать нужно, нет никаких сомнений. А вот когда начинать такой непростой разговор, что сказать, а что оставить «за кадром». В этом родителям следует полагаться на свой опыт и наши педагогические рекомендации.
РАССКАЗАТЬ О ВОЙНЕ...
Скачать: Консультация для родителей дошкольников «Расскажите детям о Войне» (полный конспект)
1.
ДЛЯ ЧЕГО?
Патриотическое чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства. Не страшно, и даже неплохо, если ребенок немного поплачет, слушая рассказы о мальчике, погибшем на глазах у матери или о солдате, бросившемся с последней гранатой под фашистский танк. Такие эмоции не расстраивают нервную систему ребенка, они являются началом патриотических чувств.
2.
КОГДА?
Как правило, первый раз родители в общих чертах говорят о войне с четырёх пятилетними детьми, но, разумеется, главным индикатором должен служить интерес самого ребенка к этой теме.
3.
КАК?
Какие найти слова, чтобы поведать дошкольнику о страданиях молодых ребят, ставших впоследствии героями? Как донести суть происходившего в те далекие годы грамотно и вызвать в маленькой душе чувство гордости, сострадания, почитания, патриотизма?
4.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
Для детей, которых мы относим к «младшему школьному возрасту», список литературы на тему Великой отечественной войны весьма обширен и разнообразен. Не последнее место в нём занимает публицистическая книга Нисона Ходзы «Дорога жизни». Эта книга впервые увидела свет в 1974 г. и с тех пор не раз переиздавалась. В последний раз – в прошлом году, в издательстве Детгиз. Книга представляет собой сборник небольших рассказов, в которых раскрыта история блокадного Ленинграда, начиная от первого дня блокады и заканчивая нынешней памятью о блокаде.
Детская литература, 1984 Детгиз, 2011
Книга Нисона Ходзы не вполне обычная, в ней нет вымышленных персонажей или придуманных диалогов, она документальна. Страница за страницей автор рассказывает, как жил блокадный Ленинград, чем были заняты люди, как прокладывали «дорогу жизни», возили по ней хлеб и пытались спасти людей, как на заводах работали школьники и школьницы, а уроки проводили в бомбоубежищах. Некоторые рассказы повествуют об отдельных людях, проявивших незаурядные мужество и героизм, – о шкипере Антошихине, военных шофёрах Макове и Петухове, военном фельдшере Ольге Писаренко.
Ходза пишет правдиво и в то же время очень деликатно, в книге нет красочного описания истощённых детей, не рассказано о случаях каннибализма, о том, что самой престижной профессией в блокадном городе была работа дворника, не упомянуто о том, чем делился Д. С. Лихачёв в своих воспоминаниях, – что «дорогу жизни» ленинградцы зачастую именовали «дорогой смерти», так опасна она была… Говорил ли автор здесь «полуправду» или делился своим опытом (а Н. Ходза тоже пережил блокаду)? Мы можем отвечать на эти вопросы по-разному, но одно совершенно точно: все истории написаны с глубочайшим уважением и состраданием ко всем, пережившим трагедию, и с большим желанием увидеть то лучшее, что проявилось в людях, благодаря трагедии.
Каждый рассказ сопровождается множеством архивных фотографий, исторических карт, предоставленных военными музеями Санкт-Петербурга, и рисунками художника В. Бескаравайного. Текст начинается обращением «к юному читателю», и это обращение, и само издание созданы так, что сразу становится понятна адресация книги – младшие школьники. Текст набран очень крупным шрифтом, так что книга хороша и для самостоятельного чтения.
|